Зарождение и развитие американской системы помощи и поддержки

История социальной работы в Америке напрямую связана с великой эпохой географических открытий, в результате которой началась колонизация новых земель европейскими государствами. Все колонисты и миссионеры привносили в будущие США свои традиции и тенденции социальной помощи.

Первыми на земли Нового Света как на источник богатств стали претендовать англичане. Первое постоянное английское поселение в Северной Америке было основано в 1607 г. на территории будущей Вирджинии. В 1620 г. у берегов мыса Код высадились 102 странствующих богомольца, бежавших от религиозных преследователей. День их высадки отмечается в США как праздник – День отцов-иилигримов.

К числу первых переселенцев можно отнести также представителей Голландии и Франции. Власти перечисленных государств высылали в колонии пригодных к труду преступников. Постепенно на Атлантическом побережье образовалось 13 колоний, население которых составляло около 2,5 млн человек.

Чтобы выжить, переселенцы много трудились: расчищали землю, ухаживали за посевами, строили дома, разводили огороды. Первое время в таких поселениях сохранялись общинные порядки: создавался общий склад, централизованно распределялись продукты, инструменты. Все это было гарантией выживания.

Территорию, на которой были основаны колонии, населяли главным образом две крупные группировки индейских племен – ирокезы и алгонкины, находящиеся на стадии первобытнообщинного строя. Именно индейцы научили колонистов расчищать леса, делать землю пригодной для обработки. Они научили белых сеять маис, табак, горох, бобы, тыкву, кабачки, дыню, огурцы, приготовлять кленовый сахар, использовать рыбьи головы в качестве удобрений, охотиться на диких животных; делать челны из березовой коры; печь моллюсков на взморье и многому еще. Одним словом, индейцы научили белых жить в Новом Свете, а те отплатили тем, что отобрали у них земли, загнали в резервации и практически полностью со временем уничтожили. Остров, на котором теперь располагается центральная часть Нью-Йорка, был куплен у индейцев за набор ножей и бус, стоивших всего 24 долл. Колонисты совсем не считались с хозяйскими правами и племенными интересами индейцев и буквально с самого начала объявили им войну на истребление. Захватив земли, принадлежавшие индейцам, колонисты объявили их, коренных жителей, иностранцами. По законам США (действовавшим вплоть до 1924 г.!), индейцы не являлись гражданами этой страны и не имели на ней никаких прав.

Американские войны начались с первого нападения на индейцев в 1622 г. в Джеймстауне, затем последовали война с индейцами-алгокинами в Новой Англии в 1635– 1636 гг. и война в 1675–1676 гг., закончившаяся разрушением почти половины городов в Массачусетсе. Другие войны и перестрелки с индейцами продолжались до 1900 г. Всего американцы уничтожили где-то 100 млн индейцев, что вполне позволяет говорить о настоящем геноциде, значительно превосходящем массовое убийство евреев Гитлером (4–6 млн жертв).

Ввиду нехватки рабочей силы в колонии начался ввоз негров. Впервые африканские невольники были завезены в британскую Вирджинию английскими колонистами в 1619 г. По состоянию на 1860 г. из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 млн были рабами. Из 1,5 млн семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов. Труд рабов широко использовался в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокую прибыль. В первой половине XIX в. национальное богатство Соединенных Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации рабского труда. За период с XVI по XIX в. в страны Америки было завезено около 12 млн африканцев, из них около 645 тыс. – на территорию современных США.

Условия жизни и труда рабов были невыносимыми. Их жестоко наказывали за любую провинность, лишали жизни за побеги и непослушание. Несмотря на жестокий террор, негры в течение двухсот столетий (до 1863 г.) предприняли порядка 25 восстаний и заговоров.

Хотя Конгресс запретил привоз новых рабов из Африки в 1808 г., эта практика существовала как минимум еще полвека. Рабство было отменено во время Гражданской войны в США в 1863 г. прокламацией президента США Авраама Линкольна, что было подтверждено 13-й поправкой к Конституции США, которая была принята в 1865 г.

В южных штатах США пека рабства и десятилетия сегрегации создали правовую и политическую систему, которая характеризовалась господством белых. Чернокожие различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы (Законы Джима Кроу), по которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, должны были занимать специально отведенные для них места в общественном транспорте и т.д. Многие магазины, рестораны, гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Чернокожие всегда называли белых "мистер" или "миссис", хотя белые редко удостаивали чернокожих столь вежливого обращения. Вопросы социальной поддержки негров и индейцев долгое время не обсуждались. Иначе обстояло дело с белыми колонистами.

