Монетарное золото, валютные резервы, суверенные фонды благосостояния

Монетарное золото. В 1976 г. на основе Ямайского соглашения стран — членов МВФ, вступившего в силу в апреле 1978 г., золото было демонетизировано. Оно утратило роль всеобщего эквивалента, перестало быть всеобщим средством платежа; оно не может быть мерой стоимости и основой для валютных паритетов. Вместе с тем золото сохраняет статус резервного актива; центральные банки его рассматривают как "деньги последней инстанции". Его официальная цена — 35 СДР/1 тр. ун., равная почти 54 долл. по среднегодовому курсу 2012 г., не сопоставима с рыночной ценой, которая давно превысила 1000—1200 долл./1 тр. ун. и временами поднималась выше 1600—1700 долл./тр. ун.

Официальный мировой запас монетарного золота за 2001 2007 гг. снизился на 8,9% и составил 963 млн тр. ун, к 2012 г. он увеличился па 5,8% и достиг 1019 млн тр. ун. (табл. 10.7). Основными держателями золота являются развитые страны; за 2001 2012 гг. их доля в мировых золотых резервах снизилась с 76,1 до 69,3%, в том числе стран-эмитентов четырех резервных валют (доллара США, евро, английского фунта стерлингов и японской иены) — с 66,2 до 63%, при этом доля еврозоны снизилась с 38 до 34%, США — повысилась с 24,8 до 25,6%, доли Великобритании и Японии не изменились.

Развивающиеся страны и страны с формирующимся рынком за 2001 — 2012 гг. увеличили свой золотой резерв на 44%, и их доля в мировых резервах монетарного золота поднялась с 13,5 до 20,2%. Все регионы этих стран, кроме Африки к югу от Сахары, существенно пополнили свой золотой резерв в посткризисный период. Доля азиатских развивающихся стран в мировом золотом резерве к 2012 г. увеличилась с 4,2 до 6,9%, в том числе Китая — с 1,5 до 3,3%, Индии — с 1 до 1,8%; стран Латинской Америки и Карибского бассейна (Восточного полушария) — с 1,6 до 2,4%; Среднего Востока и Северной Африки — с 4,2 до 4,5%; Центральной и Восточной Европы - с 1,2 до 2,1%. Страны СНГ увеличили свой золотой резерв в 2,3 раза, и их доля в мировом золотом запасе возросла с 1,5 до 3,6%, в том числе золотой резерв России увеличился в 2,2 раза, и ее доля в мировом запасе золота возросла с 1,3 до 3%.

Таблица 10.7

Распределение монетарного золота по странам и регионам в 2001—2012 гг., млн тр. ун.

Страны и регионы

2001

2007

2012

Всего

1057

963

1019

Развитые страны

804

716

706

Великобритания

И

10

10

Еврозона

402

354

347

США

262

261

261

Япония

25

25

25

Страны развивающиеся и с формирующимся рынком

143

139

206

Африка к югу от Сахары

9

6

7

Развивающаяся Азия

44

43

70

Китай

16

19

34

Индия

И

11

18

Латинская Америка и страны Карибского бассейна

17

19

25

Средний Восток и Северная Африка

44

39

46

СНГ

16

18

37

Россия

14

14

31

Центральная и Восточная Европа

13

13

21

Источник: IMF, International Financial Statistics, Yearbook, 2013.

Валютные резервы составляют основу золотовалютных резервов развивающихся стран и стран с формирующимся рынком. Различаются два источника притока иностранной валюты в страну — активное внешнеторговое сальдо, которое, как правило, формирует положительное сальдо по счету текущих операций, и привлечение иностранного капитала государством, банками и другими финансовыми и нефинансовыми корпорациями в форме прямых, портфельных инвестиций и долговых инструментов (займов, кредитов, депозитов и др.).

