Мониторинг

Эдукационный процесс нуждается в постоянном наблюдении с целью своевременной коррекции его развития в нужном направлении. Для этого применяется мониторинг (англ, monitoring – отслеживание путем постоянного, беспрерывно ведущегося наблюдения, от лат. monitor – напоминающий, надзирающий). Мониторинг – это система непрерывного отслеживания развития и продуктивности целостного эдукационного процесса, который анализируется по специально выделенным параметрам и на основе принятых критериев. Выделяют три уровня мониторинга: государственный, региональный, школьный. Естественно, что параметры и критерии мониторинга для различных уровней не могут быть одинаковыми. Если государство обеспокоено общими и стратегическими показателями, то в конкретном учебном заведении нужно знать, почему произошли отклонения в намеченном течении процесса и что нужно сделать для того, чтобы вернуть процесс в нормальное русло. Обычно основными сигналами для коррекции процесса служат данные диагностических (тестовых) срезов.

В основе организации мониторинга на уровне средней общеобразовательной школы лежат представления о том, к чему стремится конкретное учебно-воспитательное учреждение и какими путями оно будет идти к намеченной цели. Как известно, учебные заведения теперь относительно свободны в проектировании своих целей, которые могут существенно отличаться. В современных рыночных условиях учебные заведения обязаны способствовать удовлетворению требований и запросов учеников, поэтому они стараются формулировать привлекательные для заказчиков цели. Вот пример формулировки: "Гимназия дает общее фундаментальное образование для научных занятий. Тем самым создаются необходимые предпосылки для подготовки но другим профессиям с повышенными интеллектуальными требованиями. Преподавание определяется этой задачей на всех ступенях, но в особенности на старшей ступени гимназии".

Целями задается диапазон мониторинга педагогического процесса. Выделяются его существенные параметры, по которым ведется непрерывное отслеживание. Такими параметрами могут быть общая успеваемость учеников, качество знаний, мотивация учебного труда, темпы продвижения к цели, обеспечение условий для саморазвития и др. Частота мониторинговых срезов определяется текущей ситуацией. Сегодня практика больше склоняется к еженедельным мониторинговым срезам и принятию по полученным данным оперативных решений.

Для надлежащего и эффективного мониторинга требуется соответствующее материально-техническое обеспечение. Разработаны и уже кое-где применяются автоматизированные комплексы сбора и анализа информации. Это мощные компьютерные базы, в которые ежедневно вводится вся текущая информация, прежде всего достижения всех учеников по всем выделенным параметрам. Работают они по принципу электронного классного журнала. Все необходимые сведения вводятся учителями в классный компьютер, включенный в общешкольную сеть. Информация автоматически анализируется и выводится на дисплеях администрации в сравнительных и сопоставимых показателях: одного взгляда на столбцы и графики достаточно, чтобы понять, что улучшилось и что ухудшилось за истекший период. Сведения, интересующие учащихся, выводятся на классные мониторы. Это графики успеваемости, сведения о темпах продвижения в учебе, резервах времени и т.п. Если ситуации достаточно типичны, то компьютер выдает предусмотренные подсказки о том, что нужно сделать для введения отклонившихся параметров в запланированное русло. Частные случаи требуют нестандартных решений.

К сожалению, профессиональный анализ педагогического процесса во многих учебно-воспитательных заведениях обрастает формализмом и бумажной круговертью. Это не помогает, а лишь усложняет работу администрации и педагогов. Если в школенезнают, для чего нужен мониторинг, не понимают его смысла и назначения, не имеют технических средств для автоматического сбора и анализа информации, лучше повременить с внедрением новшества.