Монополия

Монополия возникает, когда на рынке оказывается только один основной поставщик товара или услуги. На таком рынке конкуренции практически не существует, поскольку конкуренты либо вообще отсутствуют, либо очень слабы по сравнению с монополистом. Монополии обладают следующими свойствами:

– на рынке существует один основной поставщик товара или услуги, называемый монополистом;

– монополист может свободно назначать завышенную цену на свой товар:

– монополист может самостоятельно определять объем предложения своего товара.

Существует несколько способов создания монополий. Монополии могут создаваться, например:

по закону. Правительство может установить монополию одной фирмы на какой-либо товар, запретив всем другим производить и продавать его. Во многих странах существует, например, государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков или табачных изделий;

путем конкуренции. Конкурентная борьба может привести к вытеснению с рынка слабых и неэффективно работающих компаний. В таком случае на рынке останется одна компания-монополист, диктующая цены в своей отрасли;

путем слияния и поглощения, когда мелкие компании скупаются и поглощаются более крупной компанией, пока она одна не установит контроль над всей отраслью производства, став в ней монополистом;

благодаря владению ограниченными природными ресурсами, например месторождением редких полезных ископаемых, владельцы таких месторождений могут занимать монопольное положение на рынке. Примером такой монополии может служить известная компания Де Бирс, владеющая алмазными рудниками в Южной Африке.

Монополизация производства оказывает отрицательное воздействие на работу рыночного механизма, поэтому государство принимает меры, направленные на ограничение монополии.

Негативное влияние монополии проявляется, прежде всего, в том, что отсутствие конкуренции ведет к снижению эффективности производства. Кроме того, присутствие на рынке только одного производителя ведет к ограничению ассортимента товаров, а вступление на рынок новых фирм, которые могли бы расширить диапазон предложения, затруднено и ограничено. По, самое главное, монополист может устанавливать на свой товар завышенную цену, вынуждая потребителя платить втридорога. Ни потребитель, ни другие разрозненные производители не в силах успешно противодействовать корыстной политике монополий чисто экономическими методами. Как правило, заботу об ограничении могущества монополий берет на себя государство, которое для решения этой задачи может использовать не только экономические, но и политические средства.

Политическая власть и экономика

Политическая власть и экономика: типы отношений. Разные страны по-разному решали и решают свои экономические проблемы, создавая хозяйственные системы разного типа. Основными из них являются следующие.

Традиционная экономика, которая является наиболее древней из хозяйственных систем. Она характерна для архаических обществ с примитивным производством и низким жизненным уровнем. Образ жизни населения здесь практически нс изменяется в течение многих тысячелетий. Люди в таких обществах живут по старинным обычаям, делая все так, как делали их предки в самые далекие времена. Вопросы о том, что и как производить и распределять произведенное, мало заботят этих людей, поскольку они пребывают в твердом убеждении, что все эти вопросы давным-давно решены их предками, освящены и закреплены многовековой традицией. Такое хозяйство называют натуральным, потому что в большинстве случаев каждая семья сама производит все, что ей необходимо для жизни, практически не прибегая к обмену результатами деятельности. Сегодня такие системы хозяйствования сохраняются в глухих селениях Азии и Африки, в кочевых племенах бедуинов или австралийских аборигенов.

Рыночная экономика, которая формируется в странах Западной Европы на рубеже XVI–XVII вв. Она основывается на специализации людей на производстве определенных видов продукции с последующим ее обменом при посредстве специального обменного механизма, называемого рынком. Характерными особенностями рыночной экономики являются:

частная собственность на средства производства, когда два из трех основных факторов производства (земля и капитал) принадлежат отдельным лицам, которые распоряжаются ими по своему усмотрению;

свобода предпринимательства, когда каждый производитель сам определяет, что и как ему производить, и несет полную ответственность за свои решения;

личный интерес, как движущий мотив поведения, когда производитель, принимая решения, руководствуется не абстрактными идеями общего блага, а стремлением извлечь из своей деятельности максимальную пользу для себя лично;

ограниченная роль государства, которое минимально вмешивается в вопросы производства, предоставляя их решение свободному выбору самих производителей. Поэтому рыночную экономику часто называют также экономикой свободного предпринимательства.

Плановая (командно-распределительная) экономика возникла в начале XX в. вначале в СССР, а затем (после Второй мировой войны) и в странах так называемого социалистического лагеря[1]. В условиях плановой экономики государство берет на себя право распоряжения и управления всеми экономическими ресурсами страны. Через свои властные органы оно полностью регулирует и контролирует распределение и использование ресурсов, по своему усмотрению решая все основные экономические вопросы: что производить, как и для кого. Такую экономику обычно называют централизованной. Главные особенности этой экономики таковы:

государственная собственность на средства производства, когда частная собственность на основные его факторы отменяется, и все они передаются в безраздельное владение государства; у граждан же остается право владения лишь гак называемой личной собственностью, ограничивающейся потребительскими товарами или жильем и небольшим приусадебным участком в сельском хозяйстве;

плановое хозяйство, когда производство работает в соответствии с утвержденными государственной властью плановыми заданиями, предписывающими каждому предприятию выпуск заранее определенного объема и ассортимента продукции. Взаимная увязка производственных заданий осуществляется особым планирующим органом (например, Госпланом в СССР);

фиксированные цены, устанавливаемые распоряжением государственной власти и не зависящие от колебаний спроса и предложения. При этом "автоматического" перемещения капиталов в сферы повышения спроса не происходит. Поэтому, если планирующий орган заранее не предусмотрит такого перемещения, возникает дефицит товара, приводящий к ажиотажному спросу и карточной системе распределения;

фактическое отсутствие такого регулирующего фактора, как прибыль, когда целью деятельности предприятия становится нс получение дохода, а выполнение плана. Поскольку плановые задания даются на длительный срок (в СССР – на 5 лет вперед), жестко определяя на этот период интенсивность и направление всех товарно-сырьевых потоков, их оперативное изменение оказывается невозможным, и план продолжает выполняться, даже если спрос на данную продукцию упал или вообще иссяк. В результате зачастую выпускается не та продукция, которая пользуется реальным спросом, а та, которая запланирована государством. Это приводит, с одной стороны, к постоянным перебоям в снабжении населения потребительскими товарами, а с другой – к колоссальному непроизводительному расходованию ресурсов на выпуск запланированной, но никому уже не нужной продукции.

Смешанная экономика. Рассматривая экономическую жизнь с точки зрения степени участия политической власти в управлении национальным хозяйством можно заметить, что как полное ее отстранение от хозяйственных решений, так и абсолютный контроль государства над экономикой оказываются крайне неэффективными. В первом случае наблюдается рост монополий, ведущий к ограничению возможностей рыночного регулирования производства и распределения товаров, во втором – само государство превращается в гигантскую супермонополию, лишающую людей реальной возможности свободно принимать самостоятельные решения, касающиеся их собственной жизни. Жителям такого государства отводится роль лишь исполнителей приказов и распоряжений, исходящих от власти, твердо уверенной в том, что она – власть – лучше знает, какие товары следует производить и по каким ценам их продавать.

К концу XX в. в мире уже не остается стран ни с чисто рыночной, ни с чисто плановой экономикой. Практически все страны бывшего социалистического лагеря вступили па путь рыночных реформ, а в странах, где уже давно установились рыночные отношения, вводятся элементы государственного регулирования производства. В большинстве стран современного мира существует смешанная экономика, сочетающая рыночный механизм с элементами государственного регулирования.