Лекция 8. Мозг и его силы

В результате изучения данной главы обучающийся должен:

– знать строение органа учения – мозга; закономерности работы мозга; программы мышления; виды интеллекта; механизмы формирования знаний; законы сохранения информации;

– уметь представлять информацию для долгосрочного хранения; определять доминирующий вид интеллекта; составлять "карты мышления"; учитывать действие энергоинформационных сил;

– владеть методами определения стилей эдукации; методом исследования интеллекта; способами набора и сбережения энергии.

Диагностические индексы:

Минимально необходимое время (в минутах) изучения материала темы – 206.

Трудность (в условных единицах от 1.00) изучаемого материала – 0,88.

Время (в минутах), необходимое для полноценного усвоения знаний, – 387.

Энергоинформационные исследования

Мы уже обсуждали энергоинформационную природу человека, из которой следует, что человек – не только физическое тело и психологический феномен, способный реагировать на раздражители внешнего и внутреннего мира. Если абстрагироваться от физической и психологической сущностей человека, то он будет выглядеть как энергия, взаимодействующая с другими энергиями.

Вы слышали о приборах ночного видения? С их помощью можно увидеть человека в полной темноте по исходящему от него тепловому излучению. Но полный спектр излучений человека шире. Мозговые излучения, аура, биоволны несут полную и стопроцентно надежную информацию о человеке. Когда человек как физическое тело скрыт, определяет и характеризует его энергетическая сущность. Внешность обманчива, и самого главного глазами не увидишь.

Нынешние исследователи тысячекратно подтвердили эти древние знания, развивая исследования в энергоинформационной сфере человека. К ней относится все, связанное с энергетическими и информационными проявлениями сущности человека. Поскольку эдукация и робурсации протекают именно в этой сфере, педагоги должны обратить самое пристальное внимание на новые энергоинформационные открытия. Отношение к ним пока неоднозначное, но то, что мы уже знаем, позволяет по-иному смотреть на человека, его воспитание и формирование.

Важной частью энергоинформационных исследований является накопление новых знаний о работе мозга. По современным оценкам, средний человек использует едва ли несколько процентов возможностей мозга. Мозг ученика или студента загружен на 5-7%. Коэффициент полезной деятельности (далее – КПД) мозга выдающегося ученого достигает всего 13-15%. В старинных книгах сообщается, что отдельные люди на земле могли многократно увеличивать силу своего мозга, КПД их мозговой силы достигал 80-85%. Однако как этого удавалось достичь, остается загадкой. Нынешняя наука шаг за шагом приближается к разгадке тайн мозга.

Уже сделаны предварительные оценки: если бы удалось повысить КПД мозга всего лишь на 1%, то человек за время пребывания на школьной скамье смог бы выучить десятки иностранных языков и пройти курс многих университетов (И. Ефремов).

Оценки величины КПД мозга, впрочем, неоднозначны. Некоторые исследователи утверждают, что мозг загружен на все 100%; тот факт, что в отдельные моменты работают лишь его отдельные участки, а остальные как бы не задействованы в данное время, не свидетельствует о снижении КПД.

Однако каждый из нас интуитивно чувствует, что мог бы учиться лучше, узнать больше. Для этого нужно всего лишь "чуть-чуть" быть внимательнее, прилежнее, сообразительнее. Вокруг этих "чуть-чуть" и развиваются научные исследования, ведутся поиски способов активизации скрытых резервов, которыми наш мозг наделен в избытке.

Люди давно поняли, что все большое и значительное составляется из маленького и незначительного. Старинная мудрость учит не пренебрегать незначительным. Копейка – мелочь, но без копейки не составится рубль. Внимание к мелочам – основа всякой деятельности, ведущей к серьезным успехам.

Мы очень много теряем в продуктивности эдукационных процессов потому, что не обращаем внимание на мелочи. Если бы закрыть все щели, из которых капля за каплей утекает ценный продукт, можно было бы без всяких дополнительных усилий повысить КПД обучения и воспитания. Это же так понятно: если хочешь жить в теплом помещении – законопать все щели. Традиционно мы никогда не ставили вопрос таким образом. Без устали наращиваем силу педагогического давления, вместо того чтобы позаботиться о бережном использовании и умножении того хорошего и нужного, что уже есть в человеке.

