Муниципальные правовые акты

Муниципальные правовые акты – особый вид источников муниципального права, принимаемых по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В их число входят не только акты, принимаемые органами и должностными лицами местного самоуправления, а также акты, принятые населением непосредственно на местном референдуме или сходе граждан. Следует отметить, что население может принимать акты, регламентирующие исключительно вопросы местного значения. Органы и должностные лица местного самоуправления, кроме того, могут принимать акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий. Основным видом муниципальных правовых актов являются уставы муниципальных образований. К числу договорных муниципальных правовых актов относятся соглашения органов местного самоуправления поселений, входящих в состав муниципального района, с органами местного самоуправления муниципального района о взаимной передаче ими осуществления части своих полномочий.

В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); 3) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; 4) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации, иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Можно выделить следующие виды муниципальных правовых актов.

По объекту принятия: 1) акты, принимаемые по вопросам местного значения; 2) акты, принимаемые по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий.

По субъектам принятия: 1) акты, принятые населением непосредственно; 2) акты, принимаемые органом местного самоуправления; 3) акты, принятые должностным лицом местного самоуправления.

По юридической природе: 1) акты, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила; 2) акты, имеющие индивидуальный характер.

В любом случае муниципальный правовой акт должен быть документально оформлен и подлежать исполнению на всей территории муниципального образования, что еще раз подчеркивает публичный (властный) характер местного самоуправления.

Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься депутатами представительного органа муниципального образования, главой муниципального образования, иными выборными органами местного самоуправления, главой местной администрации, органами территориального общественного самоуправления, инициативными группами граждан, а также иными субъектами правотворческой инициативы, установленными уставом муниципального образования.

Порядок внесения проектов муниципальных правовых актов, перечень и форма прилагаемых к ним документов устанавливаются нормативным правовым актом органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления, на рассмотрение которых вносятся указанные проекты.

Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования. Муниципальные правовые акты, затрагивающие нрава, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Муниципальные нормативные акты о налогах и сборах вступают в силу в соответствии с НК, согласно ст. 5 которого акты о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Акты о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. Акты о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу. Акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования. В любом случае данный порядок должен обеспечивать возможность ознакомления с муниципальными правовыми актами граждан. Исключение составляют муниципальные правовые акты или их отдельные положения, содержащие сведения, распространение которых ограничено федеральным законом. Например, Положение о порядке подготовки, принятия и опубликования нормативных правовых актов Думы городского округа Краснотурьинск устанавливает, что все нормативные правовые акты, принятые Думой городского округа Краснотурьинск, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения. Неопубликованные нормативные правовые акты применению не подлежат. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в городской газете "Заря Урала". В соответствии с федеральным и областным законодательством нормативные правовые акты Думы в части, содержащей сведения конфиденциального характера, официальному опубликованию не подлежат, но в обязательном порядке доводятся до сведения органов местного самоуправления, их должностных лиц, а также организаций, на которые распространяется действие этих нормативных правовых актов. Правовые акты ненормативного характера могут быть официально опубликованы по решению Думы. Решения Думы направляются для официального опубликования главой городского округа Краснотурьинск. Для официального опубликования направляется заверенная копия решения с сопроводительным письмом на имя главного редактора городской газеты "Заря Урала". Нормативный правовой акт публикуется, как правило, в одном номере печатного издания. В случае если значительный по объему нормативный правовой акт по техническим причинам не может быть опубликован полностью в одном номере печатного издания, то такой акт публикуется в нескольких номерах подряд. В этом случае днем официального опубликования нормативного правового акта является день выхода номера печатного издания, в котором завершена публикация его полного текста.

Муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта РФ. В соответствии с Положением о ведении федерального регистра муниципальных нормативных правовых актов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10.09.2008 № 657, регистр ведется в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и федеральных законов, учета и систематизации муниципальных нормативных правовых актов, реализации конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами и организациями. Принципами ведения регистра являются актуальность, общедоступность и достоверность сведений, содержащихся в регистре. Включению в регистр подлежат регистры муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ. Утрата указанным актом силы не является основанием его исключения из регистра.

Ведение регистра в соответствии с приказом Минюста России от 19.12.2008 № 298 включает в себя: сбор регистров муниципальных нормативных правовых актов субъектов РФ; ввод информации в регистр; гарантированное хранение информации в регистре; ведение классификаторов, словарей и справочников регистра; ведение информационного портала регистра; предоставление гражданам и организациям сведений, содержащихся в регистре; режим защиты сведений, содержащихся в регистре.

Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.

Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, либо судом. В части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено уполномоченным органом государственной власти.