Монетарная политика

Денежно-кредитная (или монетарная) политика — это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило, ЦБ страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики.

Инструменты монетарной политики

Основной механизм денежно-кредитной политики — это манипулирование денежной массой.

Различают стратегическую и текущую монетарную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны и является прерогативой парламента и правительства. Инструментами стратегической денежно-кредитной политики являются все законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся предложения денег. Долгосрочные денежно-политические цели и инструменты, а также носители денежной политики задаются стратегической денежно-кредитной политикой.

Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов, и является прерогативой ЦБ. Основным носителем текущей денежно-кредитной политики является ЦБ страны, который действует в соответствии с законом о ЦБ. Помимо этого, некоторые функции текущей кредитной политики могут выполнять федеральное, областные, республиканские и муниципальные правительства.

От того, насколько четко сформулированы первичные цели, в большой степени зависит особенность экономического развития страны. Правительство ежегодно корректирует значения этих экономических ориентиров. Для России законодательно закрепленными первичными целями денежно-кредитной политики являются защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы РФ и обеспечение эффективного бесперебойного функционирования платежной системы.

Инструменты монетарной политики включают:

• политику вкладов;

• прямое регулирование;

• политику "увещевания" (moral suasion);

• джентльменское соглашение;

• политику рефинансирования (ломбардная и дисконтная политика);

• политику минимальных резервов;

• политику операций на открытом рынке.

1. Политика вкладов. В соответствии с законодательством развитых стран институты государственного сектора, как правило, держат свои ликвидные средства на счетах центрального банка. Это делается для того, чтобы не увеличивать кредитный потенциал коммерческих банков за счет государства. Политика вкладов способствует регулированию предложения денег коммерческих банков при участии центрального банка. Инициатором этого процесса является общественный сектор (государственные институты), перенося свои вклады из коммерческих банков на счет ЦБ (контрактивная деятельность) либо перенося свои счета из ЦБ в коммерческий банк (экспансивная деятельность). Политику вкладов не следует причислять к эффективным инструментам, учитывая ограниченные возможности и порой сомнительную мотивацию.

2. Прямое регулирование. ЦБ может регулировать цены (т.е. ставки процента) и объемы кредитов.

При административном регулировании ставок процента денежные власти контролируют уровень, нижний или верхний предел, а также амплитуду колебаний по всем или отдельным видам банковских операций. Чаще всего устанавливается нижний уровень ставок по вкладам и верхний уровень ставки по кредитам, а также льготные ставки по межбанковским кредитам.

Кредитный потолок— это ограничения объема предоставляемых банками кредитов. Кредитный потолок может осуществлять ЦБ по отношению к банкам и домохозяйствам, а также банки — по отношению к не банкам. Установление кредитного потолка — мероприятие весьма трудоемкое и плохо контролируемое. К тому же административное вмешательство в процессы кредитования нарушает функционирование рыночного механизма.

3. Политика "увещевания" (moral suasion). Для того чтобы избежать мер прямого вмешательства в экономическую сферу, ЦБ посредством убеждения — через призывы к коммерческим банкам, обращения к публике, предостережения в адрес правительства — пытается содействовать экспансивным или, напротив, контрактивным мероприятиям. Подобные увещевания могут иметь высокую эффективность, особенно если они подкрепляются соответствующими законодательными и денежно-кредитными мероприятиями.

4. Джентльменское соглашение. Джентльменские соглашения — это неформальная, основанная на взаимном доверии договоренность между частными и (или) государственными сторонами, которая носит добровольный характер и не предусматривает санкций за невыполнение. При этом стороны избегают заключать формальное соглашение на долгосрочную перспективу. Например, ЦБ может в неформальном порядке договориться с коммерческими банками, что они не будут в массовом порядке переводить счета из национальной валюты в зарубежную валюту, чтобы поддержать курс национальной валюты. Подобные соглашения во многих случаях являются более целесообразными, чем формальные запреты или законы, поскольку позволяют банкам более гибко реагировать на текущую ситуацию.

5. Политика рефинансирования. Политика рефинансирования является одним из важнейших рыночных инструментов проведения монетарной политики. Она выражается в установлении и периодическом пересмотре официальных базовых ставок центрального банка (дисконтной и ломбардной), а также ставок по его основным операциям. Учетные (дисконтные) кредиты — это ссуды, предоставляемые центральным банком кредитно-банковским институтам в порядке переучета векселей. К векселям, представляемым к учету, предъявляются определенные требования относительно их видов, сроков погашения, наличия и характера поручительства и т.п.

Дисконтная (учетная) ставка, или ставка рефинансирования, — это цена кредита центрального банка коммерческим банкам в порядке переучета векселей. С помощью изменения официальной учетной ставки центральный банк осуществляет регулирование стоимости банковских кредитов. Если ЦБ преследует цель уменьшения кредитных возможностей коммерческих банков, то он поднимает учетную ставку, делая кредиты рефинансирования более дорогими, и наоборот. Однако повышение учетной ставки ЦБ не будет эффективным, если на денежном рынке в данный момент наблюдается тенденция снижения стоимости кредитов в результате их повышенного предложения.