Вот несколько взятых наугад наших слабых мест.

1. Организация знаний далека от совершенства. Новые исследования работы нашего мозга показывают, что знания, которые подлежат пониманию и длительному хранению, нужно и структурировать, и изучать иначе.

2. Организация восприятия, понимания, принятия знаний. И тут много больших и мелких нарушений, которые не согласуются с требованиями эффективной организации работы мозга.

3. Понимание, структурирование, хранение знаний организовано с явными нарушениями закономерностей мозговой деятельности.

4. Применение, умножение, систематизация информации в условиях традиционной организации эдукационного процесса имеют много недостатков, так же, как и упрочение, сохранение или устранение из памяти этой информации.

Эти потери можно устранить, а работу мозга – значительно улучшить, когда мы научимся эффективнее использовать его силы, действовать точно и прицельно, используя все возможности.

Мозг есть орган учения. О нем, как и о человеке, мы пока знаем мало. Как метко выразился один американский предприниматель, финансирующий исследования мозга, Б. О'Брайен, "наиболее неисследованная территория в мире расположена у нас между ушами". Сегодня ученые словно прозрели и в один голос утверждают, что без глубинных исследований мозга, изучения его работы людям не удастся достичь больших успехов в познании окружающего мира и самых себя. В связи с этим на исследованиях мозга были сконцентрированы едва ли не главные усилия в последнем десятилетии истекшего XX в. "В последние пять лет ученые узнали о мозге больше, чем за весь прошлый век", – пишет американский физиолог Р. Котулук. Поддерживает его другой американский специалист, Ф. Морли, утверждая, что за прошлое десятилетие учеными получено 90% всех знаний о мозге. Профессор Оксфордского университета К. Блекмор в книге "Машина ума" описывает мозг человека как "наиболее сложный механизм во Вселенной".

Внешне человеческий мозг очень невзрачный – серый мешочек с пупырышками (рис. 42). Физиологи описывают его так: "Головной мозг – мягкое желеподобное образование массой около 1380 г. у мужчин и 1250 г. у женщин". Мозг окружен мозговыми оболочками – менингиями, выстилающими область черепной коробки. Мозговые оболочки вместе с проходящими в них кровеносными сосудами окружают нервы в тех местах, где они выходят из головного мозга и вступают в спинной мозг.

Мозг содержит триллион клеток, в частности:

– 100 млрд активных нервных клеток, или нейронов;

– 900 млрд других клеток, которые "склеивают", питают и изолируют активные клетки;

– может образовать до 20 тыс. "ветвей" на каждом из 100 млрд своих нейронов.

Рис. 42. Наш мозг

Мозг состоит из четырех отдельных областей:

– инстинктивный мозг;

– мозг равновесия;

– эмоциональный мозг;

– интеллектуальный мозг (кора головного мозга).

Мозг предоставляет человеку абсолютно уникальные возможности (способности), которых нет ни у одного другого живущего на земле существа. В частности, именно мозг обеспечивает следующие способности человека:

– прямохождение;

– противопоставление большого и указательного пальцев на руках;

– говорить и писать;

– понимать устный язык;

– читать.

Сегодня человек использует меньше 1% многих миллионов клеток своего мозга. Приблизительно таким же показателем оценивается и его КПД. В связи с этим все перспективы прогресса в обучении связаны прежде всего с поисками способов активизации и использования большего процента клеток мозга. Есть мнение, что использование малого числа клеток – это защита нашего мозга на тот случай, когда он получит повреждения. В медицинской литературе описаны факты, когда люди живут и работают с удаленными участками мозга, а в одном случае зафиксировано полное отсутствие мозга в черепной коробке, но об этом ни сам пациент, ни окружающие даже не догадывались. Это наводит на мысль, что мозг выполняет не совсем те функции, которые мы ему традиционно приписываем.

