Модельные законы УНИДРУА (общие сведения)

В завершение настоящей Лекции выполню данное прежде обещание – скажу два слова о двух, интересных для коммерческого (торгового) права, Модельных законах УНИДРУА.

a) Model Franchise Disclosure Law, т.е. Модельный закон о раскрытии информации для целей франчайзинга, принятый в сентябре 2002 г., устанавливает обязанность одного из потенциальных или действительных контрагентов по договору коммерческой концессии или иной исключительной продажи товаров (договору франчайзинга или франшизы (franchise)) – правообладателя (the franchisor – франчайзера) – перед другим потенциальным контрагентом такого договора – пользователем (the franchisee – франчайзи)по письменному раскрытию информации о собственном бизнесе (торговом промысле) и определяет пределы ее исполнения.

Сама обязанность раскрытия информации и сроки ее исполнения (не позднее, чем за 14 дней до заключения договора франшизы или внесения по нему любых платежей + не позднее, чем за известное число дней до окончания каждого финансового года), устанавливается ст. 3 Модельного закона; содержательные пределы исполнения этой обязанности, т.е. перечень видов информации, подлежащей раскрытию, – ст. 6 – самой внушительной статьей, превышающей по объему все другие нормы Закона, вместе взятые, а потому здесь не пересказываемой и оставляемой на самостоятельное изучение учащихся; исключения из общего правила – ст. 5.

Правообладатель, который выполнил обязанность по раскрытию информации в целях франчайзинга, вправе потребовать от того, перед кем он ее выполнил, письменного подтверждения этого обстоятельства (ст. 7). Правообладатель, который не выполнил эту обязанность или выполнил ее ненадлежащим образом (например, сообщил информацию, не соответствующую действительности), подвергается риску одностороннего отказа пользователя от договора и риску предъявления им иска о взыскании убытков, возникших у пользователя вследствие участия в договоре франшизы, заключенном или сохраненном без надлежащего информационного обеспечения (ст. 8). Небольшими гарантиями интересов правообладателя являются срочные стеснения пользователя в деле осуществления этих своих нрав – так, односторонний отказ пользователя от договора вступает в силу не ранее, чем через 30 дней после сообщения о нем правообладателю, а само существование этого права ограничено, по общему правилу, одним годом с момента нарушения правообладателем своей "информационной" обязанности (там же, ст. 8). Несколько дольше – в течение 3 лет – сохраняется право возмещения убытков.

Рассматриваемый Модельный закон направлен его разработчиками на то, чтобы по возможности минимизировать риски пользователей по договорам франчайзинга. Решения о заключении таких договоров или об их дальнейшем сохранении (продолжении) – это решения о вложении собственных средств в "раскрутку" чужого промысла, т.е. инвестиционные решения. Как и всякие вообще инвестиционные решения (бизнес-планы), они должны быть экономически обоснованными; так, например, пользователи должны понимать, по крайней мере, сроки окупаемости средств, вложенных ими в бизнес правообладателя. Для этого пользователи должны иметь возможность принимать инвестиционные решения на основе полной и всесторонней информации о торговом промысле правообладателя – лица, под чьим брендом (от чьего имени) им предстоит торговать, чьи товары на рынке им предстоит продвигать. В ином случае инвестиции пользователей в бизнес правообладателей рискуют оказаться неэффективными и в конечном счете утраченными.

Средством предупреждения и предотвращения всех подобных ситуаций и назначен служить рассматриваемый Модельный закон. Государства, которые унифицируют свое законодательство в соответствии с ним, обеспечат возможность прихода на свой внутренний рынок производителей наиболее конкурентоспособной продукции и торговцев-обладателей "мировых" брендов. То и другое будет способствовать наполнению национальной экономики качественными товарами и услугами местного производства, реализуемыми под общеизвестными именами и марками, т.е. обострять конкуренцию и улучшать меру охраны интересов потребителей.

b) Model Law on Leasing, т.е. Модельный закон о лизинге от 13 ноября 2008 г. – акт, представляющий собой дальнейшее развитие Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге от 28 мая 1988 г. (см. о ней§ 4 Лекции 7) и преследующий целью помочь "развивающимся странам и государствам с переходной экономикой" оперативно, профессионально и максимально единообразно с развитыми странами "закрыть" пробел в нормативном регулировании лизинговых отношений. Единообразие в этом вопросе позволит инвесторам из наиболее развитых стран осуществлять финансовые вливания в экономики стран развивающихся на знакомых (известных) и привычных для себя условиях, т.е. будет стимулировать финансирование международного лизингового бизнеса в самых различных сферах.

