Монашество в XX в

Важные позиции в католической церкви сохраняет монашество, организованное в ордены и конгрегации. К настоящему времени сложилась система из монашеских орденов, нищенствующих орденов и регулярных конгрегаций (всего около 140). Они представляют собой объединение братств, руководствующихся едиными правилами (уставом), имеют централизованное управление, часто подчиненное непосредственно папе римскому. Миряне, члены орденов и конгрегации, не имеющие священного сана, именуются "братьями" (fratres). Иеромонахи, монашествующие священники, – "отцами" (patres). Женщины, давшие вечные обеты, называются монахинями, прочие – "сестрами".

Женские ветви старых монашеских орденов образуют так называемые "вторые" ордены. "Третьи" ордены составляют миряне, которые стремятся к осуществлению идеалов данного ордена ("терциарии"). Новой, подобной монашеским орденам формой регулярной религиозной жизни явились так называемые секулярные институты. Их члены следуют евангельским советам, но остаются при своих гражданских обязанностях и не имеют особой одежды.

Значительным монашеским орденом остаются бенедиктинцы, которых насчитывается около 10 тыс. Уставу св. Бенедикта Нурсийского следуют и монахини, которых около 9 тыс. Основным нищенствующим орденом являются Меньшие братья – францисканцы и капуцины, их теперь около 25 тыс. Клариски, женский орден, насчитывают около 11 тыс. монахинь. Братья-проповедники (доминиканцы – около 7 тыс. монахов, 6 тыс. монахинь) продолжают заниматься богословскими исследованиями и религиозным образованием. Августинцев и реколлектов (реформированных августинцев) числится около 4 тыс. монахов и 6 тыс. сестер-августинок. Продолжают существовать и кармелиты-затворники, кармелиты разутые, госпитальеры – члены ордена, основанного св. Жаном, человеком Божьим.

Наиболее могущественной и многочисленной регулярной конгрегацией, самым большим мужским орденом является Общество Иисуса, сейчас иезуитов около 23 тыс. В ведении иезуитов находятся 33 университета, около 200 школ разного типа, они издают свыше тысячи газет и журналов. В последние годы создан Независимый Российский регион Общества Иисуса.

Католические священники также входят в религиозные конгрегации (более 60), среди них наиболее известными являются редемптористы, которых насчитывается около 6700 чел., и салезианцы (отцы св. Джованни Боско), которых около 17 тыс.

Из женских конгрегаций многочисленными остаются сестры милосердия (виисеитиринки) и сестры Мария- помощь – около 18 тыс. Хотя женские монашеские ордены снизили численность своих членов, возникли и новые, развивающиеся конгрегации. Мать Тереза из Калькутты основала в 1948 г. конгрегацию Сестер милосердия. Мать Тереза (1910–1997), в миру Агнес Гонджа Бояджиу, албанка, приняла постриг в ордене "Ирландские сестры Лорето" и была направлена в Калькутту преподавательницей женской школы. Миссии ордена более чем в 77 странах создали школы, приюты и больницы. В 1979 г. матери Терезе была присуждена Нобелевская премия "За деятельность в помощь страждущему человечеству".

Вероучение, теология и культ

Источниками вероучения католическая церковь, как и православная, считает

Священное Писание и Священное Предание. Но в учении о Писании католицизм утверждает богодухновенность всех книг, содержащихся в латинском переводе Библии. Католицизм признает Священное Предание источником вероучения, равносильным Писанию.

Вселенскими в Западной церкви считаются многие соборы и после семи, признаваемых Восточной церковью, хотя на них если и присутствовали представители восточных церквей, то из числа униатов либо ведущих переговоры об унии с Западной церковью. Всего вселенских соборов католическая церковь насчитывает 21. В своей догматике она ссылается и на поместные соборы, а также на конституции, энциклики, буллы, декреты и другие официальные указания римских пап.

Особое значение для понимания церковного предания и учительства имеет догмат о "безошибочности" римского папы в вопросах веры и морали, когда он выступает официально, с епископской кафедры. В последний раз принцип ех cathedra был применен Пием XII в 1950 г. при провозглашении догмата о телесном вознесении Девы Марии.

В изложении учения о Троице обнаруживается догматическое различие православия и католицизма, так называемый вопрос о "Filioque". Не в последнюю очередь это было связано с борьбой против арианства, умалявшего роль Бога Сына по отношению к Богу Отцу. Следуя определениям Толедского собора 569 г., принятым сначала франкской церковью, а затем и римскими папами и вошедшим в главные исповедания веры, католическая церковь учит, что Святой Дух исходит не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. Filioque – "и от Сына"). В 1013 г. при папе Бенедикте VTTI учение о филиокве стало догматическим положением католицизма и было введено в Символ, читаемый в Католической Церкви.

В учении о первородном грехе и его следствиях существо греха понимается как утрата той праведности, которую первый человек получил при его сотворении, "добавочного дара благодати". В лишении этого дара сверхъестественной благодати, направлявшего к добру естественное взаимоотношение тела и души, состояло наказание прародителей и их потомков. Эта концепция была окончательно принята Тридентским собором. В Средние века на передний план выдвигалась проблема "сатисфакции" – удовлетворения, возмещения Спасителем Иисусом Христом праведного гнева Божия и оправдания грешного человека. В Новое время акцентируется учение о благодати и любви Божией. Человек представляется и по природе предрасположенным к спасению. В церковных таинствах верующим даруется спасительная благодать.

В спасении человека большое значение придается процессу накопления заслуг. В христианском богословии еще до разделения Восточной и Западной церквей было разработано положение, что человек спасается, усваивая заслуги Иисуса Христа верой в Него и добрыми делами. В учении Христа при этом различались заповеди и евангельские советы. Заповеди предписывались всем как обязанности, советы считались средством достижения высшего совершенства. Католическое богословие переосмыслило эту схему следующим образом: исполняющий не только заповеди, но и советы, совершает "сверхдолжные дела", которые для спасения самих совершителей этих дел не являются необходимыми. Вознаграждение за этот излишек добрых дел Бог зачисляет другим людям, которым не хватает своих добрых дел, чтобы получить блаженную жизнь в вечности. Все сверхдолжные дела поступают в пользу церкви благодаря таинственному союзу, соединяющему ее с Христом. В церкви существует сокровищница сверхдолжных добрых дел, в которой основной фонд составляют заслуги Иисуса Христа, Божией Матери и святых. Папа как наместник Иисуса Христа на земле распоряжается этим фондом, из которого церковь может восполнить недостаток добрых дел умершего грешника и таким путем сократить срок его пребывания в чистилище. Для этого родственники умершего молитвами и "добрыми делами", приобретаемыми у церкви, способствуют его переходу из чистилища в рай.

С этими представлениями связаны важные для дисциплинарной практики учения об индульгенциях и чистилище (purgatorium). Последнее трактуется как особое место или состояние, среднее между раем и адом, в котором души умерших с покаянием, но не успевших принести удовлетворение за грехи, очищаются мучениями, после чего переселяются в рай.

В энциклике "Spe salvi" Бенедикт XVI подтвердил истинность учения о чистилище, связав его с раннеиудейскими представлениями о промежуточном состоянии между смертью и воскресением, когда приговор еще не вынесен. В этом состоянии возможны очищения и исцеления, помогающие душе созреть для общения с Богом. Из этих представлений, утверждает Понтифик, в христианстве постепенно развилось учение о чистилище, которое есть не что иное, как "состояние очищения Огнем во встрече с Господом". Здесь вырисовывается тенденция к нейтрализации Папой тех положений христианского учения, которые могут вызвать страх у верующих.

В Средние века появились грамоты, свидетельствующие об отпущении грехов, – индульгенции (лат. indulgentia – прощение, милость), торговля которыми резко осуждалась сторонниками Реформации.

