Музейная коммуникация и информационные технологии

Проникновение информационных технологий в сферу музейной деятельности началось намного раньше, чем это может показаться нам из "компьютерной реальности" второго десятилетия XXI в.

Исторический экскурс

Уже в 1962 г. был сделан первый шаг на пути создания электронных музейных каталогов: "Правительство Франции приняло закон о создании "Генерального каталога художественных сокровищ страны”, в который должно быть включено около пяти миллионов объектов (недвижимых памятников и музейных коллекций). Для реализации этой программы создана специальная Служба информатики при Министерстве культуры".

Франция, Канада и США стали первыми странами, сформировавшими (в течение 1962—1974 гг.) электронные базы данных, зафиксировав сокровища, хранящиеся в их национальных музейных коллекциях. В 1970-х гг. стали возможны первые мультимедийные эффекты: цифровые технологии "научились" создавать и воспроизводить звук и графическую информацию. В крупных советских музеях начали применяться ЭВМ (например, в Государственном Эрмитаже возник электронный каталог коллекций античной художественной бронзы и др.).

В 1980-х гг. появляются уже автоматизированные информационные системы, и наконец 1990-е гг., ознаменовавшиеся появлением Интернета, показали миру все разнообразие возможностей цифровых технологий, то, что называется мультимедийностью, — одновременное использование звука, видеоизображения, анимации, текста, дизайна и графики. В первую очередь это расширило презентационные средства музея, стали появляться электронные презентации, демонстрирующие отличительные достоинства музеев. Музеи заявили о себе в интернет-пространстве, стали появляться сайты музеев, виртуальные туры и экскурсии, анимационные ролики.

Начало XXI в. принесло в музей настоящий бум цифровых технологий, который до настоящего времени не утих, но приобретает все больший масштаб. Цифровые технологии стремительно проникают в музейную экспозицию. Мобильность и малые размеры современных цифровых устройств с одновременным наращиванием емкости памяти и прочих возможностей делают их весьма привлекательными для многих, особенно для молодежи, что дает шанс музею сделать доступным для массового посетителя такое количество информации, которое охватить в обычной экскурсии невозможно. Музеи выпускают специальные приложения для смартфонов и планшетных компьютеров, которые становятся новыми каналами передачи "музейного контента".

Мультимедийные цифровые устройства встраиваются в саму предметную среду музейной экспозиции: рядом с музейным экспонатом располагаются экраны мониторов, помогающие посетителю добывать дополнительную информацию об объекте, показывают данный объект в его естественной природной среде. В Дарвиновском музее (Москва) используется, например, следующий прием: рядом с чучелом птицы (благодаря которому мы можем оценить ее реальный размер, вид, цвет оперенья и т.д.) на мониторе включается аудио- и видеосопровождение, позволяющее увидеть эту птицу в движении, в процессе добывания пищи, строительства гнезда и пр., увидеть естественную среду ее обитания и услышать пение. Рядом с облачением шамана мы видим запись сто ритуального танца, слышим звуки бубна и голос шамана.

Цифровые технологии с успехом применяются для сценирования экспозиции: шаг за шагом перед посетителем раскрывается та картина, которая, по замыслу проектировщика экспозиции, помогает восприятию, укрупнению именно тех моментов, которые ведут к постижению идеи, заложенной в экспозиции. Технические средства помогают создавать своеобразную драматургию музейной экспозиции, раскрывать ОГЛАВЛЕНИЕ документов, предметов с помощью художественных средств (смена освещения, выделение звуком и цветом, создание эффекта неожиданности, контраста, противопоставления и др.).

В настоящее время можно с определенностью сказать о существовании трех моделей проектирования музейной экспозиции с использованием цифровых технологий: аудиовизуальной, интерактивной и виртуальной.

Аудиовизуальная модель строится по принципу "монолога". Посетитель выступает в роли "читателя": ему предлагается информация, в том числе и дополнительная, для получения которой "читатель" может воспользоваться имеющимся цифровым оборудованием.

Интерактивная модель построена по принципу "диалога". От посетителя ожидается активное взаимодействие с экспозицией. Интерактивная модель часто осуществляется с помощью игры, в которую вовлекается посетитель. Здесь широко используются дополнительные технические средства, задействующие разные органы чувств: не только зрение и слух, но также и осязание, и обоняние.

Виртуальная модель строится не в реальном, а в виртуальном пространстве, хотя для ее построения используются образы реально существующих предметов и документов. Виртуальная модель может строиться и по принципу монолога, и по принципу диалога. Здесь активно используются мультимедийные возможности: текст, графика, аудиовизуальные средства и т.д. В качестве примера можно обратиться к экспозициям виртуального музея ГУЛАГа (gulagmuseum.org), виртуального музея русского примитива (museum.ru/primitiv) и др.

Информационные технологии привнесли в деятельность музеев такие нововведения, как оцифровка музейных фондов и создание автоматизированных информационных систем (АИС). Оцифровка обозначает перевод изображения музейного предмета или архитектурного объекта в цифровой вид, пригодный для записи на электронные носители. Каким задачам служит оцифровка музейных фондов?

Это задачи, решение которых актуально как для нынешнего, так и для будущих поколений:

хранение информации: создание электронных баз данных — электронного каталога с полным описанием и изображением предмета (включая, где необходимо, 3D-изображение);

передача информации: обслуживание запросов;

позиционирование музея как хранителя и экспозиционера соответствующих коллекций;

формирование коммуникационного пространства музея.

Важно запомнить!

Оцифровка музейных фондов и введение АИС создают новые, поистине революционные возможности и для музейных работников, и для всех, имеющих нужду в обращении к музейным фондам.

"Представим себе, что в наш гипотетический краеведческий музей пришел некий гражданин, который интересуется конкретной темой, например церковью, от которой давно и следа не осталось. Этот гражданин хочет написать статью, прочесть лекцию, организовать выставку. В былые, докомпьютерные времена гипотетический сотрудник музея мог только развести руками: “Да, у нас точно что-то есть. Лично я храню фотографии, их всего где-то тысяч тридцать. Искать будем?”"[1]. АИС легко справляются с таким запросом.

Автоматизированные информационные системы помогают осуществлять следующие функции музея:

проведение сверки с целью обеспечения сохранности музейных фондов (функции отдела учета);

обслуживание запросов: как внутренних (работников самого музея - хранителей, экспозиционеров, реставраторов и др.), так и внешних;

хранение и систематизация музейной документации, порождаемой в процессе работы его сотрудников (научных паспортов, топографических и экспозиционных описей, каталогов, разнообразных списков и т.д.).

Для того чтобы ЛИС стала действительно эффективным инструментом в работе музея, ее база данных должна содержать помимо описания музейных предметов также и персоналии, события, связанные с ними, т.е. сведения об авторах, исследователях, изготовителях, бывших владельцах, об исторических событиях, выставках и т.д. Качественное выполнение запросов, обращенных к АИС, требует продуманной системы классификации и рубрикации музейных предметов.

Когда объем информационных ресурсов музея, содержащийся в АИС, достигает определенного уровня (но мнению экспертов — 70% от фактического размера коллекции[1]), научно-исследовательская деятельность его сотрудников перемещается в большей степени из фондов музея (т.е. из области физического контакта с реальными предметами) в область виртуальную — с данными, предоставляемыми АИС. Это означает, что уникальные предметы и документы, составляющие музейную коллекцию, не будут тревожить лишний раз, и это обеспечит их большую сохранность.

Информационные технологии создают условия для позиционирования музея в пространстве Интернета, что, безусловно, означает многократное расширение сферы его коммуникации:

в научном мире;

профессиональном музейном сообществе;

сообществе частных коллекционеров;

с потенциальными посетителями;

потенциальными благотворителями и дарителями.

Присутствие музея в информационном пространстве — это, прежде

всего, наличие там его коллекций, точнее, изображений предметов этих коллекций. Данный вопрос вызывает споры в музейной среде. Часть музейных работников полагает, что выставление в Интернете изображений музейных предметов невыгодно с экономической точки зрения: посмотрев картинки в Интернете, посетители, по их мнению, уже не захотят идти в сам музей.

Реальность опровергает подобные опасения. В действительности музеи, выставляющие свои собрания в интернет-пространстве, только выигрывают от этого. Для примера можно привести опыт Дарвиновского музея в Москве. До появления Интернета мало кто знал об этом музее. Информационные технологии, активно используемые данным музеем как в собственных стенах, так и в виртуальном пространстве Интернета, сделали его одним из самых популярных в стране. Его экономические показатели сопоставимы с показателями успешных коммерческих предприятий. Зарубежный опыт также показывает беспочвенность опасений по поводу присутствия в Интернете большого количества изображений музейных коллекций — как в формате государственного электронного каталога, так и на официальных сайтах музеев, в социальных сетях.

Президент некоммерческого партнерства "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (АДИТ) Н. Толстая выразила но этому поводу свое мнение: "Считается, что “свое” нужно всячески защищать. А мне кажется, что чем более музей открыт, чем щедрее он делится своей информацией, в том числе изображениями, тем он более известен и авторитетен. Преподавателям, студентам, рядовым посетителям нужны обычные, экранного качества картинки. А когда что-то недоступно, оно просто исключается из поля зрения. Здесь скрытность приносит только вред. В этом смысле многие музеи совершили большой рывок вперед, разрешив у себя бесплатное фотографирование"[3].