Запасы и их специфические свойства

К категории материальных запасов тесно примыкает такая экономическая категория, как материальные потоки. Важнейшей количественной характеристикой потока является его интенсивность, определяемая как количество (объем) материального ресурса (продукта), проходящее через логистическую систему (узел, цепь, звено) за определенный период времени. Если материальный поток рассматривать по состоянию па конкретный момент времени, то он будет выступать уже в форме транспортного запаса - одного из видов материального запаса.

В теории запасов выделяют следующие их виды: производственные, запасы незавершенного производства, товарные и транспортные. Последний из указанных видов запасов как раз и является материальным потоком в классической трактовке этого понятия. Материальный запас можно рассматривать как частный случай материального потока, при котором скорость его перемещения равна нулю.

С другой стороны, объекты материального потока, как правило, проходят и через стадию запаса - производственного, незавершенного производства и товарного. Такое положение характерно для всех форм организации движения материального потока и любых систем управления им. Любой материальный поток в современной экономике возникает из запаса (на начальной стадии - это запасы природных ресурсов) и заканчивает свое движение также в форме запаса (для конечных продуктов: