Модель трудового потенциала

Профессиографию и психографию также можно осуществлять в рамках модели трудового потенциала работника и его элементов и в рамках других моделей работников, которые могут предпочесть менеджеры и исследователи.

Говоря о трудовом потенциале, можно это явление декомпозировать следующим образом:

- профессиональные знания, умения и навыки, обусловливающие профессиональную компетентность (профессионально-квалификационный потенциал);

— работоспособность, физическое и душевное здоровье (психофизиологический потенциал);

— интеллектуальные, познавательные способности (творческий, креативный, когнитивный потенциал);

— способность к сотрудничеству, к работе в условиях коллективной организации труда и к взаимодействию с другими членами группы (коммуникативный потенциал);

— ценностно-мотивационная сфера, направленность, идеалы, мотивы, мировоззрение, степень моральной чистоты целей и выбираемых способов их достижения (идейно-мировоззренческий, нравственно-мотивационный потенциал);

— способность увлечь за собой других, влиять на других (лидерский потенциал);

- потенциал к развитию, который приводит к изменению "количества" и весомости отдельных или сразу нескольких элементов потенциала и служит основой развития работника и повышения его ценности для организации;

- административный потенциал, позволяющий активно взаимодействовать не только внутри группы и организации (коммуникативный потенциал), по и с внешней средой. Это деловые и личностные связи и контакты, расширяющие информационное поле организации и возможности получения и использования ресурсов для достижения целей;

— ассертивность, или уверенность в своих силах;

- гибкость — это готовность (не в ущерб основным принципам) проявлять понимание ситуации и адаптироваться к се изменениям и требованиям организации в следующих отношениях: профессионально-функциональном, временном, географическом, по оплате труда, в социально-ролевом аспекте, т.е. играть различные роли.

Эти элементы трудового потенциала уже можно измерять, используя методы социологического и психологического исследования, а также методы управления персоналом.

Модель нейролингвистического программирования

Нейролингвистическое программирование (НЛП) — это направление прикладной психологии, позволяющее осуществлять эффективную коммуникацию, быстро вызывая специфические желательные изменения в человеке. В недобросовестных и непрофессиональных руках может превратиться в мощное средство манипулирования людьми, модификации их сознания, деформации личности.

Поскольку любая работа с информацией проходит ряд обязательных стадий: введение, отработка, оценка, — в этой связи в НЛП выделяются три информационные системы активности человеческого мозга:

- ведущая, отвечающая за извлечение информации;

- репрезентативная, обеспечивающая представление информации сознанию;

- референтная, осуществляющая сверку полученного результата с искомым.

Представление информации сознанию может осуществляться у человека преимущественно по одному из каналов:

- визуальному (визуалист воспринимает мир картинками, обладает прекрасной зрительной памятью, впечатлителен и активен);

— аудиальному (аудиалист обладает хорошей памятью на звуки, может слышать то, что не слышат другие);

- кинестетическому (кинестетик воспринимает мир чувствами, эмоциями и ощущениями).

Примерный вариант стратегии внутреннего мышления по каналом восприятия в рамках НЛП приведен в табл. 3.4.

Таблица 3.4. Примерный вариант стратегии внутреннего мышления

Диалог человека

Фиксация глаза

Что говорящий строит внутри себя

Модальность

Степень

"Ну, вы знаете..."

Вправо вверх

Картинка

Визуальная

Ведущая система

"...Я действительно..."

Вправо вниз

Чувства приятные

Кинестетическая

Репрезентативная система

"...Испытываю ревность"

Влево вниз

Я творю себе, что это сумасшествие, ведь у меня нет для этого никаких оснований, но чувство ревности меня все равно мучает

Слуховая

Референтная система

Информация о преобладающей у человека модальности в представлении информации сознанию может быть получена путем наблюдения за его поведением и методом интервью. У специалистов в области НЛП разработаны многочисленные методики получения информации о ведущем канале восприятия, в том числе касающиеся интерпретации движений глаз и рук, тональности голоса, особенностей лексики и др.

Полученная информация может быть использована в процессе деловых бесед для выбора тех средств аргументации, убеждения, которые соответствуют ведущей модальности человека:

— визуалиста скорее убедят графики, таблицы, рисунки и т.п.;

— аудиалиста — хорошо составленная убедительная речь;

- кинестетика — опора на позитивные эмоции, "взывание к чувствам".

Кстати, при необходимости психокоррекции, проведения психотерапии с целью изменения сознания, способов поведения и деятельности организуется специфическое воздействие на человека с опорой па выявленный ведущий канал. Если канат не выявлен, нужно организовать воздействие по всем каналам, тогда вероятность "доведения воздействия до сознания" повышается.