Модельный закон о лизинге состоит из 24 статей, посвященных важнейшим вопросам лизингового права. Центральным среди них является, конечно, вопрос о существе понятия финансового лизинга. В Модельном законе он решается с помощью двух критериев – (а) предмета лизинга, которым (кстати, в отличии от Конвенции) может быть почти любое имущество, используемое в предпринимательской деятельности арендатора, кроме крупного авиационного оборудования (см. ч. 1 и 3 ст. 2, п. 2 ст. 3), и (b) содержания операции, предполагающего (согласно ст. 7) соединение в одном лице качеств арендатора и бенефициара по договору купли-продажи предмета лизинга. Именно такое соединение делает аренду лизингом, а арендатора превращает в лизингополучателя.

Насколько хорошо Вы усвоили материал? (вопросы для самопроверки) В результате изучения Лекции 14 Вы должны уметь ответить на следующие вопросы: (1) как расшифровывается и что означает слово "УНИДРУА"? как оно правильно пишется? не встречалось ли нам упоминание об УНИДРУА ранее? если да – то в каком контексте? (2) каковы основные вехи внешней истории и наиболее заметные достижения (результаты) деятельности Международного института унификации частного права? (3) какие положения Принципов УНИДРУА относительно заключения, изменения и расторжения договора, преддоговорной ответственности, недействительности и толкования договора сходны с соответствующими им нормами российского права, а какие отличаются от них? (4) тот же вопрос – относительно регулирования процесса заключения договоров через представителя; что такое прямые и подразумеваемые полномочия? какое представительство называется открытым, а какое скрытым? какое – прямым, а какое – косвенным? (5) какие договорные обязательства (договорные условия) называются прямыми и подразумеваемыми? (6) какова диспозитивная норма Принципов УНИДРУА о договорной цене? чем она похожа на норму п. 3 ст. 424 ГК РФ и чем от нее отличается? (7) каковы последствия нарушения договорных обязательств по Принципам УНИДРУА (опять-таки – в сравнении с российским правом)? что такое абстрактные убытки? (8) какие существуют сходства и различия Принципов УНИДРУА с положениями ГК РФ в вопросах условных сделок? договоров с множественностью лиц и в пользу третьих лиц? сингулярного правопреемства? зачета? давности? (9) в чем смысл и основное ОГЛАВЛЕНИЕ Модельного закона УНИДРУА о раскрытии информации для целей франчайзинга 2002 г.? (10) тот же вопрос – относительно Модельного закона УНИДРУА о лизинге 2008 г.

Задания на дальнейшее углубление приобретенных знаний. По изучении Лекции 14 представлялось бы полезным, чтобы Вы выполнили следующее: (1) при проработке материала настоящей Лекции – попробовали получить какую-нибудь специальную (отсутствующую в общем доступе) информацию или справку, созвонившись или списавшись с Международным институтом унификации частного права; (2) будучи в Риме – нашли несколько часов для посещения не только развалин римского форума, Колизея и прочих памятников античности, но еще и Международного института унификации частного права (Via Panisperna, 28; ярко-зеленая деревянная дверь в двухэтажном особняке), где записались в его библиотеку с правом получения on-line доступа к ее ресурсам (предварительно – ознакомившись с условиями такой записи на официальном сайте УНИДРУА); (3) написали эссе на 1000 слов на тему "Нужен ли российскому праву институт преддоговорной ответственности?"; (4) выполнили письменное сравнение положений Принципов УНИДРУА о представительстве с положениями изученной ранее (в Лекции 11) Конвенции УНИДРУА о представительстве при международной купле-продаже товаров 1983 г.; (5) составили три пять перечней типичных подразумеваемых обязательств по, соответственно, трем – пяти различным типам международных торговых договоров; (6) выполнили письменное сравнение Модельного закона УНИДРУА о лизинге с положениями изученной ранее (в Лекции 6) Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г.