С внешним миром мозг соединен с помощью рецепторов – органов восприятия. Шестью основными каналами постоянно поступает к нашему мозгу разнообразная информация о внешнем и нашем внутреннем мире. Мы узнаем о состояниях внешней и внутренней среды, воспринимая то, что видим, слышим, пробуем, трогаем, нюхаем, делаем.

Понятие "делаем" в данном случае собирательное, включающее и не выделяемые пока, но активно влияющие на все, что мы делаем, интуитивные и телепатические воздействия. Говорится – действие неосознанное, интуитивное. На самом деле, это действия, вполне осознаваемые и контролируемые, только их ОГЛАВЛЕНИЕ не выводится на "дисплей", в кору головного мозга. Всего же, по современным представлениям, у человека семь органов чувств и соответственно семь каналов трансляции ощущений, включая энергоинформационные.

Мозг делится на два полушария, которые соединены между собой так называемым мозолистым телом (табл. 12). Это тело – удивительная физико-химическая система взаимодействия, состоящая из более чем 300 млн нервных клеток. Благодаря ему полушария работают гармонично, функционально дополняя друг друга. Мозолистое тело является координатором информации и помогает мозгу выстраивать общую картину из сигналов, поступающих извне.

Каждое полушарие отвечает за определенные функции:

– левое, "академическое", полушарие отвечает за логику и мышление:

– правое, "творческое", полушарие отвечает за эмоции и воображение.

Таблица 12

Функции полушарий мозга

Левое полушарие

Правое полушарие

Слова, язык

Ритм

Логика

Пространственная ориентация

Вычисления, цифры

Воображение

Анализ, разложение на элементы

Целостное видение

Синтез, сравнение, сопоставление

Цвета

Обмен информацией между левым и правым полушариями происходит со скоростью нескольких миллионов сообщений за секунду. Каждое полушарие не только выполняет различные функции, но и по-разному обрабатывает информацию.

К. Роуз, автор книги "Ускоренное обучение" описывает взаимодействие полушарий так: "Если вы слушаете песню, левое полушарие воспринимает слова, а правое – мелодию. Поэтому не случайно мы так легко запоминаем слова популярных песен. Нам не приходится прилагать для этого никаких усилий. Мы запоминаем слова так легко потому, что в этом процессе принимают участие оба полушария мозга – как левое, так и правое, а также эмоциональный центр мозга в лимбической системе". Эмоциональный центр мозга очень тесно связан с системой, которая отвечает за продолжительное храпение информации, поэтому мы лучше запоминаем эмоционально окрашенную информацию. Полушария мозга представлены па рис. 43.

Итак, два полушария нашего мозга отвечают за отражение разных частей окружающего мира. Правое отображает ритм, пространственные представление, образы, цвета, измерения. Левое контролирует слова, логику, числа, линейные построения. Это означает, что у логиков, мыслителей должно преобладать левое полушарие, а у музыкантов, художников, поэтов – правое.

Новые исследования показали, что функции полушарий не так строго дифференцированы. Каждое из них имеет намного больше "способностей другой" половины, чем считалось раньше. Каждое полушарие способно выполнять намного больший и более топкий диапазон умственных действий.

У А. Эйнштейна и других больших умов должно было бы преобладать левое полушарие, а у П. Пикассо или П. Ренуара ведущим должно было быть правое полушарие. В процессе тщательного изучения жизни этих людей выяснилось, что Эйнштейн в школе провалил французский язык, а к своим любимым занятиям относил игру на скрипке, живопись, парусный спорт и игру воображения. В игре воображения Эйнштейн был более проницательный, чем в научных занятиях. Однажды, мечтая, он представил себе, как странствует верхом на солнечных лучах к далеким пределам Вселенной, и, вернувшись из мысленного путешествия, вопреки логике увидел, что находится на поверхности Солнца. Ученый понял, что Вселенная должна быть "выгнутой" и что его прежняя "логическая" теория была неполной. Эйнштейн воплотил образ, который возник у него, в цифры и уравнения и получил известную нам теорию относительности – синтез труда левого и правого полушарий.

