Мотивационный процесс и его основные элементы

Принципиальная схема процесса мотивации может быть представлена следующим образом (рис. 5.1).

Исходным пунктом мотивационного процесса являются потребности, понимаемые чаще всего как нужда, как дефицит (или, напротив, избыток чего-то) в организме. Есть и такая распространенная точка зрения, согласно которой потребность – это не сама нужда, а ее отражение в сознании человека как организма (биологические потребности) и как личности (социальные и духовные потребности).

Многие потребности, особенно базовые, часто не осознаются человеком, они ощущаются как некоторое напряжение, которое побуждает к определенным действиям, способствующим снятию этого напряжения.

Распространенным является взгляд на потребность как на отражение в сознании человека того предмета, который может удовлетворить (устранить) нужду. На бытовом уровне часто предмет удовлетворения потребности отождествляется с самой потребностью. Это не очень логично. Во-первых, здесь причина

Рис. 5.1. Схема процесса мотивации

(потребность) и следствие (предмет ее удовлетворения) поменялись местами: телега встала впереди лошади. Во-вторых, одна и та же нужда может удовлетворяться разными предметами. Если принять эти предметы за потребности, то одна и та же нужда превращается сразу в несколько опредмеченных потребностей.

Речь, скорее всего, должна идти об обогащении способов и средств удовлетворения потребности, а не о появлении новых потребностей в связи с увеличением разнообразных предметов. Ребенок, например, поиграв с игрушкой, бросает ее и берет другую не потому, что у него исчезла потребность в игре, а потому, что ему надоело удовлетворять эту потребность с помощью одного и того же предмета. При этом у него не возникает "потребность" в конкретной новой игрушке; он возьмет любую попавшую ему на глаза. С другой стороны, даже при наличии интересных книг в домашней библиотеке у многих детей не возникает желания прочесть их, не появляется любовь к чтению. Маленьких детей подчас приходится уговаривать, чтобы они попробовали незнакомый фрукт.

Все это свидетельствует о том, что развитие потребительской сферы человека не осуществляется по типу "стимул – реакция" (предмет – потребность) из-за предъявления ему новых предметов. Это не приводит к желанию иметь их именно потому, что у человека отсутствует соответствующая этим предметам потребность.

Почему же предмет часто отождествляется с потребностью? Дело в том, что с приобретением жизненного опыта человек начинает понимать, каким образом, с помощью чего может быть удовлетворена возникшая потребность. До своего удовлетворения потребность еще "нс знает" своего предмета, он еще должен быть найден, его еще необходимо запомнить. Потребности получают словесное обозначение (маркируются), становятся "именованными". Таким образом, в сознании ребенка, а затем и взрослого предметы становятся эквивалентами потребностей.

В ряде случаев ассоциативная связь потребности с предметом ее удовлетворения может отсутствовать. Это бывает, например, когда человек попадает в неопределенную ситуацию или чувствует, что ему чего-то недостает, но не понимает, чего именно. Бывает, что предмет не является характеристикой потребности, не отражает ее содержания.

Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма или личности от каких-то объектов, так и нуждам, которые он испытывает. Соответственно этому потребности делятся (А. Н. Леонтьев) на предметные и функциональные.

Потребности подразделяются на первичные (базовые, врожденные) и вторичные (социальные, приобретенные).

В отечественной психологии чаще всего потребности делят на материальные (потребность в пище, одежде, жилье), духовные (потребность в познании окружающей среды и себя, потребность в творчестве, в эстетических наслаждениях и т.п.) и социальные (потребность в общении, в труде, в общественной деятельности, в признании другими людьми и т.д.).

П. В. Симонов считает, что потребности человека можно разделить на три группы: 1) витальные, 2) социальные и 3) идеальные. В каждой из этих групп выделяются потребности сохранения и развития, а в группе социальных еще и потребности "для себя" (осознаваемые субъектом как принадлежащие ему права) и "для других" (осознаваемые как "обязанности"). Удовлетворению любой из перечисленных потребностей способствуют исходно самостоятельные потребности в вооруженности (средствами, знаниями, умениями) и потребность преодоления препятствий на пути к цели, отождествляемая с волей.

Г. Мюррей выделяет следующие психогенные потребности: в агрессии, аффилиации, доминировании, достижении, защите, игре, избегании вреда, избегании неудач, избегании обвинений, независимости, неприятии, осмыслении, познании, помощи, покровительстве, понимании, порядке, привлечении внимания к себе, признании, приобретении, противодействии, разъяснении (обучении), сексе, созидании, сохранении (бережливости), уважении, унижении.

Э. Фромм считает, что у человека имеются следующие социальные потребности: в человеческих связях (отнесение себя к группе, чувство "мы", избегание одиночества); в самоутверждении (необходимость удостовериться в собственной значимости, для того чтобы избежать чувства неполноценности, ущемленности); в привязанности (теплые чувства к живому существу и необходимость в ответных – иначе апатия и отвращение к жизни); в самосознании (сознание себя неповторимой индивидуальностью); в системе ориентации и объекте поклонения (причастность к культуре и идеологии, пристрастное отношение к идеальным предметам).

Б. Ф. Ломов выделяет потребности человека в веществе, энергии и информации.

А. Маслоу выделяет группы потребностей: физиологические, потребности в безопасности, в социальных связях, самоуважении, самоактуализации. Потребности низших уровней он называет нуждами, а высших – потребностями роста. При этом считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости. Каждая более высокая потребность может быть удовлетворена лишь при удовлетворении всех предшествующих.

