Лекция II. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

• основные факты и события, происходившие на Руси в период ордынского владычества;

• причины возвышения Московского княжества;

• обстоятельства образования Великого княжества Литовского и политику первых Гедиминовичей;

• ход московско-тверского и московско-литовского противоборства;

• материалы обсуждений дискуссионных проблем о Куликовской битве (месте, численности русского и ордынского войск, достоверности отражения в источниках);

• время и обстоятельства присоединения отдельных русских земель к Москве;

• итоги внешней и внутренней политики Ивана III и Василия III;

• памятники русской архитектуры, иконописи и книжности XIV – начала XVI в.;

уметь

• анализировать сведения источников о собирании русских земель Москвой;

владеть

• навыками обобщения и анализа имеющейся информации об объединении русских земель вокруг Москвы, этапах борьбы за свержение ордынского ига;

• навыками вести аргументированную дискуссию но спорным проблемам отечественной истории XIV – начала XVI в.

Монгольское вторжение, сломившее сопротивление и разорившее русские княжества, не могло не повлиять на их дальнейшую судьбу. Они оказались разделены на тс, которые вынуждены были признать власть осевших в Поволжье и Причерноморье потомков Чингисхана ("золотого рода"), и те, которые, спасаясь от подобной участи, пошли под руку стремительно разраставшейся на юг и восток Литвы. Впоследствии это приведет к образованию и соперничеству двух центров собирания Руси – Москвы и Вильно, а в конечном счете определит историческую судьбу трех братских народов – русского, белорусского и украинского.

Пока же людям, обитающим на землях, подвергшихся опустошительному нашествию, нужно было просто выжить и наладить свое хозяйство. Князьям же предстояло не просто восстановить порушенные уделы, но и защитить их от новых вторжений как с Востока, так и с Запада.

Социально-экономическое развитие русских земель в конце XV - начале XVI в.

Нашествие монголов и последующие ордынские "рати" (нападения), необходимость выплаты дани и "поминок" (взяток) ханам и их приближенным стали причиной хозяйственной разрухи на Руси. В наилучшем положении оказывались княжества либо удаленные от татарских владений, либо те, власти которых смогли добиться благосклонности ордынских "царей", гарантировавших хотя бы временную безопасность их уделам.

Исторический экскурс

Самым знаменитым примером экономической выгоды такого "сотрудничества" с ханами является деятельность московского князя Ивана Даниловича Калиты и его сыновей, демонстрацией своей лояльности получивших от Узбека и его сына Джанибека 40-летнюю мирную передышку для Северо-Восточной Руси, позволившую восстановить хозяйство и получить ресурсы для последующего социально-экономического развития этого региона.

Но возрождение разрушенного хозяйства, городского ремесла, сельских промыслов потребовало времени и колоссальных усилий уцелевшей части русского народа. Его трудами и было экономически обеспечено объединение русских земель при Иване III и Василии III, когда была оформлена новая политическая система организации общества – Московское (Русское) государство.

Сельское хозяйство и сельское население

Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар по русскому сельскому хозяйству. Бывшие пахотные наделы заросли "лядиною" – молодым лесом; запустели знаменитые русские черноземы. Сколько-нибудь безопасная для земледельческого населения территория начиналась лишь за Окой. Не случайно эту реку- заступницу станут почтительно величать "поясом Пресвятой Богородицы".

Новые земли под пашню осваивались теперь нс на юге, а к северу и северо-востоку от Волги. В системе севооборота всю большую роль стало играть трехполье и двухполье.

Трехполье, трехполка – система севооборота с чередованием агрокультур: пар, озимые (рожь или пшеница), яровые (овес, ячмень, горох, гречиха, просо). Трехполье носило ярко выраженное зерновое направление с абсолютным доминированием хлебных (в озимых полях) и крупяных (в яровых полях) культур. Оно обязательно сочеталось с животноводством, кормовой базой для которого служили естественные .туга и гуменные корма. Почвенное плодородие восстанавливалось в паровом поле, куда вносили навоз и которое несколько раз за лето обрабатывали для уничтожения сорняков и накопления влаги. Осенью в пару высевали озимые (в России в основном рожь), затем, уже весной, – яровые культуры. По мере распашки лугов пар, зараставший сорняками, в первую половину лета использовался как пастбище, обработку его откладывали на вторую половину лета. В этих условиях трехполье не могло обеспечить устойчивые урожаи. Посев озимых после яровых культур в большинстве стран Европы был редкостью, поскольку календарные сроки посева первых и уборки вторых в Европе (кроме Средиземноморья) совпадают, а в северных районах озимые сеют еще раньше.

