Мониторинг и бенчмаркинг

Термин "мониторинг" произошел от лат. monitor, означающего "надзирающий, предостерегающий". Данный термин продолжительное время использовался как название особых технических устройств, например специальных экранов для наблюдения в радиолокации, компьютерах и подобных системах.

Затем понятие мониторинга стали употреблять как определение специфических видов работ в геодезии и картографии, метеорологии и гидрологии, при отслеживании обстановки в Мировом океане, верхних слоях атмосферы, в производствах с использованием высоких давлений и температур, опасных видов лучевой энергии и во многих других отраслях науки и практики.

В настоящее время термин "мониторинг" широко используется применительно к социально-экономическим системам различного рода.

Мониторинг — это постоянно действующая система учета, сбора, анализа и распространения информации о состоянии объекта мониторинга, преимущественно о его критических состояниях, используемая для контроля и принятия соответствующих (в ряде случаев чрезвычайных) мер.

Объектами мониторинга являются процессы в экономике, социальной сфере, экосистеме, на микро- и макроуровне. Они многочисленны и разнообразны, поэтому их можно систематизировать по видам, объектам и предметам, целям и задачам, уровням организации, способам осуществления и другим признакам.

Индикаторы, используемые при мониторинге, — это признаки и свойства предметов и явлений, которые поддаются количественной и качественной оценке.

На глобальном уровне различными организациями, осуществляющими мониторинг, контролируются: состояние природной среды на планете, обеспечение стран и континентов питьевой водой и продовольствием, продолжительность и качество жизни, динамика индекса человеческого развития, состояние минерально-сырьевых, особенно топливно-энергетических, ресурсов.

Биосферный мониторинг имеет своими результатами достоверные оценки тенденций и обоснование прогнозов изменений в сравнении с критериями предельно возможного экологического ущерба и включает в себя наблюдения за природой в глобальном масштабе: запыление атмосферы, загрязнение океана, изменение биопродуктивности пространства суши и акватории океанов, морей, планетарного значения озер и рек и т.п.

Существуют доказательства того, что в ближайшие годы наиболее эффективным может стать сотрудничество стран в осуществлении мониторинга международных финансовых потоков и положения дел в оффшорных зонах; в области коррупции, наркобизнеса, незаконной торговли женщинами и детьми; в метеорологических процессах; мониторинга распространения болезней людей и животных, выбросов парниковых газов и др.

На национальном уровне организации мониторинга особое внимание уделяется макроэкономической сбалансированности, движению основных показателей к предельно допустимым значениям в экономике, социальной сфере, демографической ситуации, дифференциации уровней развития регионов и др..

В связи с возрастающим значением стратегического контроля, предназначенного для обоснованного выбора направления развития объектов, особого внимания заслуживают технологии поисков, осмысления, обобщения и распространения опыта лучших организаций, т.е. бенчмаркинга.

Бенчмаркинг — это систематический процесс выявления лучших организаций и оценки их продукции и методов производства с целью использования передового опыта этих организаций.

Бенчмаркинг — термин, который первоначально использовался землеустроителями для обозначения степени возвышения. В управлении бенчмаркинг панелей на выявление и использование лучшего опыта в производстве товаров и услуг.

В основе бенчмаркинга лежит концепция непрерывного совершенствования деятельности, которое предусматривает непрерывный цикл планирования, координации, мотивации и оценки действий с целью устойчивого улучшения деятельности организации.

Основное ОГЛАВЛЕНИЕ бенчмаркинга состоит не столько в том, чтобы определить, насколько другие организации оказались успешнее, сколько в том, чтобы выявить факторы и методы работы, которые позволили достичь более высоких результатов. Можно выделять конкурентный и функциональный бенчмаркинг. Конкурентный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги и процессы работы прямых конкурентов организации. Функциональный бенчмаркинг рассматривает изделия, услуги и процессы работы организаций, не являющихся прямыми конкурентами данной организации.

Данные о самом лучшем в мире опыте производства продукции или процессе обслуживания иногда трудно получить в силу того, что исчерпывающая информация требует весьма высоких затрат. Поэтому бенчмаркинг часто использует информацию об организациях, которые просто оказались лучшими по тем или иным параметрам. В последующем могут быть выявлены новые лучшие образцы, и бенчмаркинг приобретет характер непрерывного процесса постоянных усовершенствований.

В отечественной практике прошлых лет бенчмаркинг более известен как использование передового опыта лучших предприятий в рамках соцсоревнования. Однако имеются важные отличия бенчмаркинга, используемого в рыночных условиях, от внедрения передового опыта в рамках соцсоревнования, используемого в условиях централизованной экономики.

