Мусульманское право

Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право – шариат ("праведный путь"). По мере продвижения границ государства расширялось и действие мусульманского права.

Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Его важнейшей особенностью было то, что шариат регулировал не отдельные сферы общественной и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный характер. Единственный Бог – Аллах – обеспечивал единый и универсальный правовой порядок.

Шариат до сих пор является неотъемлемой частью мусульманской религии. В то же время трактовка и понимание шариата в мусульманском мире не носит однозначного характера. Еще в VII в. в исламе возникли три основных течения: сунниты (признавали полный текст Сунны), шииты (считали достоверными только те хадисы Сунны, что исходили от пророка Али) и хараджиты (следующие образцу политики и практики двух первых халифов – абу Бакра и Омара). Позднее в рамках этих течений формируются направления или школы юридического толкования (мазхабы). Так, например, у суннитов выделяют мазхабы ханифитов, маликитов, шафиитов и ханбалитов. У шиитов возникают течения исмаилитов, джафаритов, зейдитов и др. Все они одновременно являются богословскими и правоведческими толками.

До XIII в. все эти течения, несмотря на соперничество, сосуществовали не только в рамках Арабского халифата, но и в границах отдельных провинций и крупных городов, куда часто назначалось несколько главных судей.

Источники права

Основными источниками мусульманского права являются следующие:

Коран – главная священная книга мусульман, собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме "пророческих откровений". При жизни Мухаммеда текст Корана передавался по памяти. Первые записи полного текста Корана были сделаны ближайшими сподвижниками вскоре после смерти Мухаммеда в 632 г. Между 650–655 гг. но приказу халифа Османа был составлен канонический текст. Коран включает 114 глав (сур), поделенных на 6219 стихов, но лишь 500 из них содержат предписания правил поведения мусульман, причем только 80 можно рассматривать как собственно юридические. Вместе с тем, именно общее ОГЛАВЛЕНИЕ Корана определяет направление шариата.

Сунна – сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Сунна содержит предписания семейно-наследственного и судебного права.

Иджма – решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне.

Фетва – письменное заключение отдельных религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

Кияс – решение правовых дел по аналогии.

Урф и адаты – правовые обычаи, не противоречащие принципам и нормам ислама.

С развитием государства повышалась и роль законов и указов халифа (канунов и фирманов) как источников нрава.

Субъекты права

Важнейшей чертой мусульманского права был его акцент не на права, которыми обладает человек, а на обязанности перед Богом. Субъектом права являлся Аллах, человек же получает возможность пользоваться правами лишь в той мере, в какой он исполняет обязанности перед Богом. Отсюда основное внимание шариат уделял не правоспособности, а дееспособности лиц. Полноправным статусом по шариату пользовались только мусульмане. Иноверцы (зиммии) занимали более низкое положение, платили высокие налоги, не могли вступать в брак с мусульманами.

Вещное право. Мусульманское право выделяло особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина: воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. В собственности правоверных не могли быть и так называемые "нечистые вещи": вино, свинина, книги, противоречащие исламу. Шариат знал деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые. Особое внимание уделялось классификации земель и земельных прав, среди которых выделяли следующие:

1. Хиджаз – земли, на которых, по преданию, жил пророк Мухаммед. Эти земли имели особый правовой статус: здесь могли селиться только мусульмане, нельзя было рубить деревья, охотиться.

2. Мульк – категория земель, находившихся в частной собственности.

3. Икта – условное земельное держание, выделяемое за службу.

4. Вакф (вакуф) – земли, принадлежащие религиозным учреждениям (мечетям, медресе), переданные собственником религиозным или благотворительным организациям. Лицо, установившее вакф, теряло право собственности, но сохраняло право управления имуществом и на часть доходов от него.

Шариат выделял следующие способы приобретения права собственности на имущество: наследование, договор, находка вещи. Имущество, захваченное как военная добыча, делилась на три части: ⅓ переходила в собственность добытчика, ⅓ – государству, ⅓ – церкви (мечетям и т.п.).

Обязательства. Обязательства в Арабском халифате делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривался как результат взаимного соглашения сторон. Обязательной формы договора не было. Он мог быть заключен как устно, так и письменно. При этом обязанность соблюдать заключенные договоры Кораном рассматривалась как священная. Однако договоры, заключенные в отношении вещей, изъятых из оборота, "нечистых" или с безнравственными целями, считались недействительными.

Наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества. Купля-продажа допускалась лишь в отношении реально существующих вещей, однако ханифиты считали, что можно продать вещь, которая будет получена в будущем. При обнаружении у вещи скрытых недостатков договор мог быть расторгнут. На договор займа большое влияние оказывали запрет обращать должника в рабство и осуждение шариатом ростовщичества. Широкое распространение караванной торговли, а также оросительного земледелия обусловили распространение договоров товарищества.