Мозг и психика

Психика выступает как свойство живой высокоорганизованной материи, мозга.

Нервная система — центр деятельности всего организма. Формирование нервной системы, спинного и головного мозга, начинается с третьей недели после оплодотворения яйцеклетки, после восьмой недели нервная система начинает функционировать, в результате чего появляются первые движения эмбриона. К моменту рождения все нервные клетки (нейроны) сформированы и больше в течение жизни не обновляются и не формируются. Общее количество нейронов в головном мозге достигает 100 млрд. Мозг новорожденного ребенка весит в пять раз меньше, чем мозг взрослого человека. Индивидуальные различия веса мозга взрослого человека варьируются от 900 до 2000 г, причем больший вес мозга еще не гарантирует высокого уровня интеллектуальных возможностей.

Нервная система делится на центральную и периферическую (включает нервы и нервные узлы, расположенные во внутренних органах: иннервируют сердце, легкие, пищеварительный тракт, сосуды, мышцы. Периферийная вегетативная нервная система управляет работой организма и практически не зависит от волевых усилий человека). Центральная нервная система состоит из спинного мозга и различных структур головного мозга. Основными компонентами головного мозга являются два полушария, мозжечок и ствол мозга. Кора полушарий отвечает за речь, мышление, память, принятие решений. Мозжечок в основном помогает координировать движения тела. Ствол мозга управляет физиологическими процессами в организме: ритмом сердца, дыханием, уровнем артериального давления и т.п.

Нервная система выполняет две главные функции: функцию передачи информации, за которую ответственны периферическая нервная система и связанные с нею рецепторы (чувствительные элементы, находящиеся в коже, глазах, ушах, во рту и пр.) и эффекторы (железы и мышцы), и функцию интеграции и переработки получаемой информации и программирования наиболее адекватной реакции. Эта функция принадлежит центральной нервной системе и включает широкий диапазон процессов — от простейших рефлексов на уровне спинного мозга до самых сложных мыслительных операций на уровне высших отделов мозга.

Мозг состоит из серого (скопление нервных клеток) и белого (скопление нервных волокон) вещества. В каждом кубическом сантиметре коры головного мозга человека содержится около 1000 км нервных волокон, соединяющих нервные клетки между собой. Профессор Р. Хайер обнаружил, что мужчины думают больше серым веществом, а женщины в процессе мышления задействуют в десять раз больше белого вещества, чем мужчины.

Повреждение или неадекватное функционирование любого участка нервной системы вызывает специфические нарушения в функционировании всего организма и психики. Наиболее сильно на психику влияет характер полноценности н адекватности функционирования головного мозга, особенно коры головного мозга. В коре головного мозга выделяются сенсорные зоны, куда поступает и где обрабатывается информация от органов чувств и рецепторов, моторные зоны, управляющие скелетной мускулатурой тела и движениями, действиями человека, и ассоциативные зоны, которые служат для переработки информации. Например, примыкающие к сенсорным областям гностические зоны ответственны за процесс восприятия, а соседние с моторно-двигательной областью праксические зоны обеспечивают тонкую моторику и автоматические движения. Ассоциативные зоны, расположенные в лобной части мозга, особенно тесно связаны с мыслительной деятельностью, речью, памятью и осознанием положения тела в пространстве.

При рождении ребенок обладает врожденными рефлексами сосания, мигания, реагирования па свет и звук; впрочем, эти рефлексы уже функционируют с семи месяцев внутриутробного развития, т.е. плод сосет свой большой палец, реагирует на громкие звуки, способен слышать голос матери и разговаривающих с пей людей. Дальнейшее развитие мозга, рефлексов и психики происходит в течение жизни и зависит от условий существования. Развитие мозга ребенка завершается к 6 годам (известно, что младенец рождается с небольшим количеством синапсов — мест соприкосновения отростков нервных клеток друг с другом и передачи нервных импульсов, информации, а к 6 годам количество синапсов резко увеличивается, стабилизируется, уже больше не меняясь на протяжении всей жизни), однако функциональной зрелости мозг достигает к 18 годам (так как популяция нейронов уже полностью сформирована до рождения, то дальнейшее созревание нервной системы связано только с разветвлением отростков у каждого нейрона, мислинизацией нервных волокон, образованием различных многоуровневых мозговых функциональных систем, развитием глиальных клеток, ответственных за питание нейронов).

