Монополия и эффективность

Большинство экономистов считает, что монополии снижают экономическую эффективность, по крайней мере, по трем основным причинам.

Во-первых, объем производства, максимизирующий прибыль монополиста, ниже, а цена – выше, чем в условиях совершенной конкуренции. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полном объеме, и при этом часть продукции, необходимая обществу, не производится. Количество выпускаемой продукции не доходит до точки, соответствующей минимальным средним валовым издержкам, вследствие чего производство осуществляется не с минимально возможными при данном уровне технологии издержками. Иными словами, максимальная производственная эффективность не достигается.

Во-вторых, оставаясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него нет стимула использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания. По тем же причинам монополист слабо заинтересован в научно-исследовательских разработках и использовании новейших достижений НТП.

В-третьих, барьеры для вступления новых фирм в монополизированные отрасли, а также огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение и укрепление собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность. Мелким фирмам с новыми идеями трудно пробиться на монополизированные рынки.

Иная точка зрения на проблемы монополии и эффективности представлена позицией И. Шумпетера и Дж. Гэлбрейта (1908–2006). Не отрицая негативные стороны монополии (например, более высокие цены на продукцию), они выделяют и ее преимущества с точки зрения научно-технического прогресса и эффекта масштаба. Эти преимущества, по их мнению, состоят в следующем.

1. Совершенная конкуренция требует от каждого производителя использовать наиболее эффективную технику и технологию из уже существующих. Однако разработка новых прогрессивных технических решений не под силу отдельной конкурентной фирме. Необходимы значительные средства для финансирования НИОКР, которых не может быть у мелкой фирмы, не получающей стабильную экономическую прибыль. В то же время монополии или олигополии, имеющие высокую экономическую прибыль, располагают достаточными финансовыми ресурсами для инвестиций в НТП.

2. Высокие барьеры, которые существуют для входа новых фирм в отрасль, дают олигополиям и монополиям уверенность в том, что экономическая прибыль, которая служит результатом использования в производстве научно-технических достижений, сохранится долгое время и инвестиции в НИОКР дадут долговременную отдачу.

3. Получение монопольной прибыли за счет более высоких цен – стимул инновационной деятельности. Если бы вслед за каждым нововведением, снижающим издержки, следовало понижение цен, то причин для развития инновационных процессов не существовало бы.

4. Монополия стимулирует конкуренцию, так как монопольно высокие прибыли являются крайне привлекательными для других фирм и поддерживают стремление последних войти в отрасль.

5. В отдельных случаях монополия способствует снижению издержек и реализации аффекта масштаба (естественная монополия – см. ниже). Конкуренция в таких отраслях привела бы к росту средних затрат и снижению эффективности.

Во всех странах с рыночной экономикой действуют антимонопольные законодательства, контролирующие и ограничивающие монопольную власть.

Естественная монополия

Существование естественной монополии экономически оправдано и связано с эффектом масштаба. Вывод о существовании эффекта масштаба основан на анализе изменения средних издержек фирмы в долгосрочном периоде (см. гл. 11). Суть данного эффекта состоит в том, что увеличение размеров фирмы сначала приводит к снижению средних издержек и удешевлению продукции, а затем, при достижении определенного масштаба, средние издержки начинают расти. Эффект масштаба будет положительным, если при увеличении размеров фирмы средние издержки уменьшаются, и отрицательным – если они увеличиваются.

Существуют отрасли, где средние издержки достигают минимума при очень большом объеме выпуска продукции, достаточном для удовлетворения рыночного спроса. С точки зрения экономии издержек в них целесообразно существование одной крупной фирмы. Эти отрасли называются естественно монопольными, а действующие в них монополии – естественными монополиями.

В соответствии с мировой практикой деятельность естественной монополии регулируется государством. Регулирование осуществляется посредством контроля над издержками и уровнем прибыли естественной монополии или путем прямого регулирования цен. Во многих странах предприятия естественной монополии остаются государственной собственностью или управляются государством, что облегчает контроль над их деятельностью.

Так, в России деятельность естественных монополий регулируется Федеральным законом от 07.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (в ред. от 19.07.2011). Законом определены сферы, которые следует отнести к естественной монополии. К таким сферам относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным нефтепроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах; услуги по инфраструктуре внутренних водных путей; услуги общедоступной электрической и почтовой связи. В этих сферах российское государство регулирует деятельность естественных монополий и прежде всего через ежегодное установление на их продукцию предельных цен и тарифов.