Мотивация преступного поведения

Мотивация человеческого поведения относится к числу центральных проблем психологии. Понятия мотивации и мотивов разрабатываются именно психологией и никакой другой наукой. Как бы важны ни были вопросы мотивации и мотивов для других наук, юридических в частности, они должны пользоваться теми понятиями и определениями, которые имеются в психологии, потому что это область психологического познания.

Мотивы и мотивация — постоянные объекты научных психологических исследований. Что касается криминологии, призванной объяснять преступное поведение, то она еще мало знает, каковы последние достижения психологии в этой области, а поэтому не выходит из круга обыденных представлений, основанных прежде всего на здравом смысле, а не на результатах научных исследований. Вообще юристы полагают (и их этому учили), что преступления совершаются главным образом из корысти, мести, ревности, хулиганских побуждений, не очень задумываясь над тем, какие глубинные психологические и внешние социальные реалии они отражают. В юридической практике все непонятные по своему характеру преступления обычно квалифицируют как совершенные из хулиганских побуждений.

Мотив — один из важнейших компонентов личности. Это внутренний стимул поведения, н совершенно правильно высказывание: "Каков мотив, такова и личность". Для того чтобы подчеркнуть и важность изучения мотивов и сложность соответствующих вопросов, нужно отметить, что одно и то же действие может быть детерминировано различными мотивами. В связи с этим следует вспомнить античный рассказ: некий человек спросил у рабочих, которые строили здание: "Что вы делаете?" Один из них ответил: "Я таскаю этот проклятый камень". Второй на тот же вопрос ответил, что "я зарабатываю себе на кусок хлеба". А третий сказал, что он строит прекрасный храм. Таким образом, внешне одинаковое поведение определялось различными мотивами и это надо учитывать при изучении поведения преступника.

Моим', это внутренний, субъективный смысл поведения, то, ради чего оно реализуется. Это не цель, не задача, которую ставит перед собою человек, это смысл поведения. Мотив следует отличать от мотивации. Это не одно и то же. Мотивация — это динамика мотивов, это процесс возникновения, формирования, развития, изменения, корректировки мотивов, постановки целей и принятия решения. Мотивы и мотивация теснейшим образом связаны между собой. Кроме них есть еще понятие мотивировки.

Мотивировка — это попытка рационального объяснения мотива, зачастую не имеющая ничего общего с подлинными мотивами.

Цель же можно определить следующим образом — это представление о результатах деятельности, не сам результат, а только представление о результате. Цель, ее постановка входят в мотивацию, но цель не является мотивом, хотя и тесно взаимодействует с ним.

Если мотивация является процессом возникновения, развития и корректировки мотивов, то возникает вопрос, когда начинают формироваться мотивы? Этот процесс возникает с началом формирования личности, вне ее нет мотива, т.е. мотивы возникают еще в детстве как основа личности. Другое дело, что мотивы могут изменяться, корректироваться, дополняться, но очень часто они постоянны для данного человека, пронизывая всю его жизнь. Поэтому человек ведет себя последовательно и в плохом, и в хорошем, и в совершении и преступлений, и благородных поступков. Это обстоятельство говорит о том, что у конкретной личности могут быть постоянные, не изменяющиеся или малоизменяющиеся, малокорригируемые субъективные стимулы.

Если же не связывать мотивы со всей жизнью индивида, то можно прийти к абсурдному выводу, что любой мотив возникает мгновенно под воздействием актуальной ситуации, т.е. мотивы не имеют личностных корней.

Существуют главный, генеральный мотив и наряду с ним дополнительные, второстепенные. Именно первый определяет поступки и функционирует долгое время, иногда всю жизнь, подчиняя себе дополнительные. Например, главным может быть мотив самоутверждения, который во многом определяет способы собственной реализации, следовательно, мощно регулирует поведение и образ жизни.

Можно отметить два уровня мотивации: рациональный, внешний и глубинный, смысловой. Второй в наибольшей степени определяет поведение вообще и преступное в частности. Так, похищение чужого имущества внешне может мотивироваться корыстью, желанием человека обеспечить себе материальный достаток, а на глубинном уровне — снизить психотравмирующую тревожность по поводу того, что необеспеченному, нуждающемуся субъекту отовсюду грозят опасности. Следовательно, вполне возможно переплетение мотивов разного уровня.

Развести рациональный и смысловой уровни мотивации преступного поведения бывает очень трудно, особенно в случаях совершения преступлений сложного характера, плохо поддающихся объяснению. Однако, только поняв глубинный смысл подобных преступлений, можно успешно сформулировать следственные версии и найти виновных. К сожалению, практические работники правоохранительных органов редко владеют необходимыми знаниями.

Например, бывает трудно понять, почему некоторые преступники совершают изуверские действия в отношении детей. Обычно пытаются объяснить это тем, что у них какие-то психические расстройства, к тому же иногда связанные с сексуальной сферой. Но ведь такого рода расстройства могут быть и у людей, которые детей очень любят и никогда пальцем их не тронут. Следовательно, возникает вопрос: почему именно человек совершает подобные действия? Чаще всего выясняется, что преступники сами в детстве были жертвами жестокого обращения. Внутренний смысл их действий заключался в том, чтобы уничтожить эти психотравмирующие воспоминания из собственного детства, и он носит характер самоубийства, но лишь на психологическом уровне. Этот невспоминаемый клубок детских травм внезапно актуализируется обычно в состоянии опьянения, когда снимается внутренний контроль над поведением.

Для того чтобы полностью представить себе, что такое мотивация преступного поведения, необходимо обратиться к психологии бессознательного. Бессознательное — это особая сфера психики, она существует наряду с сознанием, о чем говорилось выше. Эти две сферы психики находятся между собой в достаточно сложных отношениях, иногда конкурируют, но чаще сотрудничают, дополняют друг друга, корректируют и т.д. Сейчас существование бессознательного практически не оспаривается, является аксиомой. Так же как человек не может существовать, скажем, без сердца или без какого-то иного жизненно важного органа, так он не может существовать без сферы бессознательного, которое играет чрезвычайно важную роль в поведении.

Во-первых, уточним, воспоминания не могут пребывать в бессознательном. Воспоминания потому и воспоминания, что они всегда осознанны. В бессознательном хранится информация о переживаниях, ощущениях, влечениях, которые по разным причинам, например нравственным, не представлены в сознании. Поэтому человеку так страшно идти вглубь самого себя, где его могут ожидать лично ему принадлежащие дьяволы и монстры. Это является одной из самых главных причин того, что преступники столь не склонны к действительному покаянию, которое всегда связано со встречей с чудовищами, таившимися в глубинах их души. Но при этом бессознательное не является, конечно, хранилищем всего дурного и отталкивающего. Там можно найти и светлые, радостные переживания, вытесненные туда в силу их неактуальности.

Во-вторых, представления также не находятся в бессознательном, поскольку они всегда осознаваемы. В бессознательном имеют место некие механизмы и мотивы, приводящие в действие представления, реализующие их в действия.

Итак, бессознательная психическая деятельность — это такая деятельность человека, которая осознается им смутно или даже не осознается вовсе. Однако это не означает, что она не может быть осознана индивидом. Репрезентация в сознании бессознательного часто приводит к изменению поведения человека, его отношения к внешнему миру и к себе. Бессознательное может быть выявлено и осмыслено другим человеком, например исследователем, имеющим специальные методы выявления тех психических явлений и процессов, которые не открыты сознанию самого субъекта.

Бессознательное оказывает немалое влияние на образ жизни и поведение личности, активно участвует и в формировании мотивов. Соответственно сами мотивы поведения могут не осознаваться личностью, т.е. являются бессознательными. У лиц, отличающихся низким уровнем сознания, слабыми тормозными процессами, эмоционально насыщенное неосознаваемое переживание при провоцирующих или хотя бы способствующих обстоятельствах может реализовываться в неожиданное для самого субъекта импульсивное действие, например убийство. В других случаях названное переживание, будучи по своему характеру неприемлемым для сознательных установок, может модифицировать сознание, выступая в нем под маской мотивов иного рода, субъективно оцениваемых позитивно и приемлемых для человека, но объективно толкающих его на противоправные действия.

Игнорирование бессознательных явлений и процессов не позволяет глубоко проникнуть в психику преступников и построить воспитательную работу с ними с учетом их психических особенностей. Особенно заметно это в отношении неоднократно судимых рецидивистов, которые продолжают преступную деятельность, хотя к ним применялись различные меры воспитания, принуждения и помощи. Их исправлению мешают многие стереотипы образа жизни и поведения, закрепленные в их психике на уровне бессознательного. Как показали проведенные нами исследования, немалая часть преступников-рецидивистов, длительное время ведущих антиобщественный образ жизни, не осознает мотивы такого существования.

