Мотивы учения на разных возрастных этапах

Мотивы учения на разных возрастных этапах прямо пропорциональны возрастным психофизическим характеристикам уровня развития ребенка, с одной стороны, но подчиняются единому универсальному правилу – с другой. Отечественная психология и педагогика исходят из сформулированного Л. С. Выготским положения о ведущей роли обучения по отношению к психическому развитию. Сущность разработанного Л. С. Выготским положения позволяет достоверно утверждать, что обучение на разных возрастных этапах подчиняется единому правилу, согласно которому всякий процесс обучения должен строиться с опорой не только на реально достигнутый уровень развития, но и несколько опережать его, стимулировать и вести за собой. Поэтому процесс организации учебной деятельности должен быть организован так, чтобы постоянно вносить новые элементы в познавательную деятельность и формировать новые отношения, благодаря чему обеспечивается процесс развития учащегося. Таким образом, единое правило обучения на возрастных этапах получило название принципа опережения.

Однако при организации учебной деятельности в соответствии с принципом опережения необходимо помнить, что степень и качество опережения должны выстраиваться в строгом соответствии с уровнем физического и психического созревания организма, в том числе и его мозговых структур. Кроме того, важно учитывать, что степень опережения напрямую зависит от уровня накопленного учащимися опыта. Поэтому, основываясь на выделении педагогической задачи как основной клеточки педагогического процесса, а также структуре четырех этапов решения педагогических задач разного типа сложности, можно выстроить продуктивную учебно-познавательную деятельность ученика любого возраста как "заданную" на основе принципа опережения. Процесс обучения на основе организации такой продуктивной учебно-познавательной деятельности ученика получил название развивающего, а структура его организации – заданной, потому что выстраивается как цепочка задач (рис. 3.9).

Для этого все изучаемое по теме ОГЛАВЛЕНИЕ разбивается на логическую последовательность познавательных задач. Для решения этих задач педагог создает цепь учебных ситуаций, каждая из которых соответствует выстроенной цепочке задач. В процессе разрешения созданных педагогом учебных ситуаций организуется совместная работа учителя и учеников по разрешению учебной задачи с привлечением разнообразных средств и способов обучения. Решение одной задачи позволяет учителю последовательно переходить к решению следующей задачи в выстроенной им цепочке педагогических ситуаций. Поскольку каждая

Рис. 3.9. Развитие личности в структуре задачного характера обучения

познавательная задача противоречива по своей природе, то в процессе ее решения всегда синтезируется новый уровень достигнутого знания, на основе которого происходит формирование новых приемов деятельности. А освоение всякой новой деятельности выводит на новый уровень развития. Объединив все перечисленные этапы в единое целое, мы получим принцип развивающего обучения, сформулированный Л. С. Выготским.

Любая "порция" познавательного материала, любое задание, предлагаемые учащимся, как и вся система изложения нового, должны быть ориентированы как на достигнутый (актуальный) уровень знаний и умений, так и на перспективный, находящийся в "зоне ближайшего развития". Поэтому при составлении любой задачи или задания необходимо помнить, что условие задачи всегда должно исходить из известного и освоенного, что составляет достигнутый (актуальный) уровень развития, а вопрос или требование должны вести к неизвестному, мотивировать на стремление к познанию, которое всегда активно "дремлет" в "зоне ближайшего развития".

Такая структура организации учебной деятельности может служить мотивом учения на разных возрастных ступенях, если, во-первых, педагог учитывает степень возрастных особенностей развития ученика, уровень его способностей и возможности к овладению предлагаемой деятельностью. Во-вторых, деятельность самого учителя по оказанию помощи обучаемому по выполнению предложенных заданий также должна выстраиваться с учетом его возраста и постепенно переходить от прямой помощи к помощи опосредованной, косвенной, мотивируя к самостоятельному поиску решения задачи.

Основной задачей педагога при такой организации обучения является постоянная работа с "зоной ближайшего развития" учеников, благодаря которой учитель стимулирует каждого ученика в соответствии с его индивидуальным способом достижения решения, в ритме его успешности. Показателем того, насколько учителем учитываются мотивы учения на разных возрастных этапах, служит отзывчивость ученика к оказываемой ему помощи и формируемая у него сильная мотивация к оказанию помощи другим в процессе совместной познавательной деятельности.