Модель идеального учителя

В столкновении традиционных и новых веяний неоднозначно трактуется место наставника как одной из центральных фигур педагогического процесса. По-прежнему сильна традиция, согласно которой педагог обладает неким правом "вето", а его суждения должны быть для воспитанника непререкаемыми. Играет также заметную роль традиция разделения функций воспитания и обучения. В США и России, например, в учебных заведениях есть особые лица, которые специально занимаются вопросами воспитания. Такой подход выглядит все более несостоятельным и не дает желаемого результата. Даже в Японии, например, где учащиеся, особенно в начальной школе, всегда подчинялись учителю беспрекословно, его культ не столь безоговорочен, как прежде. Послушанию, основанному на безусловном авторитете педагога, противопоставляются иные характеристики педагогического труда: любовь к детям, инициативность, открытость, умение сотрудничать с коллегами, учениками и их родителями.

Переход педагогического образования с экстенсивного на интенсивный путь развития потребовал учителя иного типа, способного обеспечить высокое качество обучения и воспитания в условиях массовой не только начальной, но и средней школы. Эффективность подготовки учителя связывается с уровнями освоения учебных дисциплин, оперативного овладения соответствующими знаниями и навыками, профессиональной компетентности, коммуникативной культуры, способностями к творческому критическому мышлению, нестандартным решениям и действиям в профессиональной сфере, степенью рефлексивного мышления, стремлений к профессиональному росту. Качество подготовки выпускника педвуза целесообразно рассматривать через понятие конкурентоспособности. Преподаватель для успешной работы должен располагать необходимой профессиональной культурой, в которой выделяются три основных компонента: педагогическая культура, компетентность в педагогической деятельности, умение представлять себя на рынке труда.

Предлагается формировать учителя как учащего и воспитателя, воспитывать высокую культуру и осознание ценностей свободы и ответственности, понимание причастности к интеллектуальной элите. Выпускник педвуза должен уметь определить, что знает ученик, разработать для него эффективную методику усвоения и проверки знания, научить учиться в любых ситуациях, наладить дисциплину. Учитель должен быть профессионально компетентным, граждански активным, высоконравственным человеком.

В России, США, Франции предусматривается, чтобы учитель не имел в прошлом судимостей, не был замешан в аморальных проступках. На первый план выдвинута задача формирования высоко морального, гуманистического учителя (Я. И. Кузьминов, В. А. Сластенин (Россия), А. Маслоу, К. Роджерс, А. Комбс (США), Р. Бернс (Англия), О. Вольнов (Германия), О. Фабр (Франция), Томомучи Киучи (Япония) и др.). Так, Я. И. Кузьминов говорит о необходимости восстановления профессиональной морали – кодекса учителя. По его словам, это "длинная" программа педагогической подготовки, которая должна заканчиваться принятием своеобразной "педагогической клятвы", аналога клятвы Гиппократа выпускников медицинских учебных заведений.

Такие взгляды разделяют многие школьные практики. Идеальный учитель, считает М. Бивукарис – победительница конкурса "Учитель года" (США, 1991), непременно должен любить своих питомцев и быть любимым ими, уважать их право на собственное мнение, доверять своим подопечным. "Хороший учитель сеет добрые семена", – заключала Бивукарис.

По суждениям А. Комбса, наставнику следует изначально стремиться понять проблемы учащегося, проявлять в отношениях с ним искренние теплоту и участие. Учитель должен в первую очередь замечать достижения, а не промахи ученика. Формулируя модель хорошего учителя, Комбс пишет о том, что наставнику следует стараться понять своих учеников, доверять им, видеть в них достойных личностей. Подобное позитивное отношение педагога – важнейшее условие эффективности учебно-воспитательной работы. П. Торенс (США), П. Дебраи-Ритзен (Франция) предложили модель наставника талантливых школьников. Ведущими качествами такого учителя названы энтузиазм, уверенность в себе, умение оказать помощь ученику и прогнозировать его успех, увлеченность, гибкое профессиональное мышление, открытость в общении, способность пробудить интерес к учебному предмету, умение защитить своих питомцев.

В Великобритании отказываются от модели подготовки учителя как всего лишь ретранслятора знаний, умений и навыков. Ценностные ориентиры высшего педагогического образования предусматривают профессионализм, компетентность, открытость будущих учителей педагогическим инновациям. В предлагаемой английской педагогикой модели личности учителя в числе ведущих характеристик выделены духовность, профессионализм и компетентность. Предусматривается подготовка педагога как "рефлексирующего практика". При исполнении роли специалиста-предметника и воспитателя согласно концепции "нового профессионализма" такой педагог должен выполнять разнообразные функции: преподавателя, менеджера, наблюдателя, диагноста, организатора, консультанта. Предполагается овладение будущим учителем разнообразными педагогическими стилями: контролера, персонального и группового наставника. Происходит смена ценностных приоритетов в педагогическом образовании Англии, состоящая прежде всего в усилении ориентации на воспитание учителя- исследователя и творца.