Первое отличие: соцсоревнование, как правило, навязывало лучшие образцы сверху, а бенчмаркинг проводится на инициативной основе.

Второе: бенчмаркинг использует передовой опыт не только аналогичных предприятий, но и предприятий из других отраслей и сфер.

Третье: бенчмаркинг не ищет самые лучшие образцы для подражания, ему достаточно использовать опыт деятельности, который по тем или иным параметрам оказался лучше, и на этой основе проводить улучшение собственной деятельности.

И четвертое отличие: бенчмаркинг осуществляется, как правило, непрерывно, каждый раз после внедрения тех или иных новшеств проводится новый поиск лучших образцов для передачи передового опыта.

Классическим примером, широко растиражированным в западной литературе по менеджменту, стал бенчмаркинг фирмы "Ксерокс". В начале 1980-х гг. подразделение этой фирмы, занятое дистрибьюцией, столкнулось с низкой эффективностью выполнения складских функций. "Ксерокс" целенаправленно изучил практику организации складских работ в различных компаниях и остановился на компании "L. L. Веаn", в которой складские операции выполнялись весьма эффективно с использованием передовых информационных технологий. Параметры складируемых единиц хранения у этих двух компаний были схожими, что давало основание применить в "Ксероксе" опыт организации складской деятельности "L. L. Веаn". Главным преимуществом "L. L. Веаn" было то, что она на основе безбумажной технологии организовала выполнение всех складских операций в автоматизированном режиме и в результате добилась значительного снижения затрат.

Реализация тех же подходов и использование аналогичных информационных технологий позволили "Ксероксу" существенно повысить эффективность складских операций. Интересен этот пример прежде всего тем, что компания "Ксерокс" самостоятельно организовала изучение опыта других компаний, выбрала из них наиболее приемлемый, затем вычленила основные факторы, позволившие "L. L. Веаn" достичь значительных показателей в своей деятельности, а затем с успехом внедрила успешный опыт в собственную практику.

Бенчмаркинг нашел применение не только в коммерческих предприятиях, но и в государственном управлении. Национальные и местные правительства многих стран мира ищут способы уменьшить расходы, увеличить эффективность управления, усилить отдачу потраченных бюджетных средств, повысить качество услуг, предоставляемых гражданам. Однако чтобы это сделать, необходимо кропотливо и внимательно изучать имеющийся опыт и перенимать приемы и методы управления наиболее успешно действующих организаций как общественного, так и частного сектора. Бенчмаркинг является той управленческой технологией, которая позволяет формализовать передачу и адаптацию передового управленческого опыта.

Примеров бенчмаркинга в практике деятельности государственных организаций довольно много. Государственные высшие учебные заведения применяют методы управления, позаимствованные из частного сектора. К числу таких методов относится ориентация на потребителя, постоянное совершенствование бизнес-процессов, маркетинг образовательных услуг и пр. Так, например, опыт маркетинговой деятельности торговых фирм, распространяющих товары широкого спроса, используется в маркетинге образовательных услуг государственных учебных заведений, в стратегическом планировании развития вузов могут применяться те же методы, которые характерны для стратегического планирования развития коммерческих фирм, и т.д. Армия США в подборе рекрутов широко использует телевизионную рекламу, основные приемы которой заимствуются из рекламы потребительских товаров.

Для органов регионального управления наибольший интерес представляет пример деятельности Аудиторской комиссии в Великобритании. Она осуществляет постоянный мониторинг качества менеджмента местных органов власти, а также организаций общественного сектора, которые действуют на местном уровне.

При этом мониторинг опирается на систему показателей, которые включают в себя многие детальные показатели деятельности учреждений здравоохранения, полиции, местных органов власти и пр. Данный мониторинг направлен па выявление расхождения в эффективности использования бюджетных средств, потраченных на те или иные нужды. На основе данного мониторинга Аудиторская комиссия выявляет передовой опыт лучшего с точки зрения показателей социально-экономической эффективности использования бюджетных средств финансирования государственного учреждения (им может оказаться лучшая школа, лучший госпиталь, лучшая пожарная команда и пр.). Затем данный опыт изучается, выявляются те практические шаги, которые позволили получить лучшие результаты, далее этот опыт описывается и тиражируется при непосредственном участии сотрудников Аудиторской комиссии. Таким образом, контроль, который осуществляет Аудиторская комиссия, своей конечной целью имеет повышение эффективности работы многих государственных учреждений и в конечном счете повышение эффективности каждого бюджетного фунта стерлингов.