Особенности социальных проблем американских переселенцев во многом предопределили характер законодательных основ социальной помощи. С середины XVII в. наиболее распространенным стало английское право в решении социальных проблем, преемственность была и в мерах помощи, и в мерах пресечения нищеты – главного бедствия колонистов. Политика в отношении бедных была противоречивой: в различных Штатах принимались решения о помощи бедствующим, но в ограниченные сроки (от 2 недель до 2 месяцев), но при этом здоровых переселенцев, просящих милостыню, подвергали телесным наказаниям.

В XVIII в. нищета дополнилась эпидемиями, росла смертность мужчин, появилось множество незаконнорожденных детей, увеличивалось бродяжничество. В этот период миссионеры из числа квакеров пытались решать социальные проблемы на основе территориальных англиканских уставов через благотворительную и филантропическую деятельность при очень жестком контроле общественности.

Многообразие нормативно-правовых подходов к решению социальных проблем не прекратилось и после принятия Декларации независимости США в 1776 г. Главным социальным достижением этого документа стала отмена рабства и провозглашение принципов свободы и независимости. Но при этом этот важнейший документ не отреагировал на социальные проблемы, точнее – не предполагал решать их в общенациональном (федеральном) масштабе. Вся полнота ответственности легла на местные власти, но решению которых стали создаваться агентства и местные комитеты помощи нуждающимся ("помощь для жизни дома", "вне дома", открытие приютов, больниц, богаделен). Система часто была хаотичной, не имела достаточного финансирования, вследствие чего условия содержания больных и нищих часто были ужасающими.

Начало организации помощи нуждающимся было поддержано филантропической деятельностью и активностью религиозных общин.

Соединенные Штаты Америки как государство были созданы в результате подписания учредительным конвентом 17 сентября 1787 г. Конституции. Она стала основным законом 2 июля 1788 г.

Базовым документом, в котором были закреплены основные права американцев, стал Билль о правах. Документ был принят 15 декабря 1791 г. Он гарантировал свободу слова, собраний, выбора религии, неприкосновенность личности и жилища. Однако бедняки, негры и женщины избирательного права не получили.

Развитие социальной помощи в Новом Свете происходило под влиянием различных религиозных групп. Например, благодаря деятельности римско-католических орденов были созданы первые приюты для несовершеннолетних и престарелых. Один из таких приютов был открыт в новом Орлеане в 1727 г. по инициативе сестер-урсулинок.

В начале XIX в. (1819) Томас Чалмерс создал систему спасения людей, испытавших нужду и бедность. Благодаря новым методикам работы нуждающиеся "приобретали мужество" в борьбе с невзгодами.

В 1835 г. священник-униат Т. Тукерман организовал в Бостоне "Бостонское общество предотвращения пауперизма" для бедняков города. Общество уделяло внимание работе с семьями и занималось подготовкой добровольных помощников для этой деятельности. Благодаря священнослужителю С. X. Гертину развивается движение Общества благотворительных организаций. В результате появляются совет социальной помощи и агентство по проблемам семьи. Благодаря деятельности священника Ч. Брейса была создана программа по помещению детей на воспитание в семьи.

В 40-х гг. XIX в. в США усилился приток приверженцев римско-католической церкви (ирландцы, немцы, позднее - итальянцы, поляки). Стали прибывать лютеране из Германии и Скандинавии, иудеи из России, православные греки, русские, армяне и др. В США они жили своими общинами, социальная помощь в них носила закрытый характер и преследовала цель сохранить свою этническую и религиозную самобытность. Извне их обслуживали многие религиозные группы. Именно в этой среде возникло движение "сеттльментов" с конкретными программами "американизации", адаптации иммигрантов к условиям жизни в чужой стране. Сеттльменты формировались из представителей передовой молодежи, выходцев из средне- и мелкобуржуазных слоев. Большинство из них имело образование, было проникнуто идеями о необходимости переустройства общества и жаждало приложить силы к какому-то полезному для общества делу. Впоследствии из их среды вышло несколько социалистов. Трущобы индустриальных центров, населенные главным образом беднейшими представителями рабочего класса – иммигрантами, оказались в поле внимания этой молодежи, селившейся небольшими колониями в рабочих кварталах и пытавшихся сблизиться с их обитателями, личным трудом облегчить жизнь бедняков. Американский историк А. Ф. Дэвис назвал сеттльментов "передовыми отрядами" движения за реформу, т.е. передовыми отрядами прогрессизма.

Движение за организацию сеттльментов для помощи беднякам больших городов возникло в Англии. Первым был основан Тойнби-хауз в Лондоне в 1883 г. Но в Америке, а не в Англии это движение получило широкое распространение.

