Монетарная политика

Совокупность государственных мероприятий в области денежного обращения и кредита называется монетарной (денежно-кредитной) политикой.

Денежно-кредитную политику проводит центральный банк, обычно согласуя ее с министерством финансов.

Цели и инструменты монетарной политики

Главными целями этой политики остаются обеспечение экономического роста, сдерживание инфляции, поддержание стабильности национальной валюты (в России и ЕС на первое место ставят сдерживание инфляции). К наиболее распространенным инструментам монетарной политики относятся эмиссия денег, процентная политика, установление нормативов обязательных резервов, операции на открытом рынке.

Эмиссия денег государством осуществляется через выпуск наличных и безналичных денег. По мере повышения уровня развития страны наличные деньги все меньше весят в денежной массе, поэтому их эмиссия как инструмент монетарной политики в развитых странах теряет значение. Выпуск государством безналичных денег осуществляется центральным банком, который предоставляет кредиты коммерческим банкам (осуществляет рефинансирование). Однако и этот инструмент все больше заменяется в развитых странах операциями центрального банка и министерства финансов на открытых рынках.

Процентная политика направлена на регулирование процентной ставки в стране. Напомним, что это ставка, по которой выдаются кредиты, а с точки зрения теории спроса на деньги – это цена денег. В ряде стран ее продолжают, как в старину, называть учетной ставкой, т.е. ставкой, по которой коммерческие банки продавали центральному банку векселя своих клиентов (переучитывали векселя) в обмен на банковские кредиты, или получали у центрального банка кредит под залог этих или своих собственных векселей. Центральные банки воздействуют на процентную (учетную) ставку через рефинансирование коммерческих банков, а те используют полученные средства для кредитования своих клиентов. В результате ставка рефинансирования в основном и определяет процентную ставку в стране, называясь поэтому часто базовой ставкой (prime rate). В США базовой ставкой (federal funds rate) является та, которую устанавливает ФРС по своим краткосрочным кредитам (на один день, overnight) банкам-членам ФРС, а так как это ведущие банки США, то поэтому и остальные из примерно 7500 американских банков ориентируются па эту ставку. В России это ставка рефинансирования ЦБ РФ (тоже на один день, в последние годы колебалась вокруг 8% годовых), но кроме нес ЦБ РФ предоставляет коммерческим банкам и другие кредиты – прямого и обратного РЕПО (см. табл. 4.2), ломбардные (под залог ценных бумаг) и др. Коммерческие банки прибегают к займам у центрального банка, если они сталкиваются с необходимостью пополнения активов или для выхода из сложного финансового положения (в последнем случае центральный банк выступает в качестве "кредитора последней инстанции"). Средства, полученные в ссуду у центрального банка, представляют собой дополнительные активы коммерческих банков, основу для мультипликативного увеличения ими денежной массы. Изменяя ставку рефинансирования, центральный банк воздействует на предложение денег в стране: чем выше ставка рефинансирования, тем меньше величина заимствований у центрального банка и тем меньший объем кредитов своим клиентам предоставляют коммерческие банки, а чем меньше кредитные возможности банков, тем меньше денежная масса. Если же ставка рефинансирования снижается, то это стимулирует коммерческие банки брать кредиты у центрального банка и их кредитные возможности расширяются, что приводит к росту денежной массы.

Иным важным регулятором денежной массы служит установление нормативов обязательных резервов. Если центральный банк повышает нормативы обязательных резервов, то предложение денег сокращается, потому что сокращаются кредитные возможности коммерческого банка и, соответственно, сокращается кредитный мультипликатор. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных резервов могут привести к существенным изменениям денежной массы. Поэтому изменение нормы обязательных резервов происходит лишь в случаях, когда центральный банк намерен добиться значительного расширения или сжатия денежной массы. Банк России повышал эти нормативы перед кризисом и снижал их во время кризиса. В 2011 – 2012 гг. они составляли 4% по вкладам физических лиц и 5,5% – юридических лиц.

Операции на открытом рынке – это продажа или покупка центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг.

В результате денежная масса уменьшается (при покупке государственных бумаг) или увеличивается (при их продаже), потому что коммерческие банки то расходуют ее на покупку государственных бумаг, то увеличивают за счет денежной выручки от продажи рапсе купленных госбумаг. В России из-за небольшого государственного долга и, соответственно, небольшого объема выпущенных государственных бумаг операции на открытом рынке имеют небольшое значение. В развитых странах их значение велико и не только из-за большого объема рынка государственных бумаг (вследствие большого государственного долга), но также потому, что это оперативное и к тому же выгодное для покупателей и продавцов государственных бумаг средство регулирования денежной массы. Для развитых стран это главный инструмент регулирования денежной массы. Объектом операций на открытом рынке служат преимущественно государственные облигации и казначейские векселя. Отличие государственных облигаций от векселей казначейства состоит в том, что государственные облигации приносят доход в виде фиксированного от номинала облигации процента (при этом облигации могут продаваться не по номиналу), а доход по казначейским векселям представляет собой разницу между ценой, по которой центральный банк продает ценные бумаги, и ценой, по которой он обязуется выкупить их через некоторый срок (т.е. по цене обратного выкупа). Государственные облигации и векселя покупаются и продаются как коммерческим банкам, так и населению. Покупка и продажа государственных ценных бумаг у центрального банка выгодна коммерческим банкам и населению: когда центральный банк покупает государственные бумаги, то спрос па них возрастает, что ведет к росту их цены (скажем, выше номинала), и поэтому коммерческие банки и население начинают продавать их центральному банку, поскольку могут получить доход за счет разницы между ценой, по которой бумага была куплена, и ценой, по которой она продается. И, наоборот, когда центральный банк продает государственные бумаги, их предложение растет, что ведет к падению их цены, делая выгодным их покупку.