Начиная с 25-летнего возраста ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток, однако вначале этот процесс не влечет серьезных последствий, поскольку в коре головного мозга насчитывается около 40 млрд нервных клеток. Функции погибших нервных клеток берут на себя их оставшиеся в живых "коллеги"; так, одна живая нервная клетка может заменить девять погибших (она увеличивается в размерах, формирует новые отростки и связи с другими нейронами). Недавние исследования показали, что иногда новые нейроны могут возникать из стволовых клеток даже в мозге взрослого человека. Экспериментально обнаружено, что стволовые клетки можно извлечь из мозга зародышевой ткани и пересадить в другой участок нервной системы, где они превратятся в нейроны, но может наступить безудержное размножение стволовых клеток, и тогда образуются злокачественные опухоли.

В 2005 г. профессор Пери Бартлет установил, что обновлению клеток мозга содействует вещество пролактин, для выработки которого нужны физические и умственные нагрузки, занятия любовью, бегом, разгадывание сложных кроссвордов.

После 45 лет процесс гибели нейронов усиливается (каждый день могут погибать сотни тысяч нейронов), что приводит к снижению скорости восприятия, усвоения новой информации, к замедлению скорости, точности реакций, нарушениям памяти, ослаблению интеллекта (вплоть до старческого слабоумия), нарушениям движений, эмоциональным и личностным изменениям. Из-за гибели нейронов при старении уменьшается масса головного мозга (до 1,1 кг к 90 годам, в то время как масса мозга взрослого человека колеблется от 1,4 до 2 кг, что составляет 2% от общей массы тела человека). Однако умственные способности не определяются величиной и массой головного мозга. При нездоровом образе жизни, под влиянием стрессов, алкоголя, наркотиков, плохой экологии процессы гибели нервных клеток мозга резко ускоряются и усиливаются, что приводит к деградации психики и интеллекта, к деменции и летальному исходу.

Полноценное функционирование нейронов поддерживается глиальными клетками (их в девять раз больше, чем нейронов), которые транспортируют питательные вещества из кровеносных сосудов в нейроны, поддерживают нормальный баланс ионов в мозге, обезвреживают болезнетворных микробов, влияют на образование синапсов и установление нервных связей между зонами мозга, обмениваются сигналами с нейронами и другими глиальными клетками: есть гипотеза, что высокие концентрации глиальных клеток в мозге превращают некоторых людей в гениев. Следует учитывать, что, несмотря на высокую пластичность человеческого мозга, любое повреждение или удаление его части меняет личность человека, влияет на его психику, а гибель определенных зон мозга (центры дыхательной и сердечной деятельности) способна приводить и к летальному исходу. Так, при повреждении зоны Брока — в задней трети нижней лобной извилины, — у человека нарушается речь, но если повреждена зона Вернике -в задней трети верхней височной извилины, — больной может говорить, но его речь становится бессодержательной. Если же поражена лобная кора мозга, то реальное восприятие внешней среды и самооценка нарушаются, человек не может интегрировать информацию восприятия, памяти с эмоциями и мотивациями, не может вырабатывать программу действий с учетом желаемых последствий. Страшной является операция лоботомии — отсечение связей лобной коры от остальной части мозга или разрушение связей между правой и левой половинами лобной коры. Эта операция полностью уничтожает личность человека, уподобляя его растению.

Американским врачам из университета Рочестера удалось идентифицировать участок мозга, отвечающий за чувство юмора, а также за социальную и эмоциональную оценки и за функцию планирования. Он расположен в нижних отделах лобной доли. После инсультов, локализованных в этой зоне, человек может быть начисто лишен способности понимать шутки. А люди с повреждениями предлобной коры мозга не смогут понять чужое выражение лица, оценить эмоциональное состояние другого человека, не помогут, не проявят сочувствия, а также не воспримут сарказм, насмешку. Британским ученым удалось даже обнаружить четыре зоны, ответственные за чувство любви, причем все они входили в лимбическую систему мозга, ответственную за целый комплекс эмоциональных проявлений человека. У людей, проявляющих жестокое поведение, страдающих антисоциальной формой психопатии, специалисты обнаружили специфические изменения в передних отделах головного мозга. Эта область мозга ответственна за подавление агрессии и контроль таких эмоций, как гнев и ярость.

