Модель молчаливого корпоративизма

Такой моделью является лобби. Эта модель обозначает требования со стороны тех или иных организаций, оказывающих молчаливое (и нередко эффективное) воздействие на компетентные инстанции государства. Структуры лоббизма могут иметь своих представителей в различных институтах власти. Правда, как указывает П. Гарро, молчаливый корпоративизм может возникать и как следствие самой политики. Так, к примеру, политика национальной обороны сама по себе во многом предопределяет ОГЛАВЛЕНИЕ стратегического выбора в вопросах промышленного и финансового развития страны. А потому вовсе не обязательно иметь в структурах власти специальные группы людей для решения такого рода вопросов.

Подготовка и осуществление решений

После характеристики тех разделений, которые применительно к публичной политике предложил Ч. Джонс, попытаемся их объединить.

• Уже на первом этапе исследования публичной политики, когда она подвергается изучению и когда начинается выработка возможного решения, можно столкнуться с моделями как мобилизации, так и предвидения.

В самом деле. Те, кто принимает решения, опираются на свою компетентность в данной проблеме публичной политики, а также и на иные свои знания и умения. На основе таким образом понимаемой компетентности определенный круг людей (их иногда называют "техниками"), осуществляет экспертизу проблемы, вырабатывает вероятный сценарий политических действий и оценивает их последствия, определяет "цену вопроса" и меры принуждения, которые необходимо будет принимать, а также определяет те преобразования, которые необходимо будет провести.

В указанный круг "техников" входят юристы, призванные оценить легальность, а иногда и конституционность намечаемых мер; а также и те из политиков, которые относятся к категориям личных друзей, близких советников, лидеров, пользующихся влиянием в среде сторонников правителей и парламентариев.

Этот достаточно широкий круг людей оценивает социальную приемлемость проекта. Обязательным условием приемлемости проекта является оценка возможности протестов со стороны населения.

Почему для аналитиков важен этот этап публичной политики? На этом этапе выявляется достаточно очевидно то, что рациональность носит ограниченный характер: выбор далеко не всегда ясен и очевиден, решения, которые принимаются, не всегда являются наилучшими и желаемыми.

• Второй этап – осуществление принятых решений. Этот этап предполагает осуществление публичной политики и использование возможностей финансовых и административных инстанций, а также технических возможностей.

Казалось бы, указанные вопросы уже были рассмотрены на первом этапе. Однако практическое осуществление публичной политики неизбежно поднимает и вопросы, которые на первом этапе не рассматривались. Почему? Весьма редко публичная политика приводит к определенным заранее на основе предвидения результатам. И далеко не всегда политика в ходе ее реализации приводит к положительным последствиям.

Публичная политика, как мы уже отмечали, почти всегда связана с выбором, который осуществляется в условиях значительной неопределенности, что приводит (может приводить) к нежелательным последствиям. Если правительство не сумело получить необходимую поддержку своей политике, оно может столкнуться с появлением "группы вето" как внутри правительственных структур, так и вне их. Эти группы могут потребовать отмены политики. Нередко возникают ситуации, в которых правительство сталкивается с молчаливым и достаточно эффективным противодействием со стороны собственной администрации.