Ломбардная ставка процента начисляется по кредитам, предоставляемым ЦБ коммерческим банкам под залог первоклассных ценных бумаг (годных для дисконтирования торговых векселей или государственных облигаций). Ломбардный кредит используется обычно для покрытия непредвиденных потребностей коммерческих банков, а не как форма регулярного рефинансирования. Ломбардная ставка обычно выше, чем стандартная дисконтная (учетная) ставка.

6. Политика минимальных резервов. Согласно сложившимся в мире правилам минимальные резервы хранятся в ЦБ в форме бессрочных вкладов. Ими могут пользоваться разные банки на протяжении длительного времени, но при этом в распоряжении ЦБ должна оставаться определенная сумма так называемого минимального резерва, необходимая для работы делового банка в течение определенного периода (как правило, одного месяца). Если банк не выполняет это требование, он уплачивает штрафные проценты. Норма обязательного резерва рассчитывается как отношение его суммы к срочным обязательствам делового банка. Для примера: норма резервов составляет 20%. Это значит, что деловой банк, имеющий срочные обязательства на сумму 1 млн долл., должен располагать в ЦБ резервом в сумме 200 тыс. долл. Если в следующем месяце срочные обязательства повысятся до 2 млн долл., то коммерческий банк должен увеличить свой резерв в центральном банке до 400 тыс. долл. Нормы обязательных резервов в России были введены в 1991 г., повышены в 1992 г. и к 1997 г. составляли 15—20% — в зависимости от вида вклада. После кризиса 1998 г. активность использования резервных требований снизилась, и с января 2000 г. коэффициент резервирования составляет 3,5%. Примеры норм обязательного резервирования в развитых странах представлены в табл. 10.3.

Политика резервирования является относительно грубым методом и при использовании в отрыве от других средств создает определен

Таблица 10.3. Нормы обязательного резервирования в различных странах

Страна

RR, %

Средний период проверки

Великобритания

0.0001

1 день

США

3—10

2 недели

Германия

1,5—2

1 месяц

Франция

0,5—1

То же

Италия

15

—//—

Япония

0,05—1,3

—//—

Канада

0,0001

4—5 недель

ную жесткость в экономическом регулировании. Для сравнения можно сказать, что операции на открытом рынке и учетная политика считаются методами тонкого регулирования. В целях смягчения действия резервной политики ЦБ старается дополнять эти меры и относительно редко осуществлять изменения нормы резервов.

Разные нормы резервирования могут устанавливаться по различным видам депозитов, которые предлагают банки. Чем более рискованным считается тот или иной депозитный продукт, тем выше будет норма резервирования, требуемая ЦБ. Например, более высокие резервные требования характерны для валютных депозитов по сравнению с рублевыми, для депозитов в волатильной валюте — по сравнению с депозитами в стабильной валюте, для крупных депозитов — по сравнению с мелкими вкладами.

7. Политика операций на открытом рынке. Операции на открытом рынке представляют собой операции центрального банка по купле-продаже ценных бумаг, условно принадлежащих к рынку денег (например, казначейские векселя), а также наиболее ликвидные ценные бумаги рынка капитала. Операции ЦБ на открытом рынке предполагают использование определенных технических процедур, которые различаются:

• по условиям сделок (прямая сделка, операция РЕПО, учет векселей, валютный своп, ломбардная ссуда, эмиссия собственных ценных бумаг);

• объектам сделок (операции с государственными бумагами, с корпоративными ценными бумагами);

• срочности сделок (краткосрочные сделки до трех месяцев, долгосрочные — на год и более);

• сфере проведения операций (только банковский сектор или в совокупности с небанковским сектором рынка ценных бумаг);

• способу установления ставок процента (ЦБ, на рыночной основе).

Операции на открытом рынке осуществляются в виде продажи или покупки ценных бумаг у банков или гораздо реже у населения. За счет продажи государственных ценных бумаг ЦБ изымает избыточные балансовые резервы коммерческих банков, что означает изъятие из оборота определенной массы денежных средств. Покупка ЦБ ценных бумаг способствует образованию у коммерческих банков дополнительных балансовых резервов. Денежная масса в обращении возрастает. В итоге расширяются возможности для кредитных операций деловых банков. Таким образом, продажа ценных бумаг со стороны ЦБ на открытом рынке означает сокращение предложения денег, купля ценных бумаг — увеличение денежной массы в экономике.

Данные меры делают ЦБ активным участником денежного и кредитного рынков. В процессе проведения учетной политики позиция ЦБ остается в известном смысле пассивной, поскольку решения о том, предпринимать ли учет своих векселей, получать ли кредит под залог своих ценных бумаг у ЦБ, принимаются самими коммерческими банками. Операции на открытом рынке полностью согласуются с рыночными правилами. Выступая на рынке ценных бумаг, ЦБ реализует роль такого же контрагента, как и другие его участники. Поэтому данный метод регулирования принято считать оптимальным монетарным инструментом.

В закрытой экономике эти инструменты исчерпывают механизм воздействия ЦБ на экономические процессы в стране. Дополнительные инструменты, связанные с деятельностью ЦБ в открытой экономике, будут рассмотрены в следующей части учебника.