Валютные резервы представляют собой средства центрального банка преимущественно в резервных валютах — в долларах США, евро, английских фунтах стерлингов, японских иенах, размещенные на корреспондентских счетах и депозитах в зарубежных банках, а также инвестированные в высоколиквидные долговые ценные государственные и квазигосударственные бумаги иностранных эмитентов, в том числе посредством операций РЕПО.

В развивающихся странах и странах с формирующимся рынком основной источник валютных поступлений — это товарный экспорт, который за 2001 2012 гг. возрос в 4,8 раз и составил 7,68 трлн долл. Наиболее динамично увеличивались экспортные доходы стран развивающейся Азии за счет расширения и диверсификации экспорта готовых изделий, а также стран — экспортеров энергоресурсов — за счет высоких мировых цен. С 2001 по 2012 г. экспортные доходы азиатских стран увеличились в 5,5 раза и составили 3232 млрд долл., в том числе Китая — в 7,7 раза (2049 млрд долл.); стран СНГ — в 5,6 раза (785,1 млрд долл.), в том числе России — в 5,2 раза (529,3 млрд долл.); Среднего Востока и Северной Африки — в 5,1 раза (1455,3 млрд долл.).

Активный внешнеторговый баланс обеспечил поступление иностранной валюты на внутренний рынок и позволил этим странам за 2001—2012 гг. увеличить валютные резервы в 7,4 раза (7251,6 млрд долл.). Валютные резервы стран СНГ увеличились в 11,3 раза и составили 541,8 млрд долл., в том числе России — в 11,9 раза (472,5 млрд долл.); Среднего Востока и Северной Африки — в 8,1 раза (1275,4 млрд долл.), развивающейся Азии — в 10,1 раза (4096,9 млрд долл.), в том числе Китая — в 12,8 раза (3307,5 млрд долл.).

В начале 2000-х гг. развивающиеся страны азиатского региона под влиянием валютно-финансового кризиса 1997—1998 гг. осуществили реформы, направленные на либерализацию внешнеэкономической деятельности и отменили ограничения по торговым операциям и с финансовыми активами. Эти меры привели к увеличению экспорта товаров и услуг и активному притоку прямых и портфельных иностранных инвестиций.

Актив но текущим операциям во многих странах этого региона и приток капитала увеличили предложение иностранной валюты, в основном долларов США, на внутреннем рынке, которые активно скупали центральные банки, пополняя валютные резервы. Центральные банки скупают иностранную валюту в целях изъятия "избытка" денежной массы, образовавшейся за счет конвертации валютных поступлений от компаний-экспортеров, чтобы не допустить чрезмерного укрепления национальной валюты и роста инфляции.

Повышение уровня либерализации внешнеэкономической сферы Китая и, в частности, либерализации банковского и валютного законодательства, связано с его вступлением в ВТО в 2001 г., что способствовало расширению экспорта, увеличению активного внешнеторгового сальдо и притоку иностранного капитала. Наращиванию валютных резервов благоприятствовал также заниженный курс юаня по отношению к резервным валютам в целях стимулирования экспорта товаров и услуг.

Накоплению иностранной валюты в Китае способствует обязательная продажа валютной выручки компаниями-экспортерами; большое значение имеют и ограниченные возможности вывоза капитала для резидентов. Поступающую на внутренний рынок иностранную валюту активно скупает Народный банк Китая (НБК), который в 2000—2009 гг. приобрел около 95% объема валюты, поступившей в страну.

С 2006 г. спрос на иностранную валюту со стороны граждан Китая начал возрастать, так как они получили возможность размещать средства в зарубежные активы с помощью внутренних институциональных инвесторов,

оперировать валютными средствами до 50 тыс. долл. в год, а выезжающие за границу могут конвертировать до 20 тыс. юаней в иностранную валюту. Значительно расширились возможности для вывоза капитала и для юридических лиц, что позволило китайским компаниям активно наращивать инвестиции в сырьевые и другие отрасли в развивающихся и развитых странах, а также в странах СНГ.