Вертикальный контур регуляции нервной системы человека складывается на основе взаимодействия подкорковых образований и коры головного мозга. Физиологическим генератором энергии являются подкорковые образования. Вертикальные потоки информации и энергетики в рамках "подкорка — кора" являются главными для нервно-психической регуляции.

Горизонтальный контур регуляции включает взаимодействие правого и левого полушарий головного мозга. Асимметрия распределения энергетических и информационных функций, закрепленных за правым и левым полушариями, носит не жестко врожденный структурный характер, а является приобретенной, функциональной. У большинства людей наблюдается частичное преобладание активности левого полушария, которое берет на себя основные информационные и логические функции по обработке информации и активно управляет прежде всего правой рукой человека, делая ее ведущей ("правосторонняя цивилизация"). Правши составляют 80—90% современных людей. Известно, что примерно у 90% людей доминирует левое полушарие мозга, в котором расположены центры речи. Специализация мозговых полушарий достигает своего наивысшего развития у человека. В зависимости от того, какое полушарие у человека развито лучше, более активно функционирует, появляются свои отличительные свойства в психике человека, его способностях.

Профессор психологии из Калифорнийского технологического института Р. Сперри (в 1981 г. "за открытия, касающиеся функциональной специализации полушарий головного мозга", ему была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине) обнаружил, что расщепление мозга (комиссуротомия — операция по расщеплению комиссур, мозговых связей, перерезка мозолистого тела) приводило к появлению признаков "синдрома расщепленного мозга", разделению некоторых функций по полушариям (например, левое полушарие у правшей после операции теряло способность рисовать, но сохраняло способность писать, правое — разучивалось писать, но умело рисовать). Оказалось, что у правшей левое полушарие отвечает не только за речь, но и письмо, счет, вербальную память, логические рассуждения. Правое же полушарие обладает музыкальным слухом, легко воспринимает пространственные отношения, разбираясь в формах и структурах неизмеримо лучше левого, умеет опознавать целое по части. Случаются, правда, отклонения от нормы: иногда музыкальными оказываются оба полушария, иногда у правого находят запас слов, а у левого — представления о том, что эти слова означают. Но закономерность в основном сохраняется: одну и ту же задачу два полушария решают с разных точек зрения, а при выходе из строя одного из них нарушается и функция, за которую оно отвечает. Когда у композиторов М. Равеля и Ю. А. Шапорина произошли кровоизлияния в левые полушария, оба не могли больше ни говорить, ни писать, но продолжали сочинять музыку, не забыв нотное письмо, ничего общего со словами и речью не имеющее.

Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Функции левого полушария

Функции правого полушария

Хронологический порядок

Текущее время

Чтение карт, схем

Конкретное пространство

Запоминание имен, слов, символов

Запоминание образов, конкретных событий, узнавание лиц людей

Речевая активность, чувствительность к смыслу

Восприятие эмоционального состояния

Видение мира веселым

Видение мира мрачным

Детальное восприятие

Целостное, образное восприятие

Эксперименты показали, что при отключении правого полушария люди не могли определить текущее время суток, время года, ориентироваться и конкретном пространстве найти дорогу домой, ни чувствовали "выше-ниже", не узнавали лица своих знакомых, не воспринимали интонации слов и т.п.

Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р. Сперри обнаружил, что у больных с "расщепленным мозгом", особенно у молодых, речевые функции в зачаточной форме со временем совершенствуются. "Неграмотное" правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Центры речи в левом полушарии развиваются главным образом благодаря не говорению, а писанию: упражнение в письме активизирует, тренирует левое полушарие. "Но дело тут не в участии правой руки. Если европейского мальчика-правшу отдать учиться в китайскую школу, центры речи и письма постепенно переместятся у него в правое полушарие, ибо в восприятии иероглифов, которым он научится, зрительные зоны участвуют неизмеримо активнее речевых. Обратный процесс произойдет у китайского мальчика, переехавшего в Европу. Если человек останется на всю жизнь неграмотным и будет занят рутинной работой, межполушарная асимметрия у него почти не разовьется". Таким образом, функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга — это динамическое образование: в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии мозга (наибольшая выраженность асимметрии полушарий наблюдается в среднем возрасте, а к старости постепенно нивелируется), в случае поражения одного полушария возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Именно специализация полушарий и позволяет человеку рассматривать мир с двух различных точек зрения, познавать его объекты, пользуясь не только словесно-грамматической логикой, но и интуицией с ее пространственно-образным подходом к явлениям и моментальным охватом целого. Специализация полушарий как бы порождает в мозге "двух собеседников" и создает физиологическую основу для творчества.

