Модель этики в типологии личности Майерс — Бриггс

Американские психологи О. Крегер и Дж. М. Тьюсон, опираясь в своих исследованиях на типологию личностей К. Г. Юнга и работы И. Майерс и К. Бриггс, опубликовали книгу "Типы людей и бизнес", в которой связали 16 типов людей и факторы и условия, которые благоприятствуют достижению ими успеха в работе. Сама типология личностей довольно широко распространена на Западе, этот подход известен и у нас как "соционика". Петербургские психологи под руководством профессора Б. В. Овчинникова адаптировали этот метод в интерпретации Д. Кейрси и проверили его работоспособность для определения типов личности и прогнозирования поведения детей (результаты своей работы они изложили в книге "Ваш психологический тип"). Ключевые слова в описании особенностей поведения личностей разных типов из книги "Типы людей и бизнес" приведены в табл. 3.1.

Таблица 3.1. Ключевые слова в описаниях поведения типов личностей (по Крегеру и Тьюсон)

На основании такого описания можно определить свой тип четырьмя буквами, по одной из каждой пары. Внимательно рассмотрев каждую пару, вы определяете, какое описание из двух отражает ваше поведение в большей степени, и составляете свой тип личности из четырех букв, например: /57/, Е№Р и т.п. Эту работу (бестестовый метод) могут проделать эксперты, достаточно хороню знающие тестируемого. Поскольку выводы, характеристики, модели сложных систем имеют вероятностный характер, определенные вами параметры, скорее всего, говорят о том, что вы в несколько большей степени являетесь представителем одного типа и в несколько меньшей степени — представителем другого. Например, вы считаете себя скорее интровертом, чем экстравертом, но это превышение может быть незначительным и даже противоположным тому, что вы думаете о себе.

Кроме того, эти параметры находятся в сложном взаимодействии друг с другом, и их совместное влияние может исказить модель и сделать прогноз поведения ненадежным. Вероятностный характер типологической модели личности — это плохо для прогнозирования поведения, но это же и доказательство сложности, неповторимости каждого и неполной познаваемости. Авторы книги тем не менее рекомендуют членам любой группы ознакомиться с типологией личностей, провести тестирование и его результаты сделать достоянием всех, чтобы в процессе коммуникации каждый мог учесть особенности восприятия и поведения другого.

В работе "Ваш психологический тип" есть и соответствующий тест, хотя степень его надежности и валидность еще требует подтверждения. Если бестестовый метод и тест дали разные результаты, полезно сделать вывод о надежности тестовых исследований и степени доверия к ним, об их месте в решении проблем типологизации личности и прогнозирования ее поведения. Полезно также обратиться к мнению экспертов, и возможно, вы узнаете о существовании еще не одной точки зрения на себя или своего сотрудника.

Предположим, пользуясь этой книгой либо книгой О. Крегер и Дж. М. Тьюсон "Типы людей и бизнес", вы установили свой психологический тип и типы людей, с которыми бы вы хотели сотрудничать. Тогда вам полезно знакомство с рекомендациями по этике взаимодействия, которые дают Крегер и Тьюсон.

Под этикой они понимают сложную систему идей, включающих общую мораль, систему ценностей и их совокупность. Этика относится к моральным оценкам, которые вы используете в повседневной жизни, мораль же отражает обычаи, преподнесенные нам обществом. Ценности являются наиболее полной личной версией общественных установлений. Совокупность всех этих составляющих представляет собой взаимодействие ваших ценностей, этики и ответственности.

Каждый тип личности интерпретирует этику, мораль, ценность и их совокупность по-своему. В современном обществе любое техническое новшество предоставляет возможность для нарушения этики (подделки, нарушение правил охраны труда, мошенничество и т.п.), поэтому успех фирмы и ее работников зависит от субъективных личностных качеств, склонностей и ожиданий работников, их личной этики, степени благоприятствования условий труда и общения.

Таким образом:

— люди типа Е испытывают огромную потребность контролировать этику всех окружающих;

— тип / непрестанно контролирует себя и ближайших родственников. Для них этическая ответственность — внутренний процесс, а девиз — "Будь верен себе";

— для типа 5 этика — явление конкретное, сиюминутное, имеющее отношение к конкретному событию и требующее решения сейчас;

- тип N видит в этике часть большой системы, связанной с представлениями об истине и принципах. Этика относительна, любую ситуацию нужно рассматривать в контексте;

— тип Г видит в этике объективные принципы, за нарушение которых полагается наказание, а если кто-то не может жить по правилам, с ним нужно разобраться;

— тип Р видит в этике результат отношений между людьми, правильное или неправильное поведение должно быть измерено с помощью личной системы ценностей (субъективно);

- тип у воспринимает этику в черно-белом варианте: если она есть, то уже нечего больше обсуждать;

- тип Р всегда сомневается даже в тех этических вопросах, в которых раньше был уверен: новые данные могут привести к пересмотру даже его фундаментальных этических норм.

Но психологический тип — не одномерен, он сочетает в себе варианты этических установок и предпочтений каждого типа.

Каждый из нас ведет себя по-разному в зависимости от свойств своей личности, а в оценке поступков других людей мы оказываемся под влиянием каких-либо стереотипов в нашем сознании, которые связаны с восприятием тех или иных свойств, качеств, черт другой личности, принимаемых нами за наиболее существенные в данной ситуации:

- ЫГ может лгать вам в глаза, если сочтет, что вы не в состоянии принять голую правду;

- N1 никогда не лгут, но говорят так по-иезуитски, что слушатель слышит то, что сам хочет услышать;

- 5/ выводят свою этику из политики и интересов компании;

- 5Р чаще всего руководствуются сиюминутными событиями, поэтому их действия непредсказуемы.