Рис. 43. Полушария мозга

Таким образом, когда мы говорим, что человек талантлив в определенной области и не талантлив в другой, мы просто указываем ту отрасль, в которой он развил свои потенциальные способности, и на те способности, какие он еще может у себя развивать. Открытие о взаимодействии обоих полушарий мозга открывает новые возможности развития талантов. Кстати, о "взаимоперекрестной" работе полушарий было хорошо известно и раньше. О выдающихся ученых Средневековья говорили, например, что они научились "поверять алгебру гармонией и гармонией алгебру". О том же мы говорим и теперь: если человек одаренный от природы, то он одарен во всех областях.

Мозг управляет нервной системой, которая передает сообщения во все части тела. Эта система работает с огромной скоростью, сигналы обрабатываются и передаются практически мгновенно. Информация клеткам и частям тела передается с помощью электрических импульсов.

Нервная система управляет всеми функциями организма и состоит из двух частей: центральной и периферической нервной системы. Центральная нервная система (далее – ЦНС) представлена головным и спинным мозгом. Периферическая нервная система – это нервы, по которым идут сигналы от ЦНС ко всем органам. Есть еще вегетативная нервная система, которая обеспечивает регуляцию непроизвольных физиологических функций вне зависимости от ЦНС.

Мозг состоит из активных клеток, которые называются нейронами. Их около 100 млрд. У каждого нейрона кроме основного ядра есть ветви, подобные ветвям на деревьях. Они называются дендритами. С помощью дендритов нейрон соединяется с другими нейронами (рис. 44).

Ответвления нейрона сохраняют и передают информацию. Каждый нейрон имеет их до 20 тыс. С помощью этих ответвлений нейрон создает соединения с другими клетками, отправляя и принимая электрические и химические сообщения. Каждый нейрон передает свои сообщения не только по всему мозгу, но и по всему телу через основные пути, которые называются аксонами (от лат. axsis – ось).

Рис. 44. Нейрон

Дендриты нейронов не соединены непосредственно друг с другом. Когда импульс достигает синапса (области контакта) со следующей клеткой мозга, включается механизм, высвобождающий молекулы нейромедиатора, которые как бы "перепрыгивают" через промежуток между клетками, чтобы передать сообщение. Это очень важно понять педагогам, потому что образование новых связей, происходящее в обучении, осуществляется именно на этих переходах.

В мозге не меньше 70 разных типов нейромедиаторов, которые либо облегчают (при определенных условиях), либо замедляют работу нашего мозга. Нейромедиаторы состоят из веществ, которые попадают в наш организм вместе с пищей и питьем.

Каждый аксон обвит миелиновой оболочкой, своим назначением напоминающей изоляцию электрических проводов. Электрические импульсы мозга не должны теряться по пути, и сила их должна оставаться высокой. Чем лучше миелиновая оболочка, тем быстрее передается сообщение. Скорость передачи импульса очень высокая, может достигать 100 м/с. До кончика пальцев на ноге импульс доходит за тысячную долю секунды.

Все дендриты, в свою очередь, окружены сетью, состоящей из приблизительно 900 млрд глиальных клеток. Их назначение – соединить мозг в единое целое и заставить его работать как целостный механизм.

Нейроны составляют приблизительно 1/10 от общего количества клеток головного мозга. Каждый из них способен создавать до 20 тыс. соединений с другими клетками. Профессор Стэнфордского университета Р. Орнштейн в книге "Удивительный мозг" утверждает, что число доступных соединений трудно представить, оно может превысить количество атомов во Вселенной.

Американские педагоги Т. Бьюзен и Б. Бьюзен рассказывают об устройстве мозга так: "Он состоит из триллионов клеток. Каждая клетка похожа на ошеломительно сложно устроенного осьминога. У нее есть свой центр и множество ответвлений, в каждом из которых в свою очередь, существует множество точек соединения. И каждая из этих миллиардов клеток головного мозга во много раз мощнее и сложнее большинства современных компьютеров. Область соединений каждой из этих клеток охватывает десятки и сотни тысяч других клеток. Они мгновенно переправляют информацию во всех направлениях... И каждый человек владеет этим прекрасным инструментом".