Суверенные фонды благосостояния. В последние годы наряду с ростом валютных резервов центральных банков происходит накопление государственных активов в форме суверенных фондов благосостояния (СФБ), объем которых в 2011 г. оценивался в 4,7 трлн долл.; 3/4 суверенных фондов действуют в странах Азии и Среднего Востока, 17% — в Европе, 3% — в США, 3% — в странах Африки. В 2012 г. активы под управлением суверенных фондов составили 5,3 трлн долл., 80% из которых принадлежали развивающимся странам. За последние 10 лет были созданы 44 из 73 суверенных фондов; и еще более 20 государств намерены создать суверенные фонды. Накопленные прямые инвестиции суверенных фондов в 2012 г. составили 127 млрд долл.

Стремительный рост суверенных фондов за последнее десятилетие объясняется в первую очередь повышением (до середины 2008 г.) мировых цен на сырье, особенно на нефть, а также ростом положительного сальдо торговых балансов азиатских стран и накоплением значительных валютных резервов.

Суверенные фонды формируются:

• за счет сырьевого профицита бюджета, т.е. сверхплановых доходов от экспорта невозобновляемых природных ресурсов, в том числе нефти, газа, меди, алмазов и т.п.;

• несырьевого профицита бюджета — из положительного сальдо торгового баланса за счет экспорта несырьевых товаров, неиспользованных по итогам финансового года остатков средств бюджета;

• части золотовалютных резервов и (или) иных поступлений, например, доходов от приватизации или зарубежной финансовой помощи.

Основными источниками формирования суверенных фондов являются валютные доходы от внешнеэкономической деятельности, которые поступают в суверенные фонды из валютных резервов центрального банка. Другая часть валютных доходов поступает государству непосредственно через бюджет в виде налогов и других отчислений; кроме того, государство, являясь собственником или акционером компаний-экспортеров, участвует в распределении их прибыли.

Международный валютный фонд выделяет пять типов суверенных фондов по их целевому назначению:

• стабилизационные фонды с целью защиты бюджета и экономики страны от колебаний мировых цен на сырье;

• сберегательные фонды для будущих поколений с целью конвертации невозобновляемых сырьевых активов в диверсифицированные активы;

• корпорации но инвестированию резервов с целью повышения финансового результата от управления избыточными резервными активами;

• фонды развития, которые обычно финансируют социально-экономические проекты или промышленную реструктуризацию в целях экономического роста и увеличения ВВП;

• резервные фонды на непредвиденные пенсионные расходы.

Фонды, являясь представителями государства, распоряжаются национальными сбережениями, инвестируя их в различные корпоративные фонды и другие финансовые инструменты, в частности, в акции, облигации и фонды иностранных государств. В мировой практике имеют место различные модели управления средствами суверенных фондов: одни фонды контролируются правительством и управляются центральным банком, другие управляются только центральным банком; некоторые фонды управляются независимыми управляющими, частными структурами и др.

Наиболее крупные суверенные фонды были сформированы на основе валютных доходов от продажи нефти, в том числе Инвестиционное агентство Кувейта (1953), Инвестиционное агентство Абу-Даби (1976), Правительственный пенсионный фонд Норвегии (1990), Инвестиционное агентство Катара (2000), Стабилизационный фонд России (2004).

Крупные несырьевые суверенные фонды действуют преимущественно в азиатских странах. В 1981 г. впервые в Азии была учреждена Государственная инвестиционная корпорация Сингапура для управления валютными резервами, активы которой не были собственностью корпорации, а были переданы ей в доверительное управление, при этом целевые показатели доходности и допустимый уровень риска инвестиционного портфеля корпорации устанавливался Министерством финансов. В Китае Государственная инвестиционная компания была создана в 2003 г., ее деятельность была направлена на развитие национального финансового сектора. Китайская инвестиционная корпорация, созданная в 2007 г., как и Корейская инвестиционная корпорация (2005), ориентирована на иностранные инвестиции.

