Мотивационные переменные (индикаторы)

Многие трудности в экспериментальном исследовании мотивов и мотивации деятельности возникают из неопределенности представления структуры мотивации, ее сущности и признаков проявления.

В отечественной психологии признается существование целой мотивационной сферы (система мотивов, "пучок" мотивов и т.п.), в которой имеются доминирующие (ведущие) мотивы, смыслообразующие мотивы и мотивы более низкого иерархического уровня (мотивы-стимулы).

Структура мотивации определяется как совокупность устойчивой и мобильной (специфической, индивидуальной) частей. Таких взглядов придерживается М. Мадсен (диспозиционные и функциональные переменные), Г. Мюррей (устойчивые и функциональные мотивационные образования), Л. Кронбах (оценка индивидуальных различий и исследование характеристик и особенностей поведения), Дж. Аткинсон (личностные, устойчивые и ситуативные детерминанты) и др.

В психологической литературе называется ряд признаков (индикаторов) оценки характеристик мотивации[1], которые обычно кладутся в основу методов и методик ее выявления и измерения.

К таким признакам в первую очередь относится когнитивная репрезентация, или прямая оценка представлений людей о причинах или особенностях их поведения, интересах, желаниях и др. Для этого, как правило, используют анкеты, интервью, беседу и другие методы, когда испытуемый прямо заявляет о причинах своего поведения и своих действий. В зависимости от ситуации эти вербализованные мотивы могут приниматься или не приниматься за истинную мотивацию поведения человека.

Вторым признаком детерминации поведения является искажение объекта восприятия под влиянием мотивации. Как отмечалось выше, ядром мотива является смысловое поле субъекта, которое является источником иллюзорного восприятия реального объекта. Отсюда следует, что восприятие реальных стимулов осуществляется субъектом разнопланово в зависимости от значимости для него конкретного стимула. Расхождение между реальными показателями и показателями их восприятия может служить основой измерения мотивационной переменной деятельности.

С названным признаком связана повышенная восприимчивость к объекту актуальной мотивации, а также избирательность внимания к определенным элементам, сторонам или аспектам ситуации, релевантным мотивации. В психологии такое проявление носит название сензитивизации, или резонанса.

В качестве средства оценки мотивационной составляющей поведения субъекта может служить также выявление степени влияния мотива на познавательные оценки и тем самым – на структурирование, классификацию и организацию стимульного материала.

Выявление целей и ценностей, исходящих из определенной мотивации, релевантных ей, тоже может быть путем к адекватной оценке мотивов поведения человека.

Учитывая, что наряду с осознанными сторонами детерминации человеческого поведения существует ее подсознательная или неосознаваемая сфера, исследуется проявление мотивов в воображении или фантазии как проекция мотивации.

Следует напомнить и об эффекте Б. В. Зейгарник, предполагающем усиление мотива, когда действие не завершено, т.е. измерение мотивации осуществляется посредством оценки характера нереализованных действий человека.

Признаком, характеризующим мотивационную переменную поведения, может являться величина усилий и настойчивость человека при преодолении преград. По степени этих усилий можно судить о силе мотивации. Оценкой силы мотивации может также служить величина (например, в ситуационных диагностических играх эта величина оценивается по количеству угрожающих объектов-факторов) внешних и внутренних преград в процессе выполнения действий, которые преодолевает субъект, и исследование типологии защитных механизмов, связанных с мотивацией в условиях преодоления преграды.

Показателем мотивационного измерения является временной фактор в виде: а) времени принятия решения в процессе мотивационного конфликта при выборе альтернатив поведения; б) времени, реально посвященного определенной активности; в) времени, которое испытуемый желает посвятить определенному поведенческому акту, и г) времени, расходуемому испытуемым на обсуждение темы в рамках актуальной мотивации.

Признаками мотивации поведения также может являться свободный выбор активности, формирование и трансформация поведения человека в процессе эксперимента.

Если мотивы представлять в форме конечного результата деятельности, то посредством оценки продуктов деятельности и эффективности различных видов активности тоже можно сделать вывод об актуализации доминирующих мотивов.

Смыслообразующие мотивы можно оценивать в процессе выявления личностного смысла характерного поведения и деятельности человека.

Посредством проективных технологий осуществляется оценка свободных ассоциаций в рамках доминирующей мотивации.

Путем наблюдения[2] осуществляется выявление причин проявления внешних признаков (символов, знаков) поведения (атрибуции), соотносимых с определенными мотивами человека.

Проблема мотивации тесно связана с эмоционально-волевым аспектом жизнедеятельности, и поэтому оценка характера и интенсивности эмоциональных реакций субъекта представляется адекватным способом исследования актуальной мотивации деятельности индивида.