Мотивация социальной ответственности

Добровольчество основывается на не требующем оплаты труде. Следовательно, его мотивом является не материальное поощрение, а социальные, благотворительные и духовные интересы. Труд добровольцев в некоммерческой организации обычно сводится к работе с посетителями, помощи в проведении мероприятий, сбору внешней информации и т.д. Добровольчество как любая система трудовых отношений строится на определенных механизмах стимулирования. При отсутствии оплаты труда актуальным становится вопрос о нематериальных методах стимулирования.

Можно выделить три группы стимулирования[1]:

1) практическое. Добровольцам предоставляют возможность участвовать в образовательных программах организации на бесплатной или льготной основе. Они приобретают опыт работы в различных направлениях, а также дополнительные знания, навыки и т. д.;

2) информационное. Добровольцам предоставляют доступ к информационным источникам и материалам (библиотека, научно-исследовательские разработки, новые технологии и т. д.);

3) привилегированное. Добровольцам организуют досуг: предоставляют возможность бесплатного посещения различных мероприятий, скидки на какие-либо товары/ услуги.

Логично, что за корпоративными добровольцами должен сохраняться заработок по постоянному месту работы. Привлечение работников к добровольному участию в благотворительной деятельности целесообразно осуществлять в ротационном режиме, чтобы большая часть персонала прониклась важностью КСО для окружающего сообщества и для страны в целом.

Корпоративная благотворительность и кризис – две вещи трудно-совместимые. Компании неохотно признаются, что вынуждены сокращать благотворительные проекты, а порой и полностью их сворачивать. Финансирование НКО через корпоративные пожертвования сократилось в 2009 г. в два раза. Когда начинается кризисная оптимизация расходов, легче всего пожертвовать социальными программами. 30% из существующих благотворительных корпоративных программ сталкиваются с сокращением бюджетов, которые выделяют компании.

По мнению члена Общественной палаты РФ Елены Тополевой, НКО в России сталкиваются с огромным количеством проблем. Системной поддержки от государства нет и не было. В США, например, эти организации получают специальный налоговый статус "501 (с)", что дает освобождение от уплаты налога на прибыль, а жертвователям – право на налоговый вычет. В России, к сожалению, в 2002 г. Налоговый кодекс РФ отменил льготы по налогу на прибыль для всех НКО и налоговые льготы для юридических лиц, оказывающих благотворительную поддержку.

Но, несмотря на трудности, НКО участвуют в решении многих социальных вопросов. Прежде всего это проблемы здоровья, социального сиротства, развития и качества образования, материального неблагополучия, незащищенности прав граждан, социальной некомпетентности и социальной реабилитации. Перейти от устаревших "собесовских" методов к формированию адекватной социальной политики возможно только при взаимной готовности государственных и общественных институтов к последовательному сотрудничеству.

Чтобы исправить ситуацию, необходима более активная и ответственная самоорганизация НКО. Не обойтись и без совершенствования законодательства. В апреле 2010 г. принят Федеральный закон о поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в РФ. На них теперь распространены все инструменты поддержки, которыми пользуется малый и средний бизнес. Определено, что органы государственной власти и местного самоуправления в приоритетном порядке оказывают им экономическую поддержку. Это финансовая, имущественная, информационная помощь, предоставление льгот по уплате налогов и сборов. Налоговые льготы также смогут получить юридические лица, оказывающие социально ориентированным НКО материальную поддержку. В Законе представлен перечень видов деятельности НКО, при осуществлении которых они получают помощь. Это, в частности, социальная поддержка и защита граждан, подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе, благотворительность и пр.

О развитии взаимодействия государства с НКО в послании Федеральному собранию заявлял Президент РФ. Но на практике все иначе – создается впечатление, что принимаются обратные меры. Так, в Правительство поступил пакет поправок в Гражданский кодекс РФ, разработанный юристами президентского Совета по кодификации, согласно которому в России должно остаться всего шесть видов некоммерческих организаций из 28. Всем НКО придется перерегистрироваться по новым, более суровым требованиям. Другой негатив: Минюст России предложил ужесточить порядок проверок некоммерческих организаций на предмет финансирования политической и экстремистской деятельности.

Положительной тенденцией следует признать повышение активности корпораций при взаимодействии с НКО, расширение форм и методов внешней корпоративной социальной ответственности. 20% предприятий предпочитают программный способ благотворительной деятельности. Причем в их число входят не только те, что представляют крупный и средний бизнес, но и малые предприятия.

Представители бизнеса все чаще говорят о необходимости внешнего юридического и организационного сопровождения благотворительной деятельности; о необходимости установления обратной связи с получателем благотворительных средств, включая контроль над их целевым использованием. Все это предъявляет повышенные требования к НКО, в том числе в области соответствия международным стандартам.

Стимулирование государством развития и деятельности НКО включает следующие методы:

• предоставление НКО налоговых льгот;

• предоставление налоговых льгот компаниям и другим юридическим и физическим лицам, оказывающим материальную поддержку НКО;

• предоставление НКО льгот неналогового характера (по аренде помещений и т.п.);

• субсидирование деятельности и развития НКО;

• безвозмездная передача государственного или муниципального имущества (зданий, сооружений, технических средств и т. п.) в собственность НКО;

• предоставление льготных кредитов;

• информационная, консультационная помощь и другие формы поддержки.

Одним из самых серьезных недостатков процесса социального инвестирования в России является отсутствие оценки результативности и эффективности реализуемых корпоративных социальных программ. Как следствие, социальная деятельность компаний остается в большинстве случаев одним из инструментов PR и не может полноценно ассоциироваться с корпоративной социальной ответственностью.

Поэтому варианты помощи НКО со стороны корпораций могут быть разными. Совсем не обязательно направлять в "третий сектор" живой поток ассигнаций. Помочь можно в организации бухгалтерского учета НКО, предоставлением на бесплатной или льготной основе офисных, производственных и складских помещений, оборудования; рекламы социальных услуг под своим брендом; выделением добровольцев для организации благотворительных мероприятий и работы в НКО и т.д. Наиболее продвинутая компания может создать отдельное подразделение, в котором будут работать люди в рамках социальной реабилитации, наконец, элементарно принять на работу пять-шесть инвалидов, обеспечив им соответствующие условия. Не секрет, что на пособие по инвалидности в России прожить невозможно и социальное предпринимательство является важным и перспективным направлением КСО.

Деятельность благотворительных организаций приобрела устойчивый характер, появился ресурс для организационного, профессионального и технологического развития. Благотворительность выходит за рамки социальной сферы и активно развивается в культуре, образовании, науке. В благотворительные организации приходят профессионалы управленцы, фандрайзеры, специалисты по общественным связям, ученые. Как правило, у наиболее успешных некоммерческих организаций менеджмент развит достаточно хорошо. Это позволяет им не только грамотно осуществлять свою основную деятельность в рамках тактических задач, но и эффективно и взаимовыгодно работать с внешними источниками ресурсов, решая стратегические задачи устойчивого развития.