Очевидно, что предложенные классификации и деления потребностей на группы не отражают всего их разнообразия.

Потребности в структуре мотивации как бы отвечают на вопрос: "Что человеку надо?" Поведение, следовательно, ориентируется таким образом, чтобы это "надо" получить, и обосновывается, мотивируется этим "надо".

Далее потребности приобретают сознательную "смыслообразующую" силу через интерес, т.е. полное понимание сущности потребности и способов ее удовлетворения. В результате этого мотивационный процесс принимает ясную и определенную направленность. Через интерес осуществляется своеобразный переход от объективного к субъективному. Интерес, говоря словами Гегеля, преодолевает "произвол потребностей". Он предполагает целеобразование, волю, чувства. В отличие от потребностей, которые рассматриваются как непосредственное отношение к предмету потребления, интерес – это опосредованное отношение к последнему. Предметное ОГЛАВЛЕНИЕ интереса – не предмет потребности, а средства его достижения. Интерес есть активное отношение субъекта к выбору оптимальных возможностей реализации цели. Интерес тесно встроен в систему распределительных отношений, за ним всегда стоит сравнение одного индивида с другим, одной социальной группы с другой.

Можно говорить о кратковременном, ситуативном проявлении интереса к чему-либо (любопытство), интересе-отношении как устойчивом образовании личности (интерес к науке, искусству, своей профессии). При этом интересы-отношения могут быть процессуальными, связанными с получением удовлетворения от процесса деятельности, и целевыми, непосредственно связанными с получением результата, выгоды. Можно говорить и о процессуально-целевых интересах, при которых сочетаются удовольствие и результат.

Но о каком бы виде интересов ни шла речь, непременными являются два обстоятельства: наличие в них потребности и положительное переживание этой потребности.

Интерес-отношение реализуется многократно в процессе интересующей человека деятельности. По сути это мотивационная установка, отражающая готовность человека осуществлять деятельность, взывающую у него интерес, удовлетворение.

Для реальной жизни характерна противоречивость интересов: общественных, групповых, личностных – и необходимость в связи с этим выбора социальных приоритетов при разрешении этого противоречия. Человек может руководствоваться либо сугубо личностными, эгоистическими интересами, либо отдавать предпочтение интересам групповым, коллективным, либо ориентироваться в большей части на интересы общества, ставя свои собственные в подчиненное положение. В этом и будет проявляться его мотивация.

Интересы в структуре мотивации отвечают на вопрос: "Что выгодно?" Поведение, ориентированное на интерес, и мотивируется соответственно в категориях выгоды.

Стимулы и причины человеческого поведения получают свое дальнейшее развитие в понятии ценности: потребности, преобразованные в интересы (или осознанные), в свою очередь, "превращаются" в ценности.

Ценности, будучи связаны с потребностями и интересами, обладают известной самостоятельностью. В мире ценности происходит как бы усложнение причин поведения и социального действия. На первый план выступает не то, что совершенно необходимо, без чего нельзя существовать (эта задача решается на уровне потребностей), не то, что выгодно с точки зрения материальных условий бытия (это уровень действия интересов), а то, что должно, что соответствует представлению о назначении человека и его достоинстве. Это те моменты в мотивации поведения, в которых проявляется самоутверждение и свобода личности. Ценности могут обладать (и обладают) не меньшей побудительной силой, чем потребности и интересы. Они затрагивают личность, структуру самосознания, личностные потребности. Без них нет понимания общественных интересов, нет подлинного самоутверждения личности[1].

Потребности, интересы и ценности участвуют в формировании мотивов, вопрос состоит в том, какой из этих структурных элементов оказывает наибольшее влияние. А это зависит, во-первых, от того, насколько развита личность, во-вторых, от той ситуации, в которой она пребывает.

Личность находится под постоянным давлением со стороны внутренних сил, психических свойств и состояний и со стороны среды, которую мы условно называем "внешними стимулами". В непрерывной борьбе, непрерывном согласовании внешних и внутренних сил и вызревает тот или иной мотив, который, с одной стороны, становится побудителем активности и ее направленности, с другой стороны, средством объяснения и обоснования этой активности.

В процессе мотивации участвуют и цели. Цели, строго говоря, не входят в структуру мотивации, главным образом потому, что они чаще задаются человеку извне (хотя и кажутся его собственными).

Безусловно, личность также участвует в целеполагании (особенно это касается ближайших, кратковременных целей), но все же здесь человек не всегда свободен, совокупность внешних обстоятельств может быть такова, что ему не остается ничего иного, как следовать поставленной кем-то цели. В чем он более свободен и в чем действительно проявляется его мотивация, так это в выборе средств достижения цели. Для кого-то "все средства хороши", а кто-то крайне избирателен в выборе средств.

В этой связи мы рискнем не согласиться с М. Вебером, который полагает целерациональное поведение, основанное на рационально поставленной и продуманной цели, высшим типом социального поведения. Нам представляется, что таким "высшим типом" является поведение, основанное на ценностях, а не поведение, детерминированное какими-то и чьими-то целями.

Итак, нами предложена схема мотивационного процесса. Конечно, крайне упрощенная, в действительности этот процесс значительно сложнее.

Последнее уточнение. Между понятиями "мотивация" и "мотив" есть различия, и на этот счет среди ученых есть разные точки зрения. Не вдаваясь в спор но поводу дефиниций, мы примем точку зрения, согласно которой под мотивацией понимается процесс формирования мотива, а под мотивом (или мотиватором) – 1) побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности на материальный или идеальный продукт, ради которого она осуществляется; 2) осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.