Модель управления по ценностям компании

Практическая реализация социально ориентирующих моделей предполагает использование управленческих функций, обеспечивающих: информационно-аналитическую деятельность по сбору, обработке и анализу информации [1]

Рис. 10.2. Методика применения модели SVP для управления социально ориентированной компанией[1]

о социально значимых проблемах; создание и ведение базы данных об имидже компании; согласование ценностей заинтересованных сторон, взаимосвязи экономических целей и ценностей компании; социальное проектирование и планирование; развитие социальных партнерств; оценку социальной эффективности деятельности компании, а также эффективности управленческих решений в области социальной деятельности; подготовку нефинансовой отчетности и др. Управленческие функции, обеспечивающие корпоративную социальную деятельность компании, имеют много особенностей и даже противоречий по сравнению с традиционными функциями и не вписываются в традиционные системы управления по инструкциям и управления по целям. Для построения системы социально ориентированного управления применяют концепцию управления по ценностям (Managingby Values, MBV), предложеную в 80-е гг. XX в. Томом Питерсом и Робертом Уотерменом. Саймон Долан и Сальвадор Гарсия обосновали, что система, основанная на концепции управления по ценностям, обеспечивает более высокую рентабельность инвестиций, чем новые технологии, НИОКР, конкурентная стратегия и контроль качества. "Сочетание убеждений и ценностей владельцев компании с ценностями ее сотрудников – жизненно важный источник ее преимущества"[3].

Ценностный подход к управлению предполагает выявление и согласование ценностей компании, признаваемых и разделяемых ее заинтересованными сторонами. Эти ценности таковы, что на их основе работники компании могут самостоятельно ставить цели своей деятельности, отвечающие не только их собственным интересам, но и ценностям компании. Последние рассматриваются как ее значимые ресурсы. Из этих ресурсов формируется система ценностей, которые служат мотиваторами, обосновывающими правильность поведения индивидов, компаний и обществ[4].

При этом ценности не умаляют инструкции и цели компании, а, напротив, придают им глубокий смысл, делая их более гибкими и практичными. Включение ценностей в структуры традиционных систем управления позволяет существенно изменить характер менеджмента компании, сделало социально ориентированной не только его философию, но и практику.

Социальная ориентация менеджмента компании обеспечивается с помощью встраивания в традиционные системы управления модели управления по ценностям (далее – MBV), ответственной за организационное развитие. Ее основная цель – "внедрение человеческих и личностных параметров в менеджерское мышление". Как показывает опыт многих компаний, доверие, креатив, лидерство и честность участников ее деятельности не менее важны для поддержания конкурентоспособности, чем показатели эффективности и рентабельности.

Модель MBV имеет трехмерную структуру (рис. 10.3), в которой выделяют три ценностных измерения:

• экономико-прагматичное измерение отражает ценности эффективности, стандартов, дисциплины, которые необходимы для поддерживания и объединения организационных систем, а также для обеспечения работы функций планирования, контроля и учета;

Рис. 10.3. Трехмерная модель MBV[5]

• этико-социальное измерение обеспечивает согласование ценностей компании с ценностями честности, уважения, лояльности. Данные ценности определяют поведение и взаимоотношения в группе и обществе;

• эмоционально-развивающее измерение отражает креатив, воображение, самопознание, уверенность в себе, приспособляемость. Эти ценности обеспечивают новые возможности коллективной деятельности и согласуются с такими общечеловеческими ценностями, как доверие, свобода, счастье.

Модель MBV позволяет расширить состав и объединить ценности, а также обеспечить их взаимосвязи с целями и задачами компании. Она формирует единую культуру ценностей, которой работники руководствуются в повседневной работе.

Модель MBV предъявляет новые требования к структуре системы управления. Например, ее практическая реализация не возможна в сочетании с пирамидальной моделью иерархической бюрократии. Рекомендуется применять упрощенные, гибкие горизонтальные организационные структуры, основанные на информационных сетях, проектных командах, стратегических бизнес-единицах. Такие модели высвобождают творческую энергию[6].

Модель MBV имеет широкое практическое применение. Она служит не только связующим звеном философии менеджмента с его практикой, но также основой развития стратегического лидерства и совершенствования корпоративной культуры компании с целью создания коллективного креатива. Наряду с тем модель MBV развивает личное достоинство работников, их самостоятельность, умение приспосабливаться, что является непременными условиями для несения их социальной ответственности. Поэтому модель MBV может служить инструментом КСО.