Лекция 1. МОРАЛЬ КАК ФОРМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ: СУЩНОСТЬ, ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ, КАТЕГОРИИ И ФУНКЦИИ. НРАВСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

После изучения данной главы студент должен:

знать

• теоретические основы морали как объекта этического знания;

• генезис учения о морали в мировой и отечественной мысли;

• современные этические концепции;

• сущность и Ћѓ‹Ђ‚‹…Ќ€… административной этики;

уметь

• анализировать нравственные проблемы современного российского общества, рабочего коллектива;

владеть

• понятийным аппаратом в области этики, профессиональной этики, административной этики.

История развития учения о морали в мировой и отечественной мысли

Со словом "мораль" в различных сочетаниях человек встречается в повседневной жизни на каждом шагу. Моральный кодекс, аморальное поведение, морализировать, моральная безответственность и т.д. – все эти понятия стали настолько привычными и обыденными, что перестали быть предметом серьезного внимания и обсуждения. Однако на поверку оказывается, что не все так просто, и далеко не каждый готов дать правильные ответы на вопросы о том, что такое мораль, каковы ее структура, особенности, функции, как мораль сочетается с нравственностью, этикой и этикетом.

Под моралью понимается форма общественного сознания (наряду с наукой, религией, искусством, правом), регулирующая отношения между людьми и их поведение.

В специальной литературе понятия морали и нравственности являются синонимичными, не случайно русский вариант латинского термина "мораль" происходит от слова "нрав". Однако, несмотря на преобладающую тождественность понятий, существуют другие точки зрения, суть которых сводится к следующему: мораль рассматривается как форма сознания, а нравственность – как область практических поступков, обычаев, нравов; мораль – это регуляция поведения посредством строго фиксированных норм, внешнего принуждения и контроля, а нравственность – это внутреннее свободное стремление человека к освоению общественных ценностей; мораль выражает человечность (гуманность) в идеальной форме, а нравственность фиксирует ее исторически конкретную меру.

Понятие этики как науки, объектом которой является мораль, сложилось исторически. Впервые термин "этика" в речевой оборот ввел древнегреческий мыслитель Аристотель в труде "Никомахова этика".

Аристотель выделял:

• природные черты, свойственные человеку (голод, холод, жажда, страх и т.д.);

• свойства ума (память, абстрактное мышление и т.д.);

• свойства характера (умеренность, мужество, щедрость, скромность и т.д.). Именно совокупность свойств характера, связанных в систему знаний, Аристотель назвал этикой.

Сегодня под этикой в широком смысле слова понимается философская наука, объектом изучения которой является мораль как форма общественного сознания.

Предпосылками возникновения этики явились:

1) разветвленная система нравственного сознания, нравственных отношений и нравственной практики;

2) разделение труда на умственный и физический;

3) потребность в выражении и описании норм морали;

4) наличие противоречия между идеалом и действительностью в жизни;

5) попытка обоснования с нравственных позиций воли господствующего класса.

Основным вопросом этики является вопрос соотношения идеала и действительности.

Ранее было отмечено, что этика является философской наукой. Это подтверждается тем, что, во-первых, нравственные проблемы, находящиеся в центре внимания этики, носят обобщенный характер, во-вторых, они являются вечными, т.е. сохраняют свою актуальность до настоящего времени, в-третьих, сама этика базируется на философском мировоззрении.

Среди функций этики можно назвать:

• познавательную;

• описательную;

• мировоззренческую;

• воспитательную;

• нормативную;

• прогностическую.

В заключение краткого анализа этики как философской науки о морали следует отметить те проблемы, которые сегодня стоят перед мыслителями.

1. Трудности в выработке универсальных критериев добра и зла.

2. Определение смысла жизни и предназначения человека как венца природы.

3. Обоснование необходимости жизненного устройства на базе справедливости.

4. Исследование соотношения нравственной свободы и ответственности личности.

Внешним проявлением морали как объекта этики является этикет. В общем смысле слова он представляет собой совокупность норм и правил поведения человека в обществе.

Таким образом, мораль является одной из форм духовной жизни человека, нравственность – понятием, тождественным морали, этика – философской наукой, изучающей мораль во всех ее проявлениях, а под этикетом понимается внешнее проявление морали, которое выражается в конкретных нормах и правилах поведения человека в обществе.

Прежде чем приступить к рассмотрению исторических основ этики как науки о морали, целесообразно выделить

закономерности в развитии этического знания. К ним относятся следующие:

• в своем содержании этика отражает стихийный процесс состояния морали и соответствует ему;

• этапно-исторический характер развития этики;

• историческая преемственность этического знания;

• прогрессивный характер развития в содержательном отношении;

• внутренняя противоречивость, идущая от противоречивости мировоззрения;

• источником развития этики является противоречие между должным и сущим.