В тесной связи с концепцией наследственной ответственности потомков за грех прародителей находится католическая мариалогия – учение о Деве Марии. Католицизм, как и православие, считает догматами положения о том, что Дева Мария является Богородицей[1], Приснодевой (Латеранский собор 468 г. вслед за древними исповеданиями веры). Вскоре после Эфесского собора в церкви установилось учение об "успении" Богородицы и ее "вознесении" на небо, она именуется "Царицей Небесной".

Разрабатывая во всех деталях категорию благодати, католические теологи старались развить такую доктрину о Богородице, которая избавила бы ее от наследственной ответственности за первородный грех и объясняла, почему она избрана быть матерью Христа. Это осуществлено в учении о "непорочном зачатии" (immaculata conceptio) самой Девы Марии. Оно состоит в том, что Пресвятая Дева при зачатии ее родителями по особой благодати Божией, ради будущих заслуг ее Сына, была сохранена свободной от всяких последствий первородного греха и обладала первоначальной праведностью.

Папа Пий IX 8 декабря 1854 г. провозгласил догмат о непорочном зачатии Девы Марии буллой "Ineffabilis". В 1950 г. Пий XII дополнил католическую мариалогию догматом телесного вознесения (assumptio) Пресвятой Девы: сначала на небо вознеслась ее душа, потом и тело, которые на небе соединились.

Согласно учению католической церкви, Пресвятая Дева Мария достойна "сверхпочитания". В Римском календаре Пресвятой Деве посвящено три великих праздника, три праздника, четыре обязательных и четыре необязательных памятных дня. Памяти Марии отводится месяц май и каждая суббота. В каждом католическом храме есть алтарь Марии. Почитанием пользуются места явления Богородицы во многих странах, куда совершаются паломничества: в Германии – Альтеттинг, Телгте, в Италии – Лорето, в Польше – Ченстохов, в Мексике – Гваделупа.

В 1964 г. папа Павел VI провозгласил Богородицу "Матерью церкви". Иоанн Павел II посвятил учению о Богородице специальную энциклику "Dei Redemptoris Mater" (1987). В энциклике Бенедикта XVI "Spe salvi" последняя глава "Мария, звезда надежды" завершается словами: "Ты стала прообразом будущей Церкви, несущей в своем лоне надежду мира через горы истории... Укажи нам путь к Его церкви! Звезда путеводная, сияй над нами и веди нас на нашем пути!"[2]

На II Ватиканском соборе был поставлен вопрос об изменениях в литургии. В декабре 1963 г. была принята "Конституция о священной литургии", которая вводила новшества в область культа. Например, собор разрешил причащаться вином не только духовенству, но и мирянам; была упрощена обрядовая сторона евхаристии, разрешена импровизация в ее проведении с учетом местных обычаев; при совершении таинства брака текст молитвы над новобрачной подчеркивает ее равные с супругом права. Было заявлено о необходимости разнообразить литургическую практику в соответствии с традициями и культурами разных народов.

С 1969 г. при Павле VI церковные власти в регионах получили право использовать в богослужении местные языки. В 2007 г. Бенедикт XVI восстановил в нравах старую латинскую мессу; верующие получили возможность просить епископа служить на латинском языке. Ныне в Ватикане литургия совершается частично на латинском, частично на национальных языках.

Детально разработанная система культа, театрализованный ритуал, сопровождаемый пением и органной музыкой, отправляется клириками. От прихожан требуется регулярное посещение храма, их участие в литургии является пассивным. Главное богослужение – месса, во время которой совершается обряд причащения. Католическая церковь практиковала в римском обряде причащение хлебом и вином для священнослужителей, тогда как миряне причащались только хлебом (облатка). Крещение в католической церкви совершается и через погружение, и через обливание, миропомазание – конфирмация производится по достижении 7–12 лет, обязательно епископом. Подобно православию, католицизм сохраняет культ ангелов, святых, икон и реликвий (в том числе мощей). Крест на себя католики возлагают пятью перстами, а не тремя, как православные, и сначала на левое, а затем на правое плечо. Католическое пятиперстие совершается во имя пяти Язв Христовых, тогда как православное трехперстное сложение креста выражает догмат троичности лиц в Боге.