Модернизация общества

Одна из первых трактовок теории модернизации была предложена Максом Вебером. Процесс "капитализации" всех стран мира, их нацеленность на построение у себя высшей формы товарно-денежных отношений Вебер называет рационализацией. Ее высшим проявлением стало зарождение современного капитализма.

М. Вебер полагал, что западноевропейский капитализм – явление в мировой истории уникальное, оно может никогда больше не повториться, ибо не повторится то стечение обстоятельств, которые его вызвали (главное среди них – протестантизм и соответствующая ему трудовая этика). К "правильной" модели капитализма не смогли приблизиться древние и средневековые государства, которым из общего набора предпосылок всякий раз недоставало то одного, то двух условий. Идеи западного капитализма не смогла реализовать Россия (ее анализу Вебер, изучивший русский язык, посвятил несколько работ). Причины "неудач": неразвитость средних городских слоев, господствотрадиционной общины и соответствующей ей крестьянской идеологии ("архаического аграрного коммунизма"), утрата частной собственностью священного ореола неприкосновенности, неразвитость личностного начала и основ буржуазной демократии. Огромную роль здесь играет импортированный капитал, хотя общество в целом базируется на архаическом аграрном коммунизме. Иначе говоря, того же самого стечения уникальных обстоятельств – оригинальная религиозная этика труда, необычная экономическая структура, индивидуальные свободы и независимая (секулярная) университетская наука, автохтонная буржуазия и сильный денежный класс, которые породили западный капитализм, в России быть не может. Зрелый капитализм, импортированный в отсталую страну, только усилит, по мнению Вебера, радикальные социалистические элементы, которые приведут к революции, а та, в свою очередь, усилит власть бюрократии.

Сегодня понятием "модернизация" (англ. modernization – обновление, усовершенствование) в мировой социологии описывается переход от доиндустриального к индустриальному, а затем и к постиндустриальному обществу. Модернизация означает те усовершенствования, которые позволяют обществу соответствовать современным требованиям, а также отказ от старых форм социальной организации и поиск новых.

Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие позиции занимает концепция, которая получила название теория модернизации. Она опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации. Прогресс науки и техники ведет к всемирному процветанию и решению всех социальных проблем. В этом потоке культурное своеобразие каждой страны как бы отступает на второй план, а на первый выходит то, что их объединяет: система общечеловеческих ценностей.

Термин "модернизация" относится не ко всему периоду социального прогресса, а только к его современному этапу. Поскольку современный период человеческой истории датируют с момента зарождения, а затем и расцвета капитализма, суть модернизации связывают со всемирным распространением по земному шару ценностей и достижений именно этой общественно-экономической формации. Конкретно речь идет о рационализме, расчетливости, урбанизации, индустриализации. Лидеры модернизации: США и Западная Европа – целиком и полностью приобщились к ним и добились потрясающих экономических результатов. Но ничего не мешает отставшим в своем развитии странам Азии, Африки и Латинской Америки догнать передовые страны, используя западные технологии, капиталовложения и опыт, как это сделала Япония. Так рассуждают авторы теории модернизации. Она призвана объяснить то, каким образом запоздавшие в своем развитии страны могут достичь современной стадии и решить внутренние проблемы, не нарушая очередности этапов. Модернизация указывает способ вхождения в мировое сообщество, под которым понимается мировая экономическая система капитализма.

Различают два вида модернизации – органическую и неорганическую.

Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Пример: переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII в. и преобразование американского производства в результате внедрения фордизма в первой четверти XX в. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.

Неорганическая модернизация – это ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ "догоняющего" развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII в., сталинская индустриачизация 1930-х гг., перестройка 1985 г. и экономические реформы нового времени.

Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствования чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучения кадров за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко меняется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.

Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX и в Японии в XIX и XX вв. Стране восходящего солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда она заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Япония развивается на собственной основе и, в свою очередь, служит образцом для подражания. Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности в их осуществлении переходный период растянулся на 200 лет.

Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет "снизу", а неорганическая "сверху". Принципы "модернити" не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества.

Так было в России в XIX в., когда интеллигенция раскололась на западников и славянофилов. Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, вторые ратовали за самобытный путь развития, т.е. органическую модернизацию. Численность западников оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.

Огромную роль в развитии и переходе общества от индустриального к постиндустриальному сыграл технический прогресс (рис. 3.7). Он неузнаваемо преобразил человеческое общество. Благодаря ему сегодня мир вступает в эпоху безлюдного производства. В 2010 г. так называемые белые воротнички – работники, занятые в автоматизированном

Рис. 3.7. Источники индустриальной мощи человечества

Источники индустриальной мощи человечества радикально изменились в последние 100 лет. Роль человека и животных как движущей силы промышленности уменьшилась, а применение техники возросло

производстве, научных и прикладных разработках, а также в сфере информации, – составили в развитых странах около 90% рабочей силы. Возникает особая форма занятости – надомный труд. Она как бы возвращает нас к той эпохе, когда место работы было неотделимо от места жительства. По если это и возвращение, то на качественно более высокой ступени. Нынешнее поколение "компьютерных надомников", которых насчитываются уже многие миллионы, нажимают на клавиши сверхточных машин и оперируют огромными потоками информации. Производительность их труда возрастает при этом в четыре раза. Зарубежные компании все чаще переводят своих секретарей и делопроизводителей на надомную работу.

О новом этапе развития индустриального общества социологи заговорили во второй половине XX в., когда темпы научно-технического прогресса превысили все мыслимые пределы. Потребовалось новое понятие, лучше отражающее социальные реалии. Им стало "постиндустриальное общество", придуманное Д. Беллом. Кроме него используются и другие термины: "вторая промышленная революция", "третья волна", "супериндустриальное общество", "третья индустриальная революция", "кибернетическое общество".

1970-е гг. послужили точкой отсчета нового этапа в развитии человеческого общества. Он характеризуется появлением невиданных средств производства – информационно-электронных систем, использованием микропроцессоров в промышленности и сфере услуг, в торговле и сфере обмена. Развитие таких отраслей, как агробизнес, нефтехимия, генная инженерия, компьютерная техника, свидетельствует о лидирующей роли технологии в обществе. В середине 1970-х гг. в развитых странах резко сокращается доля населения (в Японии до 15%, в Германии до 10%, в США до 5%), а также занятость в промышленности (в Японии – 36%, в Германии – 46%, США – 30%, Англии – 41%). И напротив, занятость в сфере обслуживания растет (в США до 65%, Японии до 50%, Германии до 45%, Англии до 43%).

Кардинальным образом изменились источники энергии, определяющие скорость технического прогресса. Простое общество – это эпоха человеческих мускулов, аграрное общество – силы животных, индустриальное – мощи электричества, пара, ветра, воды, наконец, постиндустриальное общество – эпоха атомной и термоядерной энергии.