Золотовалютные резервы и суверенные фонды России. Международные золотовалютные резервы РФ представляют собой высоколиквидные иностранные активы, имеющиеся в распоряжении Банка России и Правительства РФ. Монетарное золото определяется как принадлежащие Банку России и Правительству РФ золотые слитки и монеты, изготовленные из золота с пробой металла не ниже 995/1000, включая золото в хранилище, а также находящееся в пути и на ответственном хранении, в том числе за границей.

Специальные права заимствования представляют собой международные резервные активы, эмитированные МВФ и находящиеся на счете РФ в Департаменте СДР Фонда. Резервная позиция в МВФ представляет собой сумму позиции по резервному траншу (валютной составляющей квоты РФ в Фонде) и требований страны к МВФ в рамках Новых соглашений о заимствованиях.

В категорию прочие резервные активы (валютные резервы) входят: наличная иностранная валюта; остатки средств на корреспондентских счетах; депозиты с первоначальным сроком погашения до одного года включительно (в том числе депозиты в золоте) в иностранных центральных банках, в Банке международных расчетов (БМР) и кредитных организациях-нерезидентах; долговые ценные бумаги, выпущенные нерезидентами; кредиты, предоставленные в рамках сделок обратного РЕПО, и прочие финансовые требования к нерезидентам с первоначальным сроком погашения до одного года включительно.

В 2001 г. золотовалютные резервы России составляли 28 млрд долл., но динамика их накопления была повышательной, и к 2008 г. они достигли 478,8 млрд долл. В кризисном 2009 г. они сократились на 12,3%, к 2011 г. превзошли докризисный уровень и 1 января 2013 г. достигли 537,6 млрд долл. [1] Валютные резервы составляют основу золотовалютных резервов России, в 2001 г. их доля равнялась 86,7%, в 2013 г. — 88%; они увеличились с 1 января 2001 г. по 1 января 2013 г. в 19,5 раза и достигли 473,1 млрд долл., их доля в золотовалютных резервах составила 88% (в 2001 г. - 86,7%), монетарного золота по цене ЦБ РФ — 9,5% (13,3%), Специальных прав заимствования — 1,6% (0,3), резервной позиции в МВФ — 0,9% (0,3).

Стабилизационный фонд России был создан в 2004 г. на основе ныне утратившего силу Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 184-ФЗ "О внесении дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части создания Стабилизационного фонда Российской Федерации". Задачи Стабилизационного фонда РФ заключались в следующем: гасить конъюнктурные колебания бюджетных доходов федерального правительства, способствовать стабильности экономического развития страны, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров.

Средства Фонда могли использоваться па покрытие бюджетного дефицита только при снижении цены на нефть ниже цены отсечения (базовой), которая была установлена с 1 января 2004 г. на уровне 20 долл/1 барр. сорта "Юралс", с 1 января 2006 г. — 27 долл/1 барр. Средства Фонда выше 500 млрд руб. могли быть использованы на другие цели. В 2005 г. средства Фонда составили 1387,8 млрд руб., и их часть была направлена па выплату внешнего долга РФ, покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ, на финансирование институтов развития, включая "Роснано", Внешэкономбанк и др.

С 1 февраля 2008 г. Стабилизационный фонд РФ объемом 3851,8 млрд руб. (157,38 млрд долл.) был разделен на Резервный фонд (3069 млрд руб.) и Фонд национального благосостояния (782,8 млрд руб.). Резервный фонд как функциональный приемник Стабилизационного фонда является частью бюджетных средств РФ, его величина устанавливается на уровне 10% ВВП. Источником его формирования являются доходы от добычи и экспорта нефти и газа; он призван обеспечивать выполнение государственных обязательств в случае снижения нефтегазовых поступлений в федеральный бюджет.

Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда. По состоянию на 1 июля 2010 г. средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния составили 124,8 млрд долл. [2] Часть Резервного фонда и Фонда национального благосостояния РФ, номинированная в иностранной валюте и размещенная Правительством РФ на счетах в Банке России, которая инвестируется Банком России в иностранные финансовые активы, является составляющей международных резервов РФ.