Мотивация топ-менеджеров корпорации на повышение эффективности ее инвестиционных проектов

Для того чтобы инвестиционная политика корпорации была эффективной, важно уметь не только оценивать результирующие показатели проектов и их возможные изменения при отклонении от прогнозируемых условий, но и учитывать личностный фактор, т.е. мотивировать тех, от кого в конечном счете будет зависеть ход осуществления того или иного проекта.

Классически проблема агентов формулируется следующим образом.

Целью любой корпорации является повышение благосостояния се учредителей-акционеров. Однако акционеры не всегда могут своими силами обеспечить квалифицированное управление активами компании. Поэтому они нанимают агентов-менеджеров, которым и делегируют исполнительные функции.

Однако менеджеры зачастую заинтересованы в собственном благосостоянии больше, чем в процветании корпорации. Возникает конфликт интересов, в результате которого акционеры несут агентские издержки.

Агентские издержки

Агентские издержки возникают в различных формах.

Во-первых, это злоупотребления менеджеров, связанные с использованием корпоративного имущества в собственных интересах. Примерами являются завышенные представительские расходы, неоправданные командировки, нецелесообразные для компании дорогостоящие специальные рейсы транспортных средств и т.п.

Во-вторых, менеджеры стремятся оставить деньги в компании и минимизировать выплаты акционерам. Это приводит к неоправданной капитализации прибыли компании в проекты, которые могут быть для нее невыгодны. Расчетная рентабельность подобных проектов может искусственно завышаться менеджерами.

В-третьих, в интересах менеджеров может быть отклонение выгодных для корпорации проектов, повышающих ее рыночную ценность. Это происходит, например, если время до начала получения доходов по проекту больше, чем срок истечения полномочий данного менеджера, принимающего решение.

Избыточное распространение "креативного эккаунтинга" (а попросту манипулирования отчетными данными), серия банкротств крупных компаний, неоправданная, по мнению многих, оплата топ-менеджеров и рост ее отношения к оплате прочих категорий работников на порядок в последние годы поставил на первое место проблему контроля и мотивации.

Методы минимизации агентских издержек

Ясно, что агентские издержки необходимо контролировать. К счастью, возможность их минимизации заложена в самой сути корпорации как формы организации бизнеса.

Во-первых, акционеры могут выйти из бизнеса, где попираются их интересы. Возможны две формы такого выхода. Акционеры могут продать акции компаний с высокими агентскими издержками или не покупать акции неблагонадежных в этом смысле компаний.

Таким образом, менеджер, пренебрегающий интересами акционеров, все равно остается в проигрыше, так как вмененные издержки, связанные с неполучением капитала, окажутся для него выше, чем выгоды, полученные от злоупотребления доверием акционеров.

Во-вторых, акционеры могут уволить неблагонадежного менеджера на общем собрании.

Однако на развивающихся рынках, не эффективных с информационной точки зрения, акционеры часто не представляют себе масштабов злоупотреблений со стороны менеджмента. Это приводит к тому, что, с одной стороны, менеджер, ведущий себя честно по отношению к акционерам, может остаться недооцененным и не получить адекватной поддержки от акционеров. С другой стороны, менеджер, использующий активы корпорации в личных интересах, может долгое время оказываться в выигрыше.

Другими словами, честность и инициатива менеджмента — очень ценный для корпораций товар, нематериальный актив, на который существует свой рынок. А поскольку этот рынок не обеспечен необходимой информацией, качество товара на нем бывает сложно адекватно оцепить.

Поэтому, взяв за основу умеренно-пессимистическую точку зрения, потенциальные инвесторы могут предположить, что корпорации на развивающемся рынке не обладают этим нематериальным активом. Это снижает инвестиционную привлекательность и капитализацию компаний на развивающихся рынках по сравнению с аналогичными компаниями, находящимися в странах с развитым в информационном отношении рынком.

Третий путь минимизации агентских издержек — это дополнительные средства контроля за топ-менеджментом: внутренний аудит, формализация процедуры принятия решений, внеочередные собрания и т.п. Однако для осуществления эффективного контроля для менеджеров и для акционеров важно одинаковое понимание того, что является и что не является допустимым в деятельности члена совета директоров современной корпорации. Именно с этим связано широкое распространение в мире кодексов корпоративного поведения (правления). По существу, эти кодексы пропагандируют равное отношение к интересам всех акционеров, подотчетность совета директоров, раскрытие информации в объеме, достаточном для осуществления контроля. В частности, менеджеры не должны скрывать свои личные интересы в осуществлении тех или иных сделок, использовать инсайдерную информацию, которая могла бы ущемить интересы акционеров, предоставлять неравную информацию разным группам собственников, спекулировать с акциями своей компании и т.п. Механизм, благодаря которому эти кодексы внедряются в жизнь — "соответствуй или объясняй, почему были допущены отклонения". Скрывать информацию не позволяет законодательство, а несоответствие кодексу получает широкую огласку и резко снижает репутацию и инвестиционную привлекательность.

Однако этот путь заменяет одни виды издержек на другие и неизвестно, какие из них окажутся более высокими. Кроме того, иногда этот путь приводит к сдерживанию инициативы менеджеров и снижению их ответственности. Так, по последним данным, широкое внедрение и глобальная универсализация кодексов корпоративного поведения способствует излишней регламентации и бюрократизации деятельности топ-менеджеров, которые в большей степени начинают думать об отчетности перед акционерами, чем о реальном приращении их богатства. Это приводит к вмененным издержкам.

Наконец, четвертый путь — это мотивация менеджеров на конечные результаты их деятельности.