Мотивы и принципы психологической теории

Мотивы (от лат. moveo – двигаю) – движущие силы человеческого поведения. Если бы их не было, то человек пребывал бы в бездействии, т.е. не смог бы обеспечить свое выживание. Мотивация выступает как актуализация человека посредством мотивов. Разумеется, как мотивы, так и процессы мотивации психологической деятельности человека нуждаются в теоретическом осмыслении. На этом пути исследователи встречаются со значительными затруднениями, которые и станут предметом дальнейшего рассмотрения.

В качестве примеров теорий недостаточно высокого уровня приведем концепции, согласно которым мотивами являются инстинкты, побуждения и потребности. Во всех трех случаях в качестве мотивов называют феномены, якобы существующие безотносительно к психологическим теориям, которым дозволяется лишь изучать то, что есть. Психологическая теория отодвигается в сторону.

Инстинкты составляют основу поведения некоторых организмов. Но уже у высших животных они подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта. В еще большей степени это характерно для человека, для которого инстинкты являются не столько мотивами поступков, сколько их граничными условиями биологического свойства. Побуждения в их традиционном понимании также имеют несознательный характер. Таковы, например, влечения к жизни и смерти, постулируемые З. Фрейдом. Они господствуют над человеком столь же непреложно, как и инстинкты.

Отметим также, что предпринимались многочисленные попытки экспликации концепта мотивации за счет понятия потребности. В частности, это относится к представителям гуманистической философии. Они вслед за своим лидером А. Маслоу признают институт ценностей и даже активизируют его. Но все это делается от имени не метанаучного анализа психологических теорий, а достаточно произвольно вводимых представлений об основных ценностях как потребностях[1]. Очень показательна в этом смысле позиция С. Рейсса[2]. В общении с заинтересованными лицами он выделил 328 ключевых позиций (читай: ценностей – В. К.). Затем Рейсс опросил относительно них испытуемых людей различных национальностей, что позволило ему сформировать список из 26 топ-ценностей, т.е. ценностных категорий: в признании, дружбе, почитании, в любви и сексе, в пище, семье, социальной справедливости, физической активности, во власти, в удовлетворении любопытства, в рациональной организации жизнедеятельности, во внутреннем спокойствии, накоплении материальных благ, в мести, в престиже, в независимости.

Некоторые из перечисленных С. Рейссом ценностей относятся к политологии (например, потребность во власти), другие – к экономике (в частности, стремление к материальному богатству). Но, строго говоря, речь должна идти о мотивах как психологических концептах.

Теории, в которых активность человека объясняется его потребностями и приводится их номенклатура, называются содержательными. Стратегия попыток их осмысления состоит в том, что по примеру А. Маслоу перечисляются базовые потребности. Их должно быть немного и они должны быть измеримыми. В связи с этим К. Альдерфер выделил три потребности: в существовании, в социальных отношениях с другими людьми и в росте (развитии)[3]. Всего три потребности привлекли внимание и Д. Макклэлэна – потребности в высоких достижениях, во власти и в афиллиации, т.е. в хороших межличностных отношениях[4]. Д. Макгрегор выделил всего два класса потребностей – низшие и высшие[5]. Ф. Герцберг также старался быть максимально кратким в проводимой им классификации потребностей, полагая, что человек руководствуется двумя основополагающими чувствами: удовлетворения и неудовлетворения, в соответствии с ними выделяются два класса антагонистических потребностей[6]. Еще один подход состоит в оценке внутренних и внешних факторов, на чем настаивают Ф. Хайдер и Г. Кэлли[7].

Наряду с содержательными используются также процессуальные теории. В них акцент делается не столько на мотивах, сколько на мотивации, т.е. процессе актуализации тех или иных мотивов. В связи с этим классической является теория ожиданий канадского исследователя В. Врума[8]. Исходное положение его теории гласит, что поведение определяется выбором из альтернатив, направленным на максимизацию наслаждения и минимизацию боли. Мотивация работника определяется его выбором. В связи с этим он придает решающее значение трем концептам – значимости (Valence), ожиданий (Expectancy) и содействия (Instrumentality). Значимость – это оценка работником своих собственных ценностей в соответствии с их результатами. Мотивация личности возрастает при выполнении четырех условий: 1) существует положительная корреляция между усилиями и эффективностью; 2) хороший уровень эффективности приведет к желательному вознаграждению; 3) вознаграждение удовлетворит важную потребность; 4) желание удовлетворить потребность достаточно сильно для того, чтобы сделать усилие сто́ящим. Если эти условия не выполняются, то мотивация работника спадает.

Опираясь на теорию В. Врума, Л. Портер и Е. Лоулер развили теорию ожидаемого вознаграждения[9]. Новизна их взглядов состояла в том, что, во-первых, вместо утилитаристских концептов наслаждения и боли использовалось понятие вознаграждения, во-вторых, они рассматривались как удовлетворяющие внутренним и внешним требованиям. Теория Портера –Лоулера в области мотиваций стала классической и вызвала множество обсуждений в литературе.

Рассмотрим также воззрения X. Хекхаузена, бесспорно, весьма авторитетного исследователя.

Мнение специалиста

Восемь проблем мотивации по X. Хекхаузену:

1) существует столько различных мотивов, сколько существует содержательно эквивалентных классов отношений "индивид – среда";

2) необходимо выяснять пути развития и изменения мотивов;

3) люди различаются по иерархии мотивов, их характеру и силе;

4) в определенных ситуациях поведение людей мотивируется в первую очередь главными мотивами;

5) в различных ситуациях доминируют различные мотивы;

6) мотивы определяет целенаправленность действий;

7) мотивация складывается из разнородных процессов;

8) возможны многообразные влияния мотивации на наблюдаемое поведение и его результаты[10].

К выводам X. Хекхаузена резонно добавить понимание мотивов в контексте основных психологических направлений: бессознательное (в рамках психоанализа), реакции на стимулы (в бихевиоризме), предметная деятельность (в теории деятельности) актуализация способностей личности (в гуманистической психологии), развитие мышления (в когнитивной психологии).

Приведем и наше понимание мотивов и мотивации, ставшее результатом метанаучного анализа психологии как науки. Основная мысль состоит в том, что при формулировании выводов следует исходить из концептуального устройства психологической теории. В тех воззрениях, которые были представлены ранее, теория присутствует в каком-то усеченном виде. Их авторы вроде бы исходят из самоочевидных положений, констатация которых как раз и образует теорию. Мы же полагаем, что с самого начала следует учитывать такие актуальные концепты, как ценности и принципы. Не потребностями следует объяснять принципы, а, наоборот, принципами – потребности.

В своих поступках люди руководствуются некоторыми аксиологическими теориями, в частности психологическими концепциями. Все ценности теории являются мотивами. Наиболее же актуальными из них являются принципы аксиологических теорий. Поэтому именно они должны привлекать к себе внимание исследователей, изучающих проблему мотивации. Теории могут быть более или менее развитыми, но в любом случае их смысл выражают концепты (в психологической дисциплине – ценности). Интерпретация мотивов в качестве потребностей не является их смысловой характеристикой. Это ясно постольку, поскольку место потребностей в составе психологической теории не определено. Итак, мотивы – это ценности (либо отдельные ценности, либо их сочетания). Представлены же они могут в различных формах: в ментальной, языковой, объектной и процессуальной.

Следующий актуальный вопрос состоит в определении номенклатуры ценностей. Откуда ее взять? Из наук, которые по определению сконцентрировали в себе все богатство концептуального развития человечества. Ценности и, соответственно, мотивы бывают экономическими, политическими, социологическими, психологическими, педагогическими и т.д. Сторонники теории мотивов как потребностей нагромождают их безотносительно к содержанию аксиологических наук: налицо явное пренебрежение принципом научно-теоретической относительности.

Странно выглядит выделение двух-трех основополагающих потребностей или даже их классов. О науках-το забывают. Справедливости ради отметим, что в теориях ожидания В. Врума и Портера – Лоулера речь идет об ожидаемых полезностях и оценках достигнутого. Это движение в правильном направлении, но не очень активное. Наслаждение и страдание, равно как и вознаграждение – вполне реальные феномены, но их смысл (повторимся в очередной раз) задается ценностным ОГЛАВЛЕНИЕм теории.

Обратимся к выводам X. Хекхаузена – авторитетнейшего исследователя темы мотиваций. Представляется, что выводы X. Хекхаузена, в случае если бы они сопровождались метанаучным анализом, могли были быть сформулированы значительно точнее. Буквально каждое из восьми положений следует переформулировать. Ограничимся положением 4. В любых ситуациях люди руководствуются принципами, как раз они и являются тем, что X. Хекхаузен называет главными мотивами. Последовательное рассуждение предполагает сопоставление мотивов-принципов, мотивов-законов, мотивов-переменных. Все вместе они образуют то стройное целое, которое называют теорией. Мотивация состоит в культивировании соответствующих теорий, которые присваиваются личностью. Остановить этот процесс человек не в состоянии, ибо это означало бы, что он перестал им быть. Поэтому любой человек всегда руководствуется мотивами-ценностями. Достигнув одной цели, он тотчас же вырабатывает новые ориентиры, добиваясь в силу своего понимания происходящих явлений более или менее значимого успеха. Рассматривая альтернативы своих поступков, а без этого ему не обойтись, человек уже одним этим действием мотивирует себя. Жизнь человека как психологического субъекта состоит в его мотивации. Используемые им принципы, законы и отдельные ценности не являются просто безжизненными абстракциями, не обладающими никакой силой. Именно они и выражают, и определяют активность человека.

Выводы

1. Движущими силами психологических поступков людей являются мотивы.

2. В соответствии с ОГЛАВЛЕНИЕм психологических теорий ими являются принципы теорий.

3. Широко распространенные попытки интерпретировать мотивы в качестве потребностей недостаточны для выявления их концептуального содержания.

4. Мотивация человека состоит в том, что он тем или иным образом развивает свои теории, в том числе психологические.