Нейроны, дендриты и их общая способность обрабатывать, удерживать и передавать информацию, образовывать новые соединения с другими нейронами является основой обучения. Обучение заключается в образовании новых связей между клетками мозга. Наш мозг имеет уникальную способность к образованию таких связей. Клетки создают новые соединения с невероятной скоростью – около 3 млрд в секунду. Эти соединения и являются основой мощи человеческого мозга. Для сравнения: мозг человека способен за одну секунду создавать в 15 раз больше соединений, чем все пользователи Всемирной паутины Интернет за три дня.

В новых исследованиях процессов человеческого обучения установлено, что большую часть знаний наш мозг усваивает на подсознательном (несознаваемом) уровне, а не на сознательном (осознаваемом), как считалось раньше. С учетом этого мы можем учиться более экономно. Этот очень важный для практической деятельности вывод мы должны максимально использовать при создании перспективно более целесообразных технологий умственной деятельности.

Совсем недавно получены новые сведения о составе и структуре мозга. Из устаревших учебников мы знаем, что мозг состоит из трех отделов: 1) передний мозг; 2) средний мозг; 3) ромбовидный мозг. Передний мозг содержит два полушария, таламус, гипоталамус и лимбическую систему. Средний мозг охватывает переднюю часть ствола мозга. Ромбовидный мозг содержит мозжечек, мост и продолговатый мозг.

Сегодня мозг представляется нам состоящим из четырех отдельных частей, каждая из которых функционируют относительно самостоятельно и отвечает за закрепленные за ней функции. Некоторые исследователи считают эти части отдельными мозгами и утверждают, что у человека не один, а четыре мозга. Их называют так:

– мозжечок;

– нижний мозг;

– центральный мозг;

– кора головного мозга.

Мозжечок, расположенный в затылочной части головы, выполняет жизненно важную функцию хранителя "мышечной памяти". Он запоминает информацию, которую мы получаем, выполняя все физическое или трудовые действия. В мозжечке

хранятся наши навыки плавания, езды на велосипеде, пользования различными инструментами, частично механические навыки чтения, письма, словом, все, что мы получили благодаря мышечной деятельности в процессе выполнения разнообразных операций. Мозжечок активно участвует в нашем обучении.

Нижний мозг, или ствол головного мозга, управляет инстинктами, в частности процессами дыхания, сердцебиения и др. Центральная часть мозга управляет эмоциями. Ученые называют ее лимбической системой (от лат. limbus – ожерелье, кольцо) потому, что она подобно ожерелью, охватывает ствол мозга.

Сверху и с боков лимбической системы располагается мыслящий мозг (неокортекс), покрытый корой. Он присущ только человеку. Это центр высшей умственной деятельности – средоточие интеллекта. Неокортекс воспринимает, анализирует, сортирует сообщения, полученные от органов чувств. Ему присущи такие функции, как рассуждение, мышление, принятие решений, реализация творческих способностей человека, осуществление целесообразного управления двигательными реакциями, речью, реализация Человека вообще.

Некоторые ученые полагают, что неокортекс – орган шестого чувства. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, молекулы ДНК, мысли других людей, воспринимать все бессознательные процессы, осознавать их. Эта область мозга управляет телепатическими, лингвистическими, экстрасенсорными способностями человека. Благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя. В неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания.

К обучению причастны все отделы мозга. На первый взгляд может показаться, что нижний мозг, управляющий инстинктами, не принимает участия в обучении. Однако если мы вспомним о "врожденных идеях", то возникнет вопрос: "А где же они хранятся?" Они обитают в подсознании, а самое удобное место для подсознания – это именно ствол головного мозга (нижний мозг).

При исследовании структур и функций разных частей мозга было замечено, что своим строением и функционированием они напоминают мозг других живых существ. В частности, отмечалось, что нижняя часть мозга (нижний мозг) имеет сходство с мозгом древних рептилий. Его так и называют – "древняя кора", или "древний мозг рептилий", или даже "рептильный мозг".

