Мозг, психика, интеллект, сознание

Мозг – центральный отдел нервной системы человека и животных, главный орган психики. Недавние революционные достижения в исследованиях мозга существенно изменили представление о нем. Нейрохирург Карл Прибрам развил оригинальную модель мозга, которая постулирует, что некоторые важные аспекты его функций основаны на голографических принципах. Прибрам, завоевавший за несколько десятилетий экспериментальной работы в нейрохирургии и электрофизиологии репутацию ведущего исследователя мозга, прослеживает начало своей голографической модели в изысканиях своего учителя Карла Лешли. В бесчисленных экспериментах на крысах по проблеме локализации психологических и физиологических функций в различных участках мозга Лешли открыл, что воспоминания хранятся во всех частях коры, а интенсивность зависит от общего числа их активных клеток. В книге "Механизмы мозга и разум" (1929) Лешли выразил идею, что возбуждение миллионов нейронов мозга образует стабильные интерференционные паттерны, рассеянные по всей коре и представляющие базис для всей информации в системах восприятия и памяти. Прибрам, пытаясь разрешить концептуальные проблемы, возникшие в связи с экспериментами такого рода, заинтересовался некоторыми удивительными действиями оптических голограмм. Он понял, что модель, основанная на голографических принципах, может объяснить многие из кажущихся таинственными свойства мозга – огромный объем памяти, дистрибутивность (распределительность) памяти, способность сенсорных систем к воображению, проекцию образов из области памяти, некоторые важные аспекты ассоциативного воспоминания.

Работая в этом направлении, Прибрам пришел к заключению, что голографический процесс может послужить объяснительным средством, чрезвычайно действенным в нейропсихологии и психологии. В книге "Языки мозга" (1971) и в серии статей он сформулировал основные принципы того, что в дальнейшем получило название голографической модели мозга. Эта модель не противоречит локализации функций в различных системах мозга. Локализация функций по большей части зависит от связей между мозгом и периферийными структурами. Именно они определяют, что кодируется. Голографическая гипотеза обращается к внутренней связности в каждой из систем, и эта связность определяет, как события становятся кодами.

Психика (от греч. psychikos – душевный) – целостность всех психических процессов, сознательных и бессознательных. Психика – высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика – продукт и условие сигнального взаимодействия живой системы (живого существа) и его среды.

Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок) – общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, осуществлять умозаключения.

К. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знания интеллекта и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и намять, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешиваются с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Но в подобных случаях речь идет о расстройстве какой-то определенной физиологической или психической функции, о расстройстве же интеллекта здесь говорить трудно.

Обладание большими знаниями само по себе, несомненно, указывает на наличие определенных способностей, выходящих за рамки одной только способности к воспроизведению содержаний памяти. Вместе с тем существует взаимная независимость способности к обучению и собственно интеллекта (способности к суждению). Человека можно научить массе сложнейших вещей. Но не следует смешивать способность к обучению с интеллектом. Объем багажа знаний зависит не только от способностей к обучению или интересов индивида, но и от социальной среды. Для того чтобы оценить человека в аспекте его интеллекта (умственных способностей), используется множество разнообразных критериев. Существуют не только большие или меньшие степени развития умственных способностей, а некое глубоко укорененное "древо", объединяющее многочисленные и разнообразные способности. Философы издавна ставили вопрос: существует ли способность к разнонаправленной реализации собственного потенциала вообще? В Средние века шел спор о том, подчинена ли интеллекту воля или, наоборот, интеллект зависит от воли. Первую точку зрения развивал Фома Аквинский, вторую – Дунс Скотт и Уильям Оккам. Современные психологи считают, что воля относится к области психического, а интеллект – к сфере духа. Поэтому интеллект "выше" воли. Феноменология интеллекта (умственных способностей) отличается большим разнообразием. Некоторые люди гибко схватывают существо вопроса. Однако такая гибкость не является обозначением блестящих умственных способностей. Практическая смышленость и абстрактный интеллект – не одно и то же. Помимо способности к суждению принимается в расчет также спонтанность и наличие инициативы.