Двухполье – более простая система севооборота, которая предусматривала деление пахотной земли на две части, каждая из которых поочередно была под посевами и под паром.

Кроме трехполья и двухполья, в отдельных местах сохраняются пашня "наездом", перелог и подсека, особенно в начальной стадии освоения под пашню новых земель. Соха с железными сошниками являлась основным пахотным орудием. Постепенно входит в практику удобрение земли навозом.

Как и ранее, в качестве рабочего скота пахари использовали лошадей и лишь изредка волов. Разрыхлив сохой землю, ее засевали семенами хлебных злаков – ячменя, проса, пшеницы, ржи (использовавшейся и в качестве единственной озимой культуры), овса. Основным способом уборки хлебов была жатва серпами. Высушенный и обмолоченный цепами хлеб ссыпали в амбары-житницы.

Выращивались технические культуры – лен и хмель.

Среди огородных культур самыми распространенными были репа и капуста. Выращивали также лук, чеснок, огурцы (при раскопках в Новгороде их семена были найдены в слое XIII в.), морковь. Австрийский путешественник Сигизмунд фон Герберштейн, побывавший с посольствами в 69 странах, в том числе и в Русском государстве, написал о выращиваемых московитами дынях. В их садах плодоносили яблони, груши, вишни, сливы. Из ягодных кустарников местным садоводам были несомненно хорошо известны малина и черная смородина.

Важное значение сохраняло домашнее скотоводство. Помимо лошадей разводили коров, свиней, реже коз. На птичных дворах растили кур, уток, гусей, а нередко – голубей, иногда – лебедей и журавлей.

Для водоплавающей домашней птицы при садах часто устраивали пруды. В некоторых из них разводили рыбу, но "рыбные ловли" существовали также почти на всех русских реках и озерах. Традиционно популярное в этом промысле использование неводов, мережей и других сетей дополнялось и другими способами ловли, крупную рыбу били острогами, ловили удилищами, используя блесны и различные рыболовные крючки, на небольших реках устраивали "ез" – частокол (или плетень), набиваемый поперек водного потока. Если такую "городьбу" устанавливали не во всю ширину реки, то такая ловушка называлась "заезок". Объектом промысла были осетр, белуга, стерлядь, севрюга, лосось, сиг, судак, семга, налим, линь, сом и др. Распространена была и ловля раков, как руками, так и ловушками – раколовками.

В полном своем объеме сохраняла свое значение охота – и как объект пушного и мясного промысла, и как княжеская и боярская забава. В источниках упоминается лесная (полешня), полевая, бобровая, утиная охота. Зимой поднимали из берлог медведей, били кабанов, истребляли волков, лис, рысей. Упоминавшийся выше С. Герберштейн подробно рассказал о любимой Василием III псовой охоте на зайцев, на которую он был приглашен великим князем. Хорошо известно было искусство устройства охотничьих ловушек (самоловов, волчьих ям, охотничьих самострелов).

На Русском Севере промыслового значения достигла охота на морского зверя. Об этом свидетельствует значительный удельный вес "рыбьего зуба" (моржовой кости) в новгородской торговле с ганзейскими городами. С. Герберштейн также упоминает о импорте моржовой кости в Турцию, где из нее изготовляли рукояти кинжалов. Высокого уровня достигло искусство русской соколиной охоты.