В центре мозга расположена "старая кора", или "мозг млекопитающих". И внешне, и по строению, и по функционированию он очень напоминает мозг теплокровных млекопитающих. Главная его функция – управление эмоциями и сексуальностью, т.е. деятельностью, являющейся основной для размножения и продолжения вида. Старая кора играет ключевую роль в механизмах запоминания. Как утверждают исследователи, она начала развиваться с появлением первых теплокровных млекопитающих 200-300 млн лет назад.

Получается Вперед картина: млекопитающие сохранили "мозг рептилий", но нарастили, прибавили к нему "свой". Именно эта часть мозга велит грудному ребенку, равно как ягненку или теленку, инстинктивно сосать материнское молоко сразу после рождения. Развиваясь, человек не отрицает уже имеющихся у него мозговых образований, но наращивает новые, увеличивая свои возможности.

"Мозг млекопитающих" совершенствовался в эмоциональном направлении. Наращивание эмоциональной составляющей обеспечивало более высокий уровень взаимодействия с окружающей средой. Прогресс развития этого участка мозга достиг такого уровня, что мы уже говорим об отдельном "эмоциональном мозге". Эмоциональный мозг содержит участки, которые отвечают за запоминание и хранение информации. Известно, что информация запоминается намного лучше в состоянии эмоционального подъема, поэтому эмоциональность обучения издавна рассматривается как один из основополагающих принципов.

"Новая кора", или кора головного мозга, занимающая его верхнюю часть, является наиболее поздним образованием, Кора есть только у человека. Именно эта часть мозга превращает человека в уникальное существо. В процессе интеллектуальной деятельности и обучения человек больше всего использует огромные возможности коры. В левом полушарии сосредоточены центры речи, логики, счета, обработки числовых последовательностей, а в правом – центры ритма, обработки изображений, воображения. Полушария работают синхронно и слаженно, обеспечивая возможность полного понимания логики и гармонии окружающего мира.

Толщина коры головного мозга всего около 3 мм, но структура ее довольно сложная. Кора состоит из шести слоев, каждый из которых выполняет различные функции, получая сигналы от разных центров обработки информации. В коре обрабатывается информация, поступающая от всех органов чувств, здесь формируются ответные реакции.

Для хранения, запоминания и восстановления информации одновременно используются все части мозга. Запомним этот вывод.

Работа мозга четко организована. В нем каждый участок отвечает за выполнение определенных функций. В частности:

– префронтальная (лобная) кора регулирует процессы мышления;

– кора движения руководит двигательной активностью;

– часть мозга возле висков регулирует центр слуха и восприятие речи;

– теменная часть отвечает за прикосновения и ориентацию в пространстве;

– затылочная часть мозга – это зрительный центр;

– мозжечок (или маленький мозг) регулирует равновесие;

– "стражники" (их в нашем мозге три: миндалевидное тело, гипокамп и хвостатое ядро) отвечают за передачу важных сообщений к различным участкам мозга.

Наш мозг – уникальная электрохимическая система. Каждую секунду в ней происходит 100 тыс. химических реакций. Установлено, что химические процессы в клетках сопровождаются изменением орбит атомов в молекулах, изменением их состояний. Происходят разнообразные и чрезвычайно сложные химические преобразования, в результате которых образуется разность потенциалов, приводящая к движению электронов. Мы знаем из школьного курса физики, что всегда и везде, где движутся электроны, возникает электрический ток. Сила его достаточна для достижения любой точки организма. Импульсы тока несут сообщения от ЦНС в каждый орган. С помощью электрических импульсов передаются и сообщения от рецепторов, только сначала звуковые, световые, тактильные и другие сигналы преобразуются в электрические импульсы.

Из школьного курса физики нам известно также, что вокруг движущегося электрона возникает магнитное поле. Электрический ток, циркулирующий в мозге, генерирует электромагнитные поля. Так мозг превращается в электромагнитную систему. Мозг окружен электромагнитным (биологическим) полем, которое можно обнаружить с помощью приборов. Это поле одновременно является и информационным. Установлено, что излучение мозга зависит от состояний человека, интенсивности мозговой деятельности и других факторов. По изменению излучения сегодня пытаются диагностировать мозговые заболевания, отклонения от нормы. Начаты исследования по применению этого явления в обучении.