Мотивы производственного труда и их взаимосвязь

Для повышения успешности и безопасности производственного труда используется целая система различных мероприятий: от производственного обучения рабочего, обеспечения его совершенной техникой, средствами зашиты и организации благоприятных условий труда до использования различных методов воспитания и контроля с соответствующей стимуляцией производительной и безопасной работы. Вся эта система целенаправленных мероприятий сама по себе уже способствует выработке у рабочих благоприятных мотивов трудовой деятельности.

Главными в трудовой деятельности являются следующие пять основных мотивов: выгода, безопасность, удобство, удовлетворенность и нивелирование в трудовом коллективе.

Мотив выгоды заключается в получении вознаграждения за результаты труда. В понятие выгоды включается и материальная выгода (заработная плата, премиальные), и социальная выгода (самоутверждение, престиж, профессиональная гордость). Наличие явно выраженной связи между фактическими результатами труда и полученными при этом выгодами, как показывают исследования, усиливают силу мотива выгоды. В этом смысле важно, чтобы рабочих систематически информировали о результатах их труда и чтобы такая информация поступала своевременно. Благодаря подобной обратной связи существенно повышается продуктивность труда.

Мотив безопасности заключается в стремлении избежать опасностей, возникающих в процессе труда. Под опасностью здесь понимается не только возможность физических повреждений, угрожающих здоровью и жизни рабочего, но и материальные опасности (связанные с лишением премии, уменьшением заработка, понижением в должности и т. п.), а также опасности социального порядка (административное наказание, потеря авторитета, уважения и пр.).

Мотив удобства проявляется в стремлении выбрать более легкий способ выполнения задания, при котором требуются меньшие энергетические затраты, меньшее психическое напряжение. Такими способами обычно оказываются не те, которые объективно являются самыми простыми, а те, для выполнения которых у человека выработаны навыки. Способы, которыми рабочий лучше владеет, обычно являются и более желаемыми. Особенно неудобными оказываются те элементы и приемы тру-да, которые представляются рабочему ненужными и противоречат сложившимся у него навыкам. Так, порой средство индивидуальной защиты, без которого, по мнению рабочего, можно обойтись, представляется ему особенно неудобным, хотя наделе оно может мало мешать работе.

Мотив удовлетворенности проявляется в получении удовольствия от результата и процесса труда. Такое удовлетворение может возникать непосредственно от достигнутого результата, может быть опосредовано тем вкладом, который вносит данный результат в достижение более дальней цели. Очевидно, проявление мотива удовлетворенности будет зависеть от ценностных критериев, склонностей, интересов рабочего. Такой мотив особенно силен тогда, когда профессия соответствует направленности рабочего, представляется ему престижной. Однако и в таких профессиях одни виды деятельности могут создавать большую, другие - меньшую удовлетворенность.

Мотив "нивелирования" проявляется в стремлении действовать в соответствии с тем, какой образ действий принят в данной рабочей группе, - в стремлении быть не хуже других. Мотив этот принципиально отличен от мотива социальной выгоды или же мотива избежания общественного осуждения тем, что в данном случае человек не ждет ни награды, ни наказания. Мотив учета мнения товарищей происходит от свойственного людям стремления присоединяться к мнению окружающих, от осознания, что окружающие чего-то ожидают от них, в общем, он является продуктом самого коллективного труда.

Все перечисленные выше мотивы в той или иной мере присутствуют в трудовой деятельности любого рабочего. Однако роль и удельный вес каждого из них в общей мотивации у разных рабочих далеко не одинаковы. У одного ведущим может быть мотив социальной выгоды, у другого - мотив безопасности, у третьего на переднем плане может оказаться мотив материальной выгоды и т. д. Подобная иерархия мотивов, вместе с иерархией потребностей, отражает то динамическое ядро личности, которое можно определить как ее направленность. Показателем же места того или иного мотива в общей мотивации является прежде всего его сила по сравнению с силой других трудовых мотивов. Поэтому при анализе поведения человека приходится выявлять не только ведущие мотивы, но и их относительную силу, выделять мотив наибольшей интенсивности. Чтобы понять, почему именно данный мотив приобрел в рассматриваемой деятельности наибольшую силу, приходится уже анализировать ценностные критерии личности, выявлять те объективные условия, в которых проявилась такая мотивация. Однако существует и целый ряд объективных закономерностей, которые непосредственно влияют на силу мотивации. Поскольку они представляют интерес с точки зрения данной работы, остановимся на них специально.

На силе действия мотива отражается степень осознанности и ясности объекта мотивации. Следовательно, если рабочий недостаточно четко представляет опасность своего труда, а поэтому недостаточно ясно осознает пользу средств защиты и правил безопасности, то сила его мотивации к использованию этих средств и выполнению правил будет невысокой. В результате его поведение в данном труде будет определять не мотив безопасности, а другие мотивы.