Бортничество в XIV в. уже было развитым и доходным промыслом. Продукты его – мед и воск – в больших количествах вывозились через Новгород и Псков на Запад. Изготовление бортей (искусственных дупел в деревьях или колод с такими дуплами) в местах, где роились пчелы, требовало настоящего мастерства и немалой сноровки. Чтобы уберечь борти от медведей их выдалбливали или устанавливали на высоких деревьях, используя специальные веревки и подъемники-"люльки". Подняв долбленую колоду на дерево, бортник крепил ее или на сучьях, или на специальном настиле, покрывая установленную борть лубом и берестой для защиты от дождя. Впрочем, и на самом высоком и гладком дереве существовала опасность разорения пчельников медведями. Поэтому здесь изготовлялись различные защитные приспособления: вешались на веревках чурбаны с заостренными, как шипы, сучьями, реже (из-за дороговизны металла) в стволы деревьев и доски настилов вбивались острые ножи и заточенные гвозди.

На смену бортничеству в XV в. приходит пасечное пчеловодство. К этому времени значительные лесные массивы были вырублены, и бортникам для спасения пчелиных семей приходилось выпиливать или вырубать части деревьев вместе с дуплами и вешать дуплянки ближе к жилью либо в благоприятных для медосбора участках леса. Колода на пасеке, однако, вплоть до начала XIX в. оставалась долбленной опиленной колодой или кузовом, убираемой на зиму в омшаник – зимовник для пчел.

Сельское население занималось и рядом промыслов: добывало соль, травяные и болотные[1] железные руды, изготовляло древесный уголь. Наибольший интерес представляет устройство соляных скважин и варниц. Первые упоминания о бурении таких скважин под Старой Русой, Новгородом, Балахной, Тотьмой, Вологдой, Соликамском, Тобольском относятся к 1332–1370 гг., хотя соль в этих местах добывалась и раньше.

В XVI в. русские мастера научились добывать "рассол" (засоленную воду) из скважин, достигавших глубины 160 м. Для этого строились настоящие "буровые вышки" высотой до 12–18 м. Под этим дощатым сооружением рыли колодец, в который опускали деревянную трубу ("матицу") и через нее вели дальнейшее бурение с помощью длинных воротов. Добытый в конце тяжелой многомесячной работы "рассол" заливали в большие сковороды ("црены") и на огне выпаривали соль. Использовались специальные наставления: "Росписи как зачать делать новая труба на новом месте", в которых подробно разъяснялось, как производить сборку буровой вышки, готовить скважины к эксплуатации, описывались самые распространенные технические проблемы, давались советы по изготовлению бурового инструмента.

Это интересно

Большой интерес к соляному производству проявляли русские монастыри, приискивая себе пригодные для соледобычи места, испрашивая их у московских государей. Так, Василий II в грамоте от 11 февраля 1426 г. на соляные варницы у Соли Переяславской, жаловал "есми Троицкого Сергиева монастыря игумена Паисия с братьею, или кто по нем иный игумен будет. Что их двор да четыре варници у Соли у Переславские, а шло мне великому князю на год по рублю с варницы за дань да по десяти пуд соли за варю, и аз Князь Великий игумена с братьею пожаловал теми денгами и оброчною солыо – дал братье в хлебы. И кто мой данщик учнет дань брати у Соли Переславские, и он у них с тех их варниц тое мое дани и соли оброчной не емлют по сей моей грамоте. А прочитан сю мою грамоту, отдают назад монастырскому прикащику".

На добыче и торговле солыо – незаменимым в любом хозяйстве продуктом – разбогатели купцы и промышленники Строгановы (первую соляную варницу поставил в 1515 г. в Соли Вычегодской Аникей Строганов), костромские дворяне Адашевы, предки Алексея и Даниила Федоровичей Адашевых, сумевших встать в один ряд с главнейшими лицами Русского государства XVI в.

Добывались строительные и поделочные камни, слюда (мусковит) для заделки окон, разработки месторождений которой велись на Соловецких островах и на Кольском полуострове (Ена вблизи Кандалакшской губы).

Крестьянское и вотчинное хозяйство сохраняло натуральный характер. Рыночные связи были слабыми и не систематическими. Только в Новгородской земле они были более развитыми.

"Непашенные" люди селились в основном в "рядках" – сельских торгово-ремесленных поселениях, основанных по берегам судоходных рек. Предприимчивые новгородцы также вываривали на продажу соль (в Деревской и Шелонской пятинах и Поморье), добывали железную руду и плавили металл (Водская пятина), меха, моржовую кость.