В некоторых случаях неосознаваемые переживания, когда они аномальны и при этом особенно эмоционально насыщены, а подавляющие их силы сознания почему-либо ослаблены, могут вступать в конфликтные отношения с осознанными установками индивида. Чаще всего такие конфликты между бессознательным и сознанием вызывают болезни неврозов, сопровождающиеся субъективно тягостными ощущениями и переживаниями, требующими лечения.

Проблема бессознательного в криминологии — это проблема объяснения преступного поведения, его внутренних, личностных механизмов, и особенно мотивов, личностного смысла преступных действий. Обращение к бессознательному дает возможность выяснить ряд вопросов первостепенной важности: 1) почему и ради чего совершаются те преступления, мотивы которых неясны или неочевидны; 2) почему данный человек в конкретной ситуации совершил именно эти преступные действия, а не какие-либо иные, т.е. изучение бессознательного помогает обнаружить генезис мотивов уголовно наказуемого поведения; 3) каково влияние бессознательного па формирование сознательных мотивов преступного поведения; 4) какая роль автоматизмов или (и) других аналогичных элементов бессознательного в совершении неосторожных преступлений.

Обращение к сфере бессознательного для установления действительных мотивов некоторых преступлений необходимо и потому, что существующие в литературе объяснения мотивов многих преступлений, особенно насильственных, являются поверхностными и не способствуют решению актуальных проблем теории и практики борьбы с преступностью. Нередко мотив не извлекается "из" личности и ее поведения, а ей приписываются мотивы, исходя лишь из внешней оценки преступных действий, из установившихся традиций и стандартов типа: "в корыстном преступлении мотив — корысть", "мотив убийства в ситуации любовного треугольника -ревность" и т.д.

На практике и в некоторых теоретических работах прочно укоренилось, что все, что непонятно, то совершается из хулиганских побуждений. Между тем глубинные психологические исследования конкретных преступлений говорят о другом. Мотивы ряда преступлений, в частности убийств, нередко лежат в глубине человеческой психики, не осознаются преступником, что в первую очередь относится к убийствам на сексуальной почве, хотя внешне отдельные преступления представляются связанными с хулиганскими побуждениями.

Для возникновения хулиганских мотивов необходимо, чтобы некий внешний объект представлял угрозу данному лицу — любую угрозу, причем сам се носитель может и не подозревать об этом, а виновный не сумеет внятно объяснить, что вызвало его тревогу или раздражение. В других случаях названный мотив становится результатом накопления негативных, психотравмирующих переживаний, которые субъекту необходимо выплеснуть наружу. Поэтому хулиганские действия часто совершаются по незначительному внешнему поводу, когда ситуация и будущий потерпевший не дают субъекту предлога для учинения хулиганских действий.

Итак, хулиганские побуждения — это стремление в вызывающей форме проявить себя, свое пренебрежение к обществу и его установлениям. Вот почему хулиганство может стать формой утверждения или (и) самоутверждения, а также способно быть орудием мести.

В связи с неустановлением мотивов по многим уголовным делам, особенно по делам об умышленных убийствах и нанесении тяжкого вреда здоровью, ни у следователя, ни у прокурора, ни у суда очень часто нет правильного представления о подлинных мотивах совершенного преступления. Часто нет понимания мотива собственного поведения и у многих насильственных преступников, поэтому они лишены возможности самоанализа и самооценки, а отсюда и самоконтроля своего поведения. Индивидуальное воздействие может быть направлено на те личностные факторы, которые не играли никакой роли в преступлении или их значение было второстепенным. Чаще всего обвиняемым и осужденным указывают на вредные последствия пьянства, что им и без того известно. Все, что существенно, повышает вероятность повторных насильственных действий.

Утверждение, что мотивы некоторых преступлений редко открываются сознанию субъекта, не означает, что лица, совершившие преступления по не осознаваемым для них самих мотивам, не подлежат уголовной ответственности. Например, совершая убийство, индивид может не осознавать собственных глубинных побуждений к таким действиям, но всегда осознает, что они являются преступными. Таким образом, незнание мотивов собственного поведения не освобождает от уголовной ответственности.

Человек несет уголовную ответственность за то, что он преступил уголовный запрет. Если он в силу расстройств психики не понимал этого, его следует признать невменяемым.

Можно предложить следующие группы бессознательных мотивов преступного поведения.