Модернизация общего образования

Вплоть до второй половины XX столетия на учреждения для детей от 3 до 6 лет возлагались почти исключительно задачи общего развития. Учреждения были своеобразными театрами, где дети – одновременно актеры, режиссеры и зрители. Играя, они открывали мир. Игра была альфой и омегой дошкольных учреждений. В настоящее время в мировой педагогике наметился отход от подобной традиции и предлагается организация для 3–6-летних детей когнитивного (интеллектуального) обучения как преддверия школьного образования. Таким образом, теоретики предшколы предлагают не ограничиваться развитием детей, но и осуществлять организованное обучение. Актуализация подобных взглядов происходит в рамках стратегии непрерывного (пожизненного) образования, органической частью которого рассматривается предшкольное обучение. Оно означает в числе прочего преемственность между предшкольными и школьными учреждениями, обогащение предшкольных образовательных программ. Предшкола, по мнению ее сторонников, должна способствовать не только умственному развитию и формированию учебной деятельности, но и доставлять удовольствие малышам от общения со сверстниками, дать возможность самостоятельного познания, восприятия, приобщения к общепринятым нормам поведения, выработке характера в коллективной среде. Традиционные функции дошкольных учреждений (развитие речи, физическое и эстетическое воспитание, формирование санитарно- гигиенических привычек и элементарных навыков обслуживания) остаются, но акцент смещается на планомерную подготовку к систематическому школьному образованию.

Осознано, что задачи такой подготовки могут быть решены только в тесном контакте дошкольного учреждения со школой. Преодоление организационно-педагогических барьеров между дошкольными и школьными заведениями путем предшкольной педагогики рассматривается как важный фактор усиления преемственности между этими двумя типами воспитательно-образовательных учреждений, повышения в целом эффективности образования.

Многие зарубежные педагоги утверждают, что уже трехлетнего ребенка в известной степени можно считать учащимся. Они полагают, что нельзя упустить момент, с которого следует начинать предшкольное обучение, поскольку уже трехлетний ребенок в определенном смысле может вести себя как школьник, в частности тогда, когда настаивает на том, чтобы педагог дал оценку его поделкам и рисункам.

Разнообразие путей развития мировой педагогической науки не исключает сходство теоретических обоснований предшколы. Тенденция создания предшколы представлена в разной степени во многих ведущих странах мира. Программы предшкольного обучения осуществляются в детских садах, на дому, в начальных учебных заведениях. В ряде стран в старших группах детских садов практикуются регулярные учебные занятия.

В Западной Европе до начала обязательного обучения дети обычно посещают дошкольное учреждение или детский сад. Школьное образование ребенка начинается с 2,5 до 6 лет. Его продолжительность зависит от возраста, с которого начинается обязательное обучение. Дошкольное обучение рассматривается как часть школьной системы.

Так, в Англии согласно Национальным учебным программам к моменту поступления в начальные классы учащиеся могут определять на уроках математики простые отношения между предметами и явлениями. В Германии получили повсеместно распространение подготовительные классы к обучению в начальной школе (Vorklassen). Охват подготовительными классами детей пяти лет составляет 100%. В рамках новой реформы в ФРГ предусмотрен переход на подготовку детей к школе с более раннего возраста, т.е. с 3–5 лет.

Во Франции школьные законы поощряют интенсификацию процесса обучения в детском саду – материнской школе (ecole matemelle). Старшая материнская школа постепенно превращается в школу учебы. Общее назначение детских садов состоит в том числе и в том, чтобы заложить основу будущих успехов в начальной школе и в жизни путем подготовки к восприятию знаний, развития двигательных навыков, художественного воображения, способности жить сообща. Считается целесообразным как можно раньше задействовать потенциальные познавательные возможности малышей. Дошкольное факультативное обучение детей от 2 до 6 лет в материнских школах и приготовительных классах начальной школы является первым из звеньев структуры образования. Регулярные учебные занятия проводятся в строгом соответствии с учебными планами и программами, утвержденными Министерством образования. Готовят к школе в течение 3–4 лет в режиме, сходном с начальной школой. В целях преемственности обучения и развития детей последний год пребывания в детском саду и первые два класса начальной школы составляют единый "цикл фундаментальных навыков".

