Модель трудового потенциала

Профессиографию и психографию также можно осуществлять в рамках модели трудового потенциала работника и его элементов и в рамках других моделей работников, которые могут предпочесть менеджеры и исследователи.

Напомним, что, на наш взгляд, элементы трудового потенциала включают:

– профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (профессионально-квалификационный потенциал);

– работоспособность, физическое и душевное здоровье (психофизиологический потенциал);

– интеллектуальные, познавательные способности (творческий, креативный, когнитивный потенциал);

– способность к сотрудничеству, к работе в условиях коллективной организации труда и к взаимодействию с другими членами группы (коммуникативный потенциал);

– ценностно-мотивационную сферу, направленность, идеалы, мотивы, мировоззрение, степень моральной чистоты целей и выбираемых способов их достижения (идейно-мировоззренческий, нравственно-мотивационный потенциал);

– способность увлечь за собой других, влиять на других (лидерский потенциал);

– потенциал к развитию, который приводит к изменению "количества" и весомости отдельных или сразу нескольких элементов потенциала и служит основой развития работника и повышения сто ценности для организации;

– административный потенциал, позволяющий активно взаимодействовать не только внутри группы и организации (коммуникативный потенциал), но и с внешней средой. Это деловые и личностные связи и контакты, расширяющие информационное поле организации и возможности получения и использования ресурсов для достижения целей;

– ассертивность, или уверенность в своих силах;

– гибкость – это готовность (не в ущерб основным принципам) проявлять понимание ситуации и адаптироваться к ее изменениям и требованиям организации в следующих отношениях: профессионально-функциональном, временном, географическом, по оплате труда, в социально-ролевом аспекте, т.е. играть различные роли.

Модель личности Майерс – Бриггс

Рассмотрим возможности исследования личностных свойств и прогнозирования поведения на основе метода, популярного в США.

Американские психологи О. Крегер и Дж. М. Тьюсон, опираясь в своих исследованиях на типологию личностей К.-Г. Юнга и работы Катарины Бриггс и ее дочери Изабель Бриггс Майерс, опубликовали книгу "Типы людей и бизнес"[1], в которой связали 16 типов людей и те факторы и условия, которые благоприятствуют достижению ими

успеха в работе. Сама типология личностей довольно широко известна западе как "Индикатор типов Майерс – Бриггс" (MBTI), этот подход похож на наш метод "Соционика". Петербургские психологи под руководством профессора Б. В. Овчинникова адаптировали этот метод, приведенный в интерпретации Д. Кейрси, и проверили его эффективность для определения типов личности и прогнозирования поведения детей (результаты своей работы они изложили в книге "Ваш психологический тип"[2]). Приведем в табл. 10.3 ключевые слова в описании особенностей поведения личностей разных типов из книги "Типы людей и бизнес".

Таблица 10.3

Ключевые слова в описаниях поведения типов личностей (по Крегеру и Тьюсон)

ТИП Е – ЭКСТРАВЕРСИЯ

ТИП I – ИНТРОВЕРСИЯ

Общительный.

Взаимодействие.

Внешнее проявление.

Широта.

Экстенсивное развитие.

Обширные связи.

Расходование энергии.

Внешнее проявление эмоций.

Сначала говорят, потом думают.

Не любят сидеть в отдельном

кабинете.

Любят получать похвалу, особенно публично

Замкнутый.

Сосредоточенность.

Внутренняя жизнь.

Глубина.

Интенсивное развитие.

Ограниченные связи.

Сохранение энергии.

Внутренняя реакция.

Сначала думают, потом говорят.

Любят уединение.

Похвала настораживает

ТИП S – СЕНСОРНЫЙ, РЕАЛЬНЫЙ

ТИП N – ИНТУИТИВНЫЙ

Закономерный.

Настоящее.

Реалистичный, конкретный. Трудная работа.

Факты.

Земной.

Практичный.

Точный.

Есть реальные факты – есть предмет для обсуждения

Случайный.

Будущее.

Концептуальный, глобальный, общий.

Вдохновение.

Теории, взаимосвязи.

Парящий в облаках.

Оригинальный.

Общее впечатление.

Что было бы, если бы...

ТИП Т – МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ

ТИП F – ЧУВСТВУЮЩИЙ

Объективный.

Твердый.

Законы.

Стоять на своем.

Справедливый.

Четкость.

Аналитический.

Установка.

Беспристрастный

Субъективный.

Мягкосердечный.

Обстоятельства.

Убеждение.

Гуманный.

Гармония.

Чуткий.

Общечеловеческие ценности.

Причастный

ТИП J – РЕШАЮЩИЙ

ТИП Р – ВОСПРИНИМАЮЩИЙ

Урегулирование.

Решено.

Неменяющийся.

Управлять.

Закрытость.

Спланированный.

Структура.

Определенный.

Предельный срок

Нерешенность.

"Поживем – увидим".

Гибкий.

Адаптироваться.

Открытость.

Неокончательный.

Поток.

Ориентировочный.

"Что еще за срок?"

На основании такого описания можно определить свой тип четырьмя буквами, по одной из каждой пары. Внимательно рассмотрев каждую пару, вы определяете, какое описание из двух отражает ваше поведение в большей степени, и составляете свой тип личности из четырех букв, например, ISTJ, ENFP и т.п. Эту работу (бестестовый метод) могут проделать и эксперты, достаточно хорошо знающие тестируемого. Поскольку выводы, характеристики, модели сложных систем имеют вероятностный характер, определенные вами параметры, скорее всего, говорят о том, что вы в несколько большей степени являетесь представителем одного типа, и в несколько меньшей степени – представителем другого типа. Например, вы считаете, что вы скорее интроверт, чем экстраверт, но это превышение может быть незначительным и даже противоположным тому, что вы думаете о себе. Кроме того, эти параметры находятся в сложном взаимодействии друг с другом, и их совместное влияние может исказить модель и сделать прогноз поведения ненадежным.

Вероятностный характер типологической модели личности – это плохо для прогнозирования поведения, но это же и доказательство сложности, неповторимости каждого и неполной познаваемости личности. Авторы книги, тем не менее, рекомендуют членам любой группы ознакомиться с типологией личностей, провести тестирование и его результаты сделать достоянием всех, чтобы в процессе коммуникации каждый мог учесть особенности восприятия и поведения другого.