На силу мотива оказывает влияние и навык. Как уже говорилось, навыки способствуют улучшению результатов деятельности, а деятельность, которая совершается более успешно, становится и более притягательной в будущем. Поэтому можно заключить, что навыки не только благоприятствуют реализации мотивов, но и усиливают их интенсивность. Следовательно, вырабатывая навыки по соблюдению правил безопасности, рабочий тем самым усиливает собственную мотивацию к выполнению этих правил. Причем под воздействием более сильного мотива становление навыка идет быстрее. Здесь получается благоприятная цепочка замкнутых факторов: сильный мотив способствует становлению навыка, а устанавливающий навык в еще большей мере усиливает этот мотив.

Усилению некоторых мотивов способствует исходная притягательность их предметов. А притягательные предметы человеку свойственно идеализировать, что способствует еще большему усилению устремлений к этим предметам, а иногда делает их объектом других мотивов. Так, например, рабочий в конце смены мотивирован быстрее завершить задание. Неожиданно он узнает, что должен до конца работы решить важный для него вопрос. Теперь уже два мотива будут побуждать его действовать быстрее. Под влиянием подобной усиленной мотивации, как показали психологические исследования, может нарушиться адекватность восприятия, и человек воспримет ситуацию такой, какой хотел бы ее видеть, а не такой, какой она является в действительности. К тому же под влиянием сильного мотива, который понижает дифференцирующую способность по отношению к окружающим условиям, человек может легко принять желаемое за действительное. Так, в рассматриваемом примере рабочий под влиянием сильной мотивации к более быстрому завершению работы может в спешке неверно оценить ситуацию, принять задачу за более простую, допустить ошибку и попасть в несчастный случай.

Ошибочной оценке ситуации в этом примере может способствовать еще один психологический эффект. Под влиянием сильной мотивации событие, которое является нежелательный, кажется менее вероятным, чем оно есть на самом деле. Так, в том же примере рабочий, возможно, и замечает, что в спешке допускает определенные нарушения правил безопасности, однако последствия этих нарушений кажутся ему менее вероятными, чем они фактически являются. И это обстоятельство тоже может послужить одной из причин несчастного случая.

Установлено, что трудность задания влияет на силу мотивации к его выполнению. Люди выбирают задание той или иной степени трудности, исходя главным образом из мотивационной диспозиции: устремленности к успеху или же к избеганию неудачи. Причем в зависимости от того, какая из этих двух диспозиций оказывается у них более важной, будут определяться их мотивационные предпочтения к решению задач той или иной степени трудности.

В психологии выведен ряд закономерностей, определяющих связь между уровнем мотивации субъекта к выполнению той или иной деятельности и степенью ее трудности (при разных доминирующих диспозициях). Эти закономерности получили название теории мотивации достижения.

При обсуждении этой теории обращает на себя внимание тот факт, что она выведена для несколько идеализированных и далеких от реальности условий, где неудача в деятельности может отразиться лишь на престиже или на репутации субъекта. В реальных же условиях трудовой деятельности недостижение цели и прочие неудачи в труде чреваты многими отрицательными последствиями социального, материального порядка, а порой и несчастными случаями. Поэтому вопросы мотивации к деятельности должны рассматриваться не только исходя из трудности решаемых задач, но и с учетом степени опасности в них неудач.

Психологические исследования показали, что преобладание диспозиции к достижению успеха или избеганию неудачи тесно связано с показателем силы - слабости нервной системы, что испытуемые более сильного типа были более ориентированы на успех, а более слабого - на избегание неудачи. Было установлено, что испытуемые с преобладающей диспозицией к избеганию неудачи были мотивированы в основном на решение задач малой трудности и избегали задач средней и тем более высокой сложности. Здесь фактор безопасности оказывался важнее престижных соображений. Таково было первое различие полученных нами данных и выводов теории мотивации достижения.

Психологи отмечают, что при деятельности в ситуации опасности люди с доминирующей диспозицией к достижению цели наиболее мотивированы к решению задач средней степени трудности; те же, у кого доминирует диспозиция к избеганию неудачи, предпочитают лишь более простые задачи. Причем диспозицию к избеганию неудачи не следует расценивать как негативную: люди, у которых она преобладает, способны достигать относительно высоких результатов деятельности, когда такая диспозиция достаточно велика.

Психологи делают вывод, что чем сильнее диспозиция к достижению цели, тем больше переживается угроза ее недостижения. Поэтому, вероятно, получается, что при очень сильной диспозиции к успеху люди склонны выбирать более простые задания, в которых меньше опасность неудачи. При этом важно заметить, что наибольшие переживания у них обычно вызывают не физические опасности, а угроза для репутации. Люди, как правило, легче переносят физические страдания (лишение сна, сильную жару, холод и т. п.), чем отрицательные оценки общества.