Первый сеттльмент в США под названием Халл-хауз был учрежден в 1889 г. в Чикаго двумя девушками, окончившими колледж и решившими заняться просветительской деятельностью среди бедняков-иммигрантов, в основном из Италии и Ирландии. Инициатором этого начинания была Джейн Аддамс, 29-летняя дочь зажиточного фермера из Иллинойса, завоевавшая впоследствии огромную известность как деятель прогрессивного движения, борец за нрава женщин и автор многих публицистических работ.

Вслед за Халл-хаузом открылись другие сеттльменты; наиболее известные – в Нью-Йорке (один под руководством Лилиан Уолд, второй – Вайды Скуддер), еще один в Чикаго (организатор Мэри Макдауэлл), в Бостоне (учредитель Роберт Вудс). В больших городах функционировали не один-два, а до 20 сеттльментов. Сеттльменты стали школой, через которую проходили тысячи юношей и девушек среднего сословия, стремившихся к общественной деятельности. Сеттльменты сыграли большую роль в развитии женского движения в США. В числе постоянных резидентов (т.е. постоянных работников сеттльментов) было большинство девушек и молодых женщин, которые находили в сеттльменте пристанище и работу. Например, в Халл-хаузе несколько лет жила Флоренс Келли. Впоследствии она стала первой женщиной – фабричным инспектором штата Иллинойс.

Работники сеттльментов не ограничивались организацией лекций, устройством детских садов и тому подобных мероприятий. Жизнь столкнула их с проблемами рабочего движения. Среди резидентов появлялись женщины-работницы, профсоюзные организаторы. Во время конфликтов рабочих с предпринимателями, когда подопечные сеттльментов бастовали, Дж. Аддамс и другие лидеры сеттльментов стремились свести дело к арбитражу, готовы были быть посредниками, отрицая всякую идею о возможности изменения капиталистического строя.

Несмотря на прогрессивную деятельность работников сеттльментов, рядовые рабочие относились к ним критически и зачастую враждебно, хотя нужда и заставляла женщин-работниц и многодетных матерей принимать от них помощь. Тем не менее через 10 лет уже 44 сеттльмента активно работали на всей территории США. Деятельность в сеттльментах имела большое практическое значение для формирования профессиональной социальной работы в США.

Важным моментом в вопросах улучшения положения женщин и детей явились выступления американских женщин за избирательные права. С каждым годом возрастало число женщин, занятых в промышленности, сельском хозяйстве, торговле, учебных заведениях. Помимо своих домашних обязанностей по ведению хозяйства и воспитанию детей женщина несла бремя наемной работницы, являясь зачастую кормильцем семьи. Прошло более полувека со дня проведения собрания в 1848 г. в г. Сенека-Фолс (штат Нью- Йорк), на котором группа женщин впервые во весь голос потребовала предоставления им избирательных прав. Женщины назвали свою резолюцию Декларацией чувств. Они требовали права на образование, на равную оплату за труд, имущественное равенство, права на участие в делах церкви и избирательных прав. Получив отказ, женщины объявили об организации женской суфражистской организации во главе с Элизабет К. Стэнтон, 33-летней энергичной участницей аболиционистского движения.

Следует помнить, что в рядах аболиционистского движения было много женщин. Именно в борьбе за уничтожение института рабства формировалось политическое сознание американских женщин, воспитывались организационные и ораторские навыки будущих деятельниц суфражизма.

К началу XX в. только четыре штата предоставили женщинам избирательные права. И это несмотря на то, что суфражистское движение занимало уже значительное место в общественно-политической жизни страны. Еще в 1860-е гг. сложились две суфражистские организации: Национальная женская суфражистская ассоциация под руководством Э. К. Стэнтон и С. Энтони и Американская женская суфражистская ассоциация во главе с Л. Стоун. Руководители первой полагали, что необходимо добиваться от Конгресса принятия соответствующей поправки федеральной Конституции. Американская же ассоциация выдвигала тактику борьбы женщин в штатах с тем, чтобы завоевать избирательное право женщинам в одном штате за другим. В 1890 г. они слились в одну организацию – Национальную американскую женскую суфражистскую ассоциацию.

Существовали и другие женские организации, среди которых следует отметить Национальную лигу потребителей, в работе которой большую роль сыграла социалистка Флоренс Келли. В 1903 г. возникла Женская профсоюзная лига, ставившая целью помочь женщинам-работницам в организации профсоюзов. Эти организации поддерживали борьбу женщин за избирательные права, понимая, что получение равных с мужчинами политических прав поможет им в тяжелой борьбе за человеческие условия существования.

