Мультипликативные эффекты

Проследим за тем, как государство посредством изменения расходов и ставки подоходного налога может влиять на величину равновесного национального дохода. При этом в целях упрощения будем полагать, что ставка процента фиксирована; тогда объем инвестиций становится постоянной величиной и условие равновесия (10.4) принимает вид

Запишем его в приращениях:

(10.5)

Сомножитель перед Δ/l называется мультипликатором автономных расходов. Он показывает, на сколько увеличится совокупный спрос на рынке блага, если при заданной ставке процента объем спроса отдельного макроэкономического субъекта возрастет на единицу. Так как τy + Sy < 1, мультипликатор автономных расходов больше 1. Поэтому если, например, государство увеличит закупки на рынке блага на 100 ед., то совокупный спрос, а следовательно, и выпуск, увеличится больше, чем на 100 ед. Рассмотрим этот неожиданный, на первый взгляд, вывод подробней.

Допустим, что в примере 10.1 государство решило увеличить оборонные расходы на 40 ед. Если в ответ па это предприниматели увеличат объем предложения тоже на такую же величину, то на рынке возникнет дефицит

Чтобы узнать, на сколько нужно увеличить предложение благ для восстановления равновесия, воспользуемся формулой (10.5). С учетом того, что , получаем:. При таком увеличении объема предложения на рынке восстановится новое равновесие

Процесс мультиплицирования первоначального приращения спроса в рассматриваемом примере можно объяснить следующим образом.

В результате дополнительных расходов государства на 40 ед. увеличились доходы у работников оборонной промышленности; последние в соответствии со сложившейся склонностью к потреблению располагаемого дохода израсходуют 0,75 • 0,8 • 40 = 24 на покупку бытовой техники; получив 24 ед. дополнительного дохода, производители бытовой техники 0,75 – 0,8× 24 = 14,4 ед. потратят на продукцию фермеров, доход которых возрастет на такую же величину, и т.д. Общее приращение совокупного спроса определяется по формуле

Так как величина мультипликатора обратно пропорциональна предельной норме сбережений, то возникает так называемый парадокс сбережений: если потребители в преддверии спада производства увеличивают свои сбережения, то тем самым они приближают спад; стремясь быть богаче, они становятся беднее.

Парадокс сбережений – одно из наглядных проявлений сущности кейнсианской концепции: совокупный спрос – доминанта экономической конъюнктуры.

Допустим, что в примере 10.1 из-за ожиданий ухудшения экономической конъюнктуры домашние хозяйства сократили автономное потребление с 54 до 50 ед. Тогда для восстановления равновесия придется сократить объем производства с 710 до 700 ед.

Увеличив сбережения на 4 ед., домашние хозяйства потеряли 10 ед. дохода[1].

Проследим теперь за последствиями изменения ставки подоходного налога. В состоянии равновесия на рынке блага

(10.6)

Повышение ставки налога на Δτy изменит совокупный спрос на некоторую величину Δу. Для сохранения равновесия на рынке благ должно выполняться равенство

(10.7)

Вычтя равенство (10.6) из равенства (10.7), после преобразований получим

(10.8)

где – приращение налоговых поступлений вследствие изменения ставки подоходного налога.

Сомножитель, стоящий перед АТ, называют налоговым мультипликатором; он показывает, на сколько сократится (увеличится) совокупный спрос при увеличении (уменьшении) налоговых платежей на единицу.

Так как Сy < 1, то по абсолютной величине налоговый мультипликатор меньше мультипликатора автономных расходов. Следовательно, рост государственных расходов на определенную величину вызовет больший прирост совокупного спроса, чем сокращение на такую же величину суммы налогообложения. Это объясняется тем, что при снижении налогов первоначальный прирост спроса будет равен не АТ, а только СуΔТ. При небольших значениях Су налоговый мультипликатор будет меньше 1; так, если δу = 0,2, а Су = 0,5, то 0,5/(1 – 0,5 + 0,5 • 0,2) = 0,83.

Мультипликативные эффекты и государственный бюджет. Изменение величины государственных расходов и налогов отражается на состоянии государственного бюджета. Превышение государственных расходов над доходами образует дефицит госбюджета

(10.9)

а превышение доходов над расходами называют профицитом.

Допустим, государство увеличило покупки благ на AG при неизменной ставке налога. Тогда наряду с увеличением выплат из госбюджета возрастут и налоговые поступления в бюджет вследствие увеличения национального дохода, вызванного ростом госрасходов. В результате дефицит государственного бюджета изменится на . С учетом выражения (10.5) получаем

Сомножитель, стоящий перед AG, меньше единицы. Поэтому при увеличении государственных расходов дефицит бюджета возрастает на меньшую, чем расходы, величину; государственные расходы частично сами себя финансируют.

Чтобы выявить влияние изменения ставки подоходного налога на состояние госбюджета, запишем уравнение (10.9) в приращениях при фиксированном размере государственных расходов

(10.10)

После вычитания (10.9) из (10.10) остается:

Поскольку при изменении ставки подоходного налога величина Δу определяется выражением (10.8), то изменение дефицита госбюджета можно представить так:

В обобщенном виде результаты проведенного анализа последствий изменения экономической активности государства представлены в табл. 10.2.

Таблица 10.2

Последствия изменения государственных расходов и налогообложения

Действие

Следствие

Прирост национального дохода

Увеличение дефицита бюджета

Изменение государственных расходов на ΔG

Изменение налоговых поступлений на ΔΓ

Таким образом, одна и та же дополнительная нагрузка на государственный бюджет (ΔG = АТ) порождает неодинаковые последствия в зависимости от того, растут ли государственные расходы при неизменном налогообложении или снижаются налоги при фиксированном объеме государственных расходов. Национальный доход возрастет в большей степени при росте государственных закупок, чем при снижении налогов: (1) > (2), а бюджетный дефицит будет больше при сокращении налогов: (3) < (4).

Для обеспечения сбалансированности государственного бюджета необходимо соблюдать равенство G = τyу. В этом случае ставка подоходного налога и размер государственных расходов становятся взаимозависимыми величинами. Условие равновесия на рынке благ принимает вид

При неизменном объеме инвестиций Ay = AG, т.е. повышение на определенную величину государственных расходов в случае финансирования их за счет увеличения подоходного налога приводит к росту национального дохода на такую же величину. Иначе говоря, увеличение госбюджета на определенную величину сопровождается ростом национального дохода на такую же величину. Этот парадоксальный на первый взгляд вывод, сделанный норвежским экономистом Трюгве Хаавельмо и получивший название "теорема Хаавельмо", следует из того, что мультипликатор государственных расходов больше налогового мультипликатора.

Эффект теоремы Хаавельмо, как и парадокс сбережений, подчеркивает специфику экономической конъюнктуры, соответствующей принятым в данной главе упрощениям. В последующих главах мы увидим, что при взаимодействии рынка благ с другими макроэкономическими рынками эти эффекты существенно модифицируются.