По следует подчеркнуть, что в норме осуществление любой функции -это результат работы всего мозга: и левого, и правого полушарий.

У женщин выявлены более высокие показатели, связанные с лингвистическими функциями, памятью, аналитическими способностями и тонким ручным манипулированием, что можно связать с большей относительной активностью левого полушария их мозга.

Напротив, творческие художественные способности и возможность уверенно ориентироваться в пространственных координатах заметно лучше у мужчин. Видимо, они обязаны этими преимуществами правому полушарию своего мозга. Исследования показали, что уровень общих способностей средней женщины выше, чем среднего мужчины, по среди мужчин действительно чаще встречаются такие, у которых показатели интеллектуального потенциала значительно превышают средний уровень или, наоборот, намного ниже него. Было обнаружено, что у женщин в некоторых участках мозолистого тела (важной части мозга) больше нервных волокон, чем у мужчин. Это может означать, что межполушарные связи у женщин более многочисленны и поэтому у них лучше происходит синтез информации, имеющейся в обоих полушариях. Данный факт может объяснить некоторые половые различия в психике и поведении, в том числе и знаменитую "женскую интуицию".

Если одно из полушарий мозга чрезмерно развито, а другое — недоразвито, то возникают специфические отклонения (например, аутизм). Если левое полушарие сильно недоразвито (иногда происходит сбой в развитии левого полушария во время внутриутробного периода, когда избыток мужского гормона тестостерона подавляет левое полушарие), то чрезмерно преобладает правое полушарие, или если мозг не разделен на отдельные полушария и выступает как единое целое, то возникает редкое отклонение — синдром саванта. Мозг саванта основную часть информации обрабатывает бессознательно, а сознательный (преобладающий у здоровых людей) этап формирования мысли, чувства практически отсутствует, поэтому такой человек не способен к обучению, анализу своих действий, т.е. является умственно отсталым, но одновременно на бессознательном уровне способен проявлять сверхъестественные способности (с одного раза запомнить и повторить услышанные страницы текста или музыкальное произведение, арии, владеть 30 языками, безошибочно производить в уме умножение шестизначных чисел, хотя его не обучали математике). Саванты с истинно гениальными сверхъестественными специфическими способностями встречаются крайне редко. В течение XX в. савантов было выявлено около сотни, в наши дни живы 25.

На психическое состояние человека влияет и соотношение гормонов: например, повышенное количество серотонина — вещества, передающего сигналы от одной клетки мозга к другой в теменно-лобной коре и гиппокампе, могут повышать вероятность психических нарушений, склонности к самоубийству.

Исследователи выяснили, что работать в полную силу мозгу мешают самые разные причины. Высокое кровяное давление губительно влияет на память. Исследование показало, что за 25 лет мужчины с повышенным давлением теряют в два раза больше когнитивных способностей, чем те, у кого давление нормальное. Курение на 25% снижает возможности памяти и интеллекта. Недостаток сна, алкоголь, нарушение работы щитовидной железы также подрывают способность мозга формировать новые воспоминания.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что целостность души (психики) и тела (сомы) — главная сущностная черта человека. Работа тела, мозга является, с одной стороны, основой для функционирования психики, а с другой стороны, от деятельности и состояния психики зависит телесное здоровье и самочувствие человека. (В здоровом теле — здоровый дух, и наоборот, здоровый дух — основа здорового тела.) Но в то же время тело и душа — качественно различные субстанции, и отождествлять их нельзя.

Дихотомия (биполяризация) "тело — психика" дополняется третьей диалектической составляющей — это социальный фактор общения и взаимодействия людей друг с другом в обществе. Существование человека и развитие его духа невозможны без общения и взаимодействия с другими людьми, обмена мыслями и чувствами, так же как формирование его психики — без социального фактора. Помимо существования духа в каждом конкретном человеке он воплощен в человеческой культуре: религии, искусстве, науке, философии.