Модель SPACE-анализа

Модель анализа SPACE (Strategic Position and Action Evaluation) позволяет контролировать функционирование предприятия по четырем координатам (рис. 19.8), характеризующим непосредственное макроокружение фирмы, а также ее внутренний потенциал:

o привлекательность отрасли (емкость рынка и степень соответствия ей производственных ресурсов, среднеотраслевая норма прибыли, финансовая стабильность предприятий отрасли, сравнительная (в сравнении с другими отраслями) эффективность использования ресурсов, капиталоемкость и легкость вхождения на рынок, производительность в отрасли, уровень знаний, умений, навыков, необходимых для работы в отрасли);

o стабильность экономической среды (множественность происходящих во внешней среде технологических изменений, устойчивость денежной единицы, стабильность спроса, зрелость рынка, уровень ценовой конкуренции, общий уровень конкуренции, ограничения при входе на рынок, эластичность спроса по цене);

o конкурентное преимущество фирмы (качество продукта, этап жизненного цикла продукта, приверженность потребителей торговой марке, цикл замены продукта, доля рынка предприятия, степень вертикальной интеграции, технологическое know-how фирмы, загруженность производственных мощностей у конкурентов);

o финансовое положение (отдачу на вложение (ROI), финансовый рычаг, показатели ликвидности, оборачиваемость запасов, степень удовлетворения потребности фирмы в капитале, реальный поток денежных средств в пользу фирмы, рискованность бизнеса и величина потерь в случае ухода фирмы с рынка).

Рис. 19.8. Пример модели SPACE-анализа:

СА - факторы конкурентных преимуществ; И' - факторы финансового потенциала; /5- факторы промышленного потенциала; £5 - факторы стабильности обстановки

Таким образом, 5В4С7Г-анализ можно применять для контроля качественных параметров стратегии и дальнейшего ее уточнения.

Модель ADL/LC

Модель ADL/LC представляет собой инструмент анализа портфельных стратегий для определения разумной диверсификации деятельности многоотраслевой организации, который можно было бы использовать как на корпоративном уровне, так и на уровне отдельных хозяйственных звеньев.

Сочетание двух параметров - четырех стадий жизненного цикла производства и пяти конкурентных позиций - формируют так называемую матрицу АО/., состоящую из 20 ячеек (рис. 19.9).

На этапе корректировки программ стратегического инновационного развития Л Ш, предлагает 24 варианта стратегии:

oА - обратная интеграция;

o В - развитие бизнеса за рубежом;

Рис. 19.9. Матрица направленной политики ADL

o С - развитие производственных мощностей за рубежом;

o D - рационализация системы сбыта;

o Е - наращивание производственных мощностей;

o F - экспорт той же продукции;

o G - прямая интеграция;

o Н - неуверенность;

o I - начальная стадия развития рынка;

oJ- лицензирование за рубежом;

o К - полная рационализация;

o L - проникновение на рынок;

o М - национализация рынка;

o N - методы и функции эффективности;

o О - новые продукты/новые рынки;

o Р - новые продукты/те же рынки;

o Q - рационализация продукции;

o R - рационализация ассортимента продукции;

o S - чистое выживание;

o Г - те же продукты/новые рынки;

o U - те же продукты/те же рынки;

o V - эффективная технология;

o W - традиционная эффективность снижения стоимости;

o X - отказ от производства.

Все ячейки матрицы, через которые по диагонали проходит граница направленной политики предприятия, будут иметь два "естественных выбора" или более. Таким образом, после детального анализа можно выбрать любой вариант, который больше подходит к конкретному виду бизнеса.

Примеры возможных вариантов корректировки программ стратегического инновационного развития предприятия приведены в табл. 19.5.

Таблица 19.5. Варианты корректировки программ стратегического инновационного развития промышленных предприятий

Модель Хофера-Шенделя

Модель Хофера-Шенделя основное внимание сосредотачивает на позиционировании существующих видов бизнеса на матрице развития рынка товаров, определении идеаль-

Рис. 19.10. Стадии развития рынка товаров, анализируемые в модели Хофера-Шенделя

ного набора из этих видов бизнеса и разработке путей формирования такого идеального набора. Положение каждого вида бизнеса определяется соответственно степенью развития его рынка и его эффективностью относительно конкурентов. В зависимости от стадии развития рынка товаров (рис. 19.10) могут быть выбраны различные стратегии:

o стратегия увеличения доли на рынке;

o стратегия роста;

o стратегия прибыли;

o стратегия сокращения активов;

o стратегия раскрутки или сдвига;

o стратегия ликвидации и отделения.