Московский лицевой летописный свод

В XVI в. развивается летописное дело, связанное с выработкой новой исторической концепции преемственности власти московских государей от киевских князей. Под впечатлением побед русского оружия над Казанью и Астраханью, окончательного утверждения Москвы как нового духовного центра Русского государства и всего православного мира складывается Московский лицевой летописный свод – иллюстрированная "историческая энциклопедия" Средневековья, охватывающая события истории человечества и истории Руси до царствования Ивана IV. О грандиозности этого литературного проекта свидетельствует то, что 10 из дошедших до пас томов летописного свода содержат более 16 тыс. миниатюр. Свод вобрал в себя библейские тексты и византийские хроники, летописи-предшественницы и лучшие повести Древней Руси, например о монголо-татарском нашествии. Летописный свод создавался по заказу Ивана Грозного в 1568–1576 гг. в Александровой слободе, которая в период опричнины являлась резиденцией русского государя, однако работа над памятником не была завершена. Текст летописи сначала переписывался писцами, которые оставляли место для миниатюр. Затем карандашом или углем делался набросок, потом он обводился чернилами и раскрашивался. Миниатюры Московского летописного свода являются ценнейшим историческим источником и свидетельствуют о высоком уровне развития искусства Древней Руси.

О подъеме русского искусства XVI в. и процессе его монументализации свидетельствуют и памятники архитектуры. Великую идею эпохи – идею единения русских княжеств – воплотили зодчие, которые в 1555–1560 гг. в честь завоевания Казани возвели собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного). Они соединили в едином комплексе девять совершенно самостоятельных и непохожих друг на друга церквей, перенеся в камень формы, выработанные практикой народного деревянного зодчества. Почти сказочный наружный декор собора и ничтожная внутренняя площадь храмиков-столнов привели к тому, что в восприятии современников он стал не столько храмом молитвы, сколько воплощением "цветения" и "ликования" жизни.

В Москву со всей Руси свозят лучшие произведения искусства и прославленные святыни. На строительство столицы собирают самых умелых мастеров: псковичей, тверичей, ростовцев, чей опыт и сноровку сочетают со знаниями иностранных зодчих. Московское искусство теряет региональную ограниченность, становится общерусским, пытается, опираясь на европейский опыт, по-новому определить свое национальное лицо. В 1583 г. для руководства государственным строительством создан специальный Приказ каменных дел, сыгравший выдающуюся роль в объединении зодчих и решении крупнейших градостроительных задач конца столетия (Белый город в Москве, Смоленская крепость и др.). В "чин и подобие" Московского кремля создаются Новгородский и Нижегородский, Тульский и Коломенский кремлевские ансамбли, ведется интенсивное строительство в Кирилло-Белозерском и Троице-Сергиевом монастырях.

Таким образом, тяготение литературы XVI в. к монументальным формам – исторически обусловленный, закономерный для всех видов искусства процесс, связанный с необходимостью централизации творчества, ослабления областнических тенденций. Отсюда популярность произведений ансамблевого характера, подытоживающих созданное в предшествующий период, чтобы на этой основе выработать нечто новое, оригинальное. Литература XVI в. "чревата будущим", она готовит художественные открытия, сделанные в следующем столетии.