Отдельным видом промысла был жемчужный. Пресноводный жемчуг добывался в то время в озере Ильмень и в находящихся вблизи него реках. Он был настолько хорош, что хранился в царской казне. В 1488 г. великий князь Иван III преподнес в подарок венгерскому королю Матиашу I Корвину "соболь черный, ноготочки у него золотом окованы с жемчюгом. 20 жемчюгов новгородских на всех ногах, а жемчюг не малый, и хороши и чисты; а то от великого князя Угорскому королю первый поминок".

Как и в предшествующие эпохи, русское общество XIV–XV вв. было представлено следующими социальными группами: правящей княжеской верхушкой, продолжавшей доминировать почти во всех сферах деятельности, кроме религиозной; служащей князьям боярской аристократией; влиятельным черным и белым духовенством; немногочисленной торгово-ремесленной прослойкой горожан и слобожан; наконец, крестьянством – новой категорией населения, неизвестной в Древней Руси. Ранее, после Крещения, крестьянами, т.е. "христианами", называли все исповедующее новую веру население вне зависимости от его занятий, теперь же так стали именовать только живущих в сельской местности пахарей и промысловиков.

Крестьянское население, в свою очередь, делилось на несколько категорий:

– черносошные крестьяне, жившие на государственных, т.е. "черных" землях;

– владельческие крестьяне дворцовых, боярских и монастырских вотчин;

– упоминавшиеся в источниках "половники" (исполовники), жившие на северных территориях – крестьяне, работавшие на хозяев за половину урожая.

В рассматриваемый период все владельческие крестьяне сохраняли право перехода от одного владельца земли к другому. Совершить его они могли один раз в году. Но срок крестьянского выхода в разных землях разнился. В одних княжествах он приходился на Петров день (29 июня), в других – на Филиппов день (14 ноября), в третьих – на Юрьев день (26 ноября), а иногда и на Рождество (25 декабря).

При княжеских и боярских дворах проживало немало холопов. Они делились па дворовых, боевых и холопов-страдников. Несмотря на бесправность своего положения, дворовые и военные слуги зачастую жили в достатке, составляя ближайшее окружение своих господ.

Участь холопов-страдников (от "страда" – полевая работа) была тяжелее, так как они обязаны были обрабатывать барскую пашню.

В конце XV в. появляется новая форма холопства – кабальное. Кабальным холопом становился должник, который при заеме давал на себя "служилую кабалу" – обязательство, по которому он был обязан отрабатывать своим трудом "по вся дни" проценты долга. Освободиться кабальный холоп мог только после смерти хозяина, так как, будучи холопом, не мог заработать денег для уплаты долга. Но и освободившийся холоп обычно снова шел в кабалу: у него не было средств к существованию.

Новым явлением стало возникновение крупного монастырского землевладения. Его рост несомненно связан с реформой, проведенной во второй половине XIV в. Сергием Радонежским. Согласно "общежитийному" уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становился общиной с коллективной собственностью. Обители получили возможность приобретать имущество, в том числе земли.

Ожидание конца света в 1492 г. повлияло на желание многих князей и бояр обеспечить себе посмертное спасение души пожалованием церкви сел и деревень. Крупнейшими собственниками земли оказались Троице-Сергиев монастырь, Соловецкая обитель на Белом море, Кириллов монастырь на Сиверском озере. Землевладение поначалу очень богатых новгородских обителей (Юрьев, Аркажский, Антониев монастыри) было значительно урезано Иваном III после присоединения Новгорода к Московскому государству. Подробный перечень повинностей крестьян в монастырском хозяйстве содержится в уставной грамоте митрополита Киприана владимирской Константино-Еленинской обители 1391 г. Они должны были обрабатывать монастырскую пашню, косить сено на монастырских лугах, обмолачивать полученный урожай, варить для монастыря пиво, печь хлебы, ловить рыбу, производить строительные работы в обители.

Как правило, центром вотчины было село. Оно насчитывало несколько десятков крестьянских дворов. К селу "тянули" все остальные вотчинные поселения – небольшие, в 1–3 двора, деревни и починки, а также хозяйственные угодья – пахотные земли, пастбища и сенокосы, леса, озера, реки, болота, на которых разворачивалась промысловая деятельность крестьян.