Во Франции предусмотрены педагогические меры по состыковке предшкольного и начального обучения. Старшие группы детских садов и начальные школы работают в едином организационно-педагогическом режиме, по общим учебным планам, программам и календарному времени. Оговорена возможность перевода части пятилетних детей в начальную школу при условии их достаточной образовательной подготовки. В то же время менее успешных детей 5–6 лет могут оставлять для предшкольного обучения еще на год. Уже в детском саду предусмотрены первые шаги по учебной ориентации для обучения в общеобразовательной школе. В некоторых материнских школах для 4–6-летних детей проводится обучение иностранному языку. В качестве учителей привлекают носителей языка, в частности воспитательниц из ФРГ. Результат весьма обнадеживающий.

Показательным примером сближения во Франции детского сада с начальной школой является проект Открытый детский сад (Кристиан Лефевр). Проект адресован детям старших групп (5–6 лет). Примечательно название одного из его разделов: "Да здравствует взросление, скоро – в начальную школу". Автор предлагает нетрадиционно организовать в материнской школе обучение речи, письму, математике, имея в виду предшкольную подготовку.

Проекты дошкольного обучения и воспитания в США условно можно разделить на 2 категории: общие и ставящие частные задачи (для детей с задержками в развитии, межкультурного диалога и пр.). Многие проекты продолжаются в классах начальной школы. Так, действует федеральный проект Хэд Старт (Head Start), согласно которому была создана сеть дошкольных учреждений. Проект в числе приоритетов включает предшкольное обучение детей. Программы образования, предусмотренные проектом, намечают создание для детей определенной обучающей среды. Участниками Хэд Старт созданы несколько учебных программ и курсов. Идея предшкольного обучения наиболее последовательно осуществлена в курсе Модель прямого обучения. Курс предназначен для достижения определенного уровня развития речи, приобретения определенных математических знаний и навыков чтения в соответствии с возрастом учащихся. Курс систематичен, состоит из нескольких частей. Каждый учебный предмет преподается в строгой последовательности. Предшкольное обучение планирует другая программа Хэд Старт – Когнитивно ориентированный учебный курс. В этом случае одним из элементов педагогической работы рассматривается развитие речи, математических представлений, понимания пространственно-временных отношений. Алгоритм деятельности детей следующий: планирование, выполнение, представление результатов.

Определенный интерес представляет педагогическая концепция практики, соответствующей уровню детского развития, которая сформулирована Американской Национальной ассоциацией обучения маленьких детей. Адресована учреждениям, занимающимся воспитанием детей от рождения до восьмилетнего возраста. Предлагается курс интегрированного типа, что исключает специальные занятия по отдельным дисциплинам и предполагает изучение их в процессе различных видов детской деятельности. Предшкольное обучение планируется начинать с 5–6 лет. Дети этого возраста могут использовать учебники, рабочие тетради.

В США реализуется компенсирующее обучение дошкольников. Особое внимание уделяется представителям цветного населения. Компенсирующее обучение как система действует с 1970-х гг., когда осуществлялись многие федеральные проекты. Одним из них – проектом "Старт" – было охвачено около 1,5 млн дошкольников. В течение 2 месяцев дети предварительно подготавливались к начальной школе. Другая программа – "Сезам" – также предназначалась дошкольникам: для них организовали 130 часовых учебных телепередач, сообщая элементарные сведения из арифметики и грамматики английского языка.

В Японии во многих детских садах стремятся внедрять формы и методы обучения, принятые в начальной школе. Уже в середине 1980-х гг. свыше 9,3% государственных и муниципальных, 18% частных детских садов сосредоточивали усилия на применении отчетливо структурированных методов обучения по отдельным предметам. Во многих детских садах с 9:30 до 10:30 ведутся групповые учебные занятия: дети сидят за партами, воспитатель задает вопросы по определенным темам, побуждает малышей к ясным и развернутым ответам. Немало родителей помещают детей в репетиторские сады-дзюку, где проводятся интенсивные учебные занятия. Занятия имеют в виду перспективу успешного обучения в общеобразовательной школе.