Мотивация

Мотивация — это одна из основных функций менеджмента, выражающаяся в воздействии на работников с целью побуждения их к труду и поддержания их трудовой активности. Мотивация — это психофизический процесс, управляющий поведением человека. Задача руководителя — узнать, понять тот внутренний мотив, который движет поведением работника, и найти возможность активизировать этот мотив.

Американский социолог Абрахам Маслоу разработал теорию потребностей, согласно которой в основе действий людей лежат их потребности. А. Маслоу разделил человеческие потребности на пять групп и расположил их в порядке возрастания на пяти уровнях. Графически это выглядит как пирамида.

В основании "пирамиды потребностей" (рис. 2.7) находятся самые насущные потребности людей — физиологические: питание, отдых, жилье и т.д. Для их удовлетворения человек готов работать за минимальную заработную плату и требовать минимально приемлемых условий труда.

Второй уровень потребностей — это потребность в безопасности и уверенности в будущем. Для обеспечения этих потребностей человек ищет работу со стабильной зарплатой выше минимальной, с гарантией медицинского обслуживания и пенсионного обеспечения.

Первые два уровня отражают первичные потребности человека, без которых невозможна нормальная жизнь. Следующие уровни пирамиды отражают вторичные потребности.

Рис. 2.7. "Пирамида потребностей" А. Маслоу

Чем выше располагаются потребности в пирамиде — тем дальше они отстоят от элементарных потребностей, точнее сказать, нужд для физического выживания. На третьем уровне находится очень важная потребность человека — это его нужда в общении, другими словами, в социальных контактах. Для того чтобы оставаться человеком, недостаточно удовлетворять физиологические (животные) потребности. Человеку жизненно необходимо быть членом той или иной общности людей. Он нуждается в любви и дружбе. Человеку, работающему в коллективе, важно внимание со стороны руководителя, участие в общем деле, уважение товарищей.

Па четвертом уровне — потребность в самоутверждении. Любому человеку в той или иной степени присуще желание быть уверенным в себе, чувствовать себя компетентным, способным, сильным. Одному достаточно почувствовать свое умение, мастерство в каком-то деле. Другой добивается авторитета, лидерства. Третий ищет известности, славы. Четвертому нужны титулы и звания. Все это градации одной и той же потребности в самоутверждении.

Па пятом уровне — в верхушке пирамиды — располагается потребность в самовыражении. Это также присущая всем людям в той или иной степени потребность творчества. В акте творчества человек выражает себя — реализует свои способности, знания, умения. В этом стремлении очень важен результат творческого процесса, момент преодоления трудностей, выполнения сложной задачи. Этот результат важен человеку сам по себе, не для признания его другими, как это происходит при самоутверждении.

Руководитель трудового коллектива должен обладать знаниями — хотя бы на среднем уровне — о психологии человека. Талантливый руководитель обладает не только или не столько знаниями, сколько особым чутьем, интуицией, которые позволяют ему угадывать движущие мотивы человека и подсказывают правильные решения того, как побудить членов своего коллектива к продуктивной работе.

Контроль

Контроль — одна из основных функций менеджмента, направленная на учет результатов работы и их качественную и количественную оценку.

Инструменты контроля'.

наблюдение;

проверка;

учет;

анализ.

Контроль должен быть своевременным и простым. Без управленческого контроля невозможно проверить, нормально ли функционирует организация, обеспечивает ли это функционирование достижение намеченных целей; контроль — необходимый инструмент выработки управленческой политики в целом и принятия конкретных решений.

ОГЛАВЛЕНИЕ функции контроля:

сбор, обработка и анализ информации о фактических результатах деятельности всех подразделений;

сравнение их с плановыми показателями;

выявление отклонений и анализ их причин;

разработка мероприятий по принятию срочных решений по оперативной деятельности в том или ином подразделении организации.

Виды контроля'.

предварительный: выявление фактического состояния всех компонентов производственного процесса до его старта (оценка квалификации персонала, выработка стандартов в отношении материальных ресурсов, составление бюджета и т.п.);

текущий: контроль за действиями сотрудников со стороны непосредственного руководителя производственной операции. Текущий контроль необходим для установления обратной связи с аппаратом управления производством;

заключительный: оценка конечного результата работы с целью выявления ошибок и предотвращения их возникновения в будущем.

Важно запомнить!

Функция контроля тесно связана с функцией планирования. Контроль позволяет менеджеру оценить правильность выбранной стратегии (тактики).

Координация

Координация — функция, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность управленческого процесса и согласованность действий всех уровней управления организации.

Функцию координации сравнивают с ролью дирижера в оркестре. Она регулирует во времени и пространстве действия руководителей функциональных подразделений таким образом, чтобы они не противоречили друг другу, а, напротив, дополняли друг друга и помогали общему движению к цели и внимательно вникнуть в предложение исполнителя, собирают согласительное совещание. В ходе совещания происходит дискуссия, в результате которой все несогласные приходят к какому-то компромиссу и вносят, при необходимости, изменения в проект. Окончательное решение принимает высшее руководство организации и издает соответствующий приказ или распоряжение.

В ситуации, когда необходимо произвести какое-то нововведение, всегда находятся сотрудники, возражающие против изменений. Для менеджера важно обладать умением отстаивать свою позицию, убеждать других. Но не менее важно владеть искусством компромисса. Руководитель должен быть готов жертвовать чем-то менее значимым ради успеха дела в целом.

Умение быть при необходимости жестким, непреклонным, а в других, менее принципиальных моментах уступать, быть гибким — очень желанное для менеджера качество, без которого координация деятельности трудового коллектива невозможна.