В течение первого десятилетия XX в. суфражистки вели в штатах упорную агитацию за права женщин, организуя многочисленные, хотя и небольшие, местные суфражистские группы, атакуя письмами и личными просьбами депутатов собраний, сенаторов и конгрессменов. Наконец, в 1910 г. поправку к Конституции об избирательных правах женщин принял штат Вашингтон, затем, в 1911 г., – Калифорния. В течение 1912–1914 гг. их примеру последовали шесть штатов (Орегон, Канзас, Аризона, Иллинойс, Монтана и Невада), а в 1917–1918 гг. еще девять, включая Нью-Йорк, признали политическое равноправие женщин.

Важным моментом суфражистского движения явилась борьба за рабочее законодательство, которая велась во многих штатах. В основном ее начинали профсоюзы, а прогрессивная оппозиция включала в список своих требований улучшение условий труда рабочих. Конкретными требованиями повсеместно были: компенсация рабочим, получившим травму на производстве; ответственность предпринимателей за охрану труда рабочих; регулирование труда женщин и детей; установление минимума заработной платы; сокращение рабочего дня; пенсии матерям и вдовам и др. Согласно действующему законодательству все вопросы, касавшиеся регулирования отношений между рабочими и работодателями, входили в компетенцию штатов, а не федерального правительства. Именно поэтому борьба за социальное законодательство начиналась в рамках штатов или даже городов.

Суфражистки принимали участие в решении вопросов об ответственности предпринимателей за несчастные случаи на производстве, о компенсации рабочим в случае увечья на производстве, о введении закона о минимуме заработной платы, о продолжительности рабочего дня и др. Однако они ратовали не за 8-часовой рабочий день для всех рабочих, а за регламентацию труда женщин и детей.

К 1907 г. только в 20 штатах были приняты законы о 10–12-часовом рабочем дне для женщин, занятых в промышленности, на фермах, в сфере обслуживания (в прачечных, торговых заведениях и т.п.). Лишь в четырех штатах действовали законы, запрещавшие ночной труд женщин.

Детский труд широко применялся в США. Дети рабочих, как правило, начинали трудиться с раннего возраста, чтобы помочь семье. Только в 22 штатах удалось провести законы о детском труде. В них предусматривалась выплата из казны штатов небольших пособий вдовам (иногда и незамужним матерям) в размере нескольких долларов в месяц на ОГЛАВЛЕНИЕ детей до достижения ими определенного возраста (чаще всего до 14 лет). Все эти мероприятия проводились в штатах при активном сопротивлении со стороны консерваторов. Законопроекты об ограничении труда женщин и детей обсуждались в Конгрессе в 1911, 1913, 1915 и 1917 гг., но были отвергнуты.

В борьбе за введение в жизнь социального законодательства, за улучшение жизненных условий городской бедноты, ограничение детского труда и другие реформы прогрессисты получали поддержку работников сеттльментов.

В решении вопросов социальной помощи в Америке принимала участие английская "Армия спасения", которая начала распространять свою деятельность на территории США с начала 1880-х гг. В 1899 г. в Нью-Йорке "Армия спасения" была зарегистрирована как американская религиозная и филантропическая организация. Она занималась духовным, моральным и физическим преобразованием рабочего класса; воспитанием различных деклассированных элементов; организовывала посещение больных и бедных; вела активную проповедь христианства.

Среди других наиболее важных событий в истории социальной работы в США можно отметить следующие годы:

1824 – основано бюро помощи индейцам;

1843 – в Нью-Йорке организовано общество улучшения положения бедных;

1863 – образование государственной комиссии по благотворительности: обследование тюрем ночлежек психиатрических лечебниц;

1865 – создание федерального агентства материальной помощи;

1869 – создание общественных благотворительных организаций "Визиты к бедным";

1870 – состоялась национальная конференция благотворительных сил;

1874 – первый американский конгресс по социальному обеспечению;

1877 – образование Американского общества благотворительности;

1881 – создание американского Красного Креста;

1898 – открыта школа добровольных помощников;

1905 – открытие первых школ социальной работы;

1910 – начало становления социального страхования;

1911 – обоснование Мэри Ричмонд метода индивидуальной работы[1].

В целом развитие социальной помощи в США характеризуется разноплановостью, различными новациями. Это было объективно связано с колониальной историей возникновения США как государства, что обеспечило его многонациональность и многоконфессиональность. В стране отсутствовала прогосударственная религия, регламентирующая систему ценностей и правил благотворения. Поэтому многообразие форм помощи переселенцев из разных стран становилось достоянием всех.