Модель воспитания в эдукационном процессе

Эта модель основана на выделении главных стадий воспитательной составляющей ЭП. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный па качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности ЭП. Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания, следующие:

1) формирование сознания (осуществляется через обучение);

2) формирование убеждений (происходит через обучение, развитие);

3) формирование чувств (осуществляется через обучение и развитие);

4) выработка навыков и привычек поведения (осуществляется через упражнения, деятельность).

Графическая интерпретация модели представлена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Обеспечение воспитания в эдукационном процессе

1. Согласно современным представлениям развитие сознания (т.е. осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения) – важный этап ЭП. Без осознания воспитанником личной выгоды, понимания того, что от него требуется, формирование заданного типа поведения не может быть успешным, поэтому вначале следует разъяснять, зачем необходимо то или иное поведение. Однако многие воспитательные системы, среди них и отечественная дореволюционная, данному этапу почти не уделяют внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам: что, зачем и почему? – не следует. Подрастут – поймут сами, а не поймут – ничего страшного не случится. Главное – научиться вести себя как следует. Необходимо без промедления приступать к действию – формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам. Советская школа, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

2. Воспитание убеждений требует, чтобы знания переходили в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни. Без убеждений нет целостной личности. Убеждения – результат длительного воспитания, но и на первых его этапах они играют заметную роль. Школьник должен не только понять, но и убедиться (сначала на примерах), в чем преимущества (или вред) определенного поведения. Если ему этого не показывают, а лишь бесконечно объясняют, призывают, то процесс воспитания будет развиваться вяло, медленно и не всегда достигнет положительного результата.

Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Нс убеждены. Нс было приведено достаточных доказательств того, что так необходимо поступать. Воспитание остановилось на первом этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения.

3. Воспитание чувств – очень важный компонент ЭП. Как утверждали древние, без человеческих эмоций нет и не может быть искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно: сначала нужно его зажечь. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

4. Деятельность – главный этап воспитательного процесса, который обособляется только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с воспитанием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Это один из общих законов воспитания.

Модель эффективности воспитательной деятельности

Эта модель основана на выделении последовательных этапов ЭП по критерию связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса. Выделяют следующие этапы:

1) проектирование процесса, т.е. определение цели и конкретных задач воспитания;

2) организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;

3) регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;

4) контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты[1]:

• ознакомление с общими нормами и требованиями;

• формирование отношений;

• формирование взглядов и убеждений;

• формирование общей направленности личности.

На начальном этапе, как и в предыдущих моделях, учащиеся уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем происходит формирование отношения воспитанников к предлагаемым им нормам и правилам поведения на основе осознания необходимости и неизбежности овладения ими. Всестороннее осмысление норм и правил ведет к выработке суждений типа "справедливо – несправедливо", "хорошо – плохо", "полезно – бесполезно". Более высокая форма их развития – убеждение. Наиболее верный путь формирования и укрепления убеждений – создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, происходит формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, т.е. выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.