Моноценовая монополия

Рассмотрим ситуацию, когда фирма-монополист производит и реализует некоторое количество Q0 единиц товара X и устанавливает единую цену на все эти единицы продукции. Иными словами, если фирма-монополист выпустила 100 единиц товара X, то все 100 единиц она предложит покупателям по одной цене. Если известен спрос на товар X (т.е. построена кривая спроса на товар, производимый фирмой), то можно вычислить значения средней и предельной выручки: в том случае, когда все единицы товара продаются по одной цене, средняя выручка равняется цене товара, AR = Р. Однако в отличие от совершенной конкуренции, где предельная выручка также равняется цене, в условиях монополии предельная выручка MR всегда меньше средней выручки AR, т.е. MR всегда меньше цены товара.

Взаимосвязь средней и предельной выручки фирмы- монополиста

Взаимосвязь этих двух характеристик можно объяснить условиями спроса (падающим характером кривой спроса) на товар фирмы-монополиста. Действительно, как было отмечено выше, чтобы продать дополнительную единицу товара, монополист должен снизить ее цену. Но так как по нашим начальным условиям фирма устанавливает единую цену на все реализуемые единицы товара X, то она обязана будет продавать по этой пониженной цене и то количество товара, которое раньше, до решения расширить выпуск, фирма продавала по более высокой цене. Поскольку MR равняется приращению TR при изменении объема выпуска Q на единицу, то снижение цены всех реализуемых единиц товара X, когда Q возрастает на единицу, приводит к тому, что предельная выручка MR будет ниже новой цены товара.

Пример 1. Наглядно вышеизложенное можно проследить на числовом примере (табл. 11.1).

Таблица 11.1

Связь между величинами AR и MR

Цена Р = AR, тыс. руб.

Количество проданных единиц Q, шт.

Суммарная выручка TR = Р • Q, тыс. руб.

Предельная выручка MR = ΔTR/ΔQ, тыс. руб.

85

0

0

80

80

1

80

70

75

2

150

60

70

3

210

50

65

4

260

40

60

5

300

30

55

6

330

20

50

7

350

10

45

8

360

Предположим, что фирма производит пять единиц товара и реализует каждую из них по цене 60 тыс. руб., получая при этом выручку

TR = Р • Q = 60 • 5 = 300 тыс. руб.

Чтобы увеличить объем продаж на единицу (с пяти до шести), фирма- монополист вынуждена понижать цену с 60 до 55 тыс. руб. на все шесть продаваемых единиц товара. При этом она получает суммарную выручку

TR = 55 • 6 = 330 тыс. руб.

Фактически она добавляет к суммарной выручке 55 тыс. руб. (реализует одну дополнительную, шестую, единицу товара по цене 55 тыс. руб.). Однако тот факт, что при переходе на выпуск шести единиц товара фирма-монополист вынуждена снизить на 5 тыс. руб. цену тех пяти единиц товара, которые она реализовывала ранее по цене 60 тыс. руб., приводит одновременно к потере 25 тыс. руб. выручки. Следовательно, предельная выручка MR в этом случае составит

MR = (55 тыс. руб. – 25 тыс. руб.) = 30 тыс. руб.,

что ниже средней выручки AR = Р = 55 тыс. руб.

Как следует из данных табл. 11.1, необходимость понижать цену на все единицы товара X при увеличении объема продаж приводит к тому, что для фирмы-монополиста величина предельного продукта MR всегда ниже цены товара Р.

Предельная выручка MR представляет собой прирост суммарной выручки TR при увеличении выпуска Q на одну единицу. Тогда взаимосвязь цены товара Р и предельной выручки MR для фирмы-монополиста при расширении объемов продаж се продукции можно проследить на рис. 11.1.

Рис. 11.1. Воздействие изменений Q и Р на TR

Если бы спрос на товар X был абсолютно эластичным (как это наблюдается в условиях совершенной конкуренции), то первоначальная цена Р1 не менялась и любое повышение объемов продаж приводило только к увеличению суммарной выручки TR. При этом предельная выручка MR равнялась бы цене товара Р1. Но поскольку спрос на продукцию фирмы-монополиста не абсолютно эластичен, необходимость снижения первоначальной цены Р1 до величины Р2 при расширении объемов продаж с Q1 до Q2 приводит к двум взаимно противоположным процессам: с одной стороны, уменьшение цены Р товара X вызывает падение TR, с другой стороны, расширение объемов продаж Q влечет рост TR. В силу этих обстоятельств при одном и том же повышении выпуска с Q1 до Q2 приращение суммарной выручки у фирмы-монополиста всегда ниже, чем у фирмы, действующей в условиях совершенной конкуренции, и предельная выручка MR всегда меньше цены товара Р.

Как известно, величина приращения TR при снижении цены Р и увеличении Q определяется эластичностью спроса но цене. Если спрос эластичный, то приращение Q приводит к росту TR, и предельная выручка MR в этом случае положительна. При неэластичном спросе рост Q вызывает снижение TR, и предельная выручка MR тогда отрицательна. Наконец, когда эластичность спроса по цене Ed = 1, то MR = 0. Когда спрос на товар X эластичный, то на рис. 11.1 прямоугольник "прибавки" TR больше по площади, чем прямоугольник "снижения" TR. Это означает, что пределы изменения продаж фирмой-монополистом ограничены: если фирма-монополист желает максимизировать прибыль, то ей целесообразно варьировать объемы выпуска товара X в эластичной области спроса на этот товар. В случае неэластичного спроса на продукцию фирмы увеличение объемов продаж приведет к потерям.

Как показано выше, при любых значениях Q предельная выручка фирмы-монополиста MR меньше средней выручки AR, приходящейся на единицу продукции. Поскольку при наших исходных условиях (фирма продает весь товар по одной цене) кривая AR совпадает с кривой спроса, мы приходим к важному выводу: у фирмы-монополиста кривая предельной выручки MR лежит всегда ниже кривой AR, т.е. ниже кривой спроса.