Мотивы и мотивация. Понятие мотива

По поводу трактовки понятия мотива также существует множество мнений, подходов. Однако есть некая объединяющая позиция, согласно которой мотив – это:

1) побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность (мотивация);

2) предмет, материальный или идеальный, побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, ради которого она и осуществляется;

3) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.

Мотив – это ответ на вопрос: что нужно для удовлетворения потребности? Это то психологически реальное, что побуждает и направляет деятельность, придает ей личностный смысл. Мотив принадлежит личности, которая "прилагает" его к той или иной деятельности; из личностного он становится мотивом деятельности как бы вторично. Мотив для психологии – это реальность субъективная, отраженная; часть психического образа мира, выполняющая особые функции.

В другой трактовке мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это мысли, стремления, чувства человека, связанные с осознанием тех или иных потребностей, побуждающие его к деятельности. В англо-американской литературе кроме понятия "мотив" (motive) при исследовании потребностно-мотивационной сферы организма широко используются два других. Одно из них – need – переводится на русский язык как "потребность", или, точнее, "потребностное состояние"; этим понятием обозначается состояние объективной нужды организма в каких-то веществах, объектах. Второе широко используемое понятие – drive – не так просто перевести на русский язык, и обычно его либо не переводят вовсе и пишут по-русски "драйв", что очень распространено у физиологов, либо переводят не вполне точно – как "стремление", "переживание потребностного состояния" и т.д. Почему не вполне точно? Потому что эти слова – "потребность" и "переживание" – мы привыкли относить к человеку, осознающему свои нужды и потребностные состояния, в то время как у животных осознания нет.

На наш взгляд, наиболее емкое и адекватное определение мотива дано Η. Н. Обозовым, рассматривающим мотив как побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности; причину, лежащую в основе выбора действий и поступков[1].

Функции мотива. Основные психологические функции мотива заключаются в следующем.

Первая функция: мотив осуществляет реальное побуждение к деятельности, т.е. запускает, включает ее, обеспечивает энергетически. Но "побуждать" совсем не обязательно означает "побудить" реально, привести к наличию деятельности. Побуждений и устремлений в личности больше, чем выраженных деятельных реализаций, поэтому целесообразно разделять две стадии общей функции побуждения:

1) наличие потенциальной избирательной устремленности, не обязательно приводящей к оформленной деятельности, но имеющей свое психологическое выражение;

2) реализованное побуждение, в соответствии с которым называют обычно выбранную и начавшуюся конкретную деятельность.

Вторая функция мотива состоит в придании направленности производимой деятельности. Недостаточно лишь запустить деятельность и постоянно "подпитывать", ее необходимо вести, реализовывать. Это функция управления активными процессами, приведения их к запланированному результату. Деятельность направлена на свой предмет, которым, согласно А. Н. Леонтьеву, и выступает мотив.

Третьей функцией мотива является смыслообразование, благодаря которому понятие мотива выходит на субъективный, личностный уровень. Субъективный смысл рождается в деятельности, в отношениях мотива и цели. Смысл – это ответ на вопрос: зачем, для чего нужен личности предмет ее потребности и деятельности? В развитой личности такой вопрос может оказаться решающим, поэтому смыслообразующая функция мотива становится психологически главной. Человека называют существом, ориентированным на смысл: если нет убедительного личностного смысла, мотив как побудитель просто не сработает и деятельности не будет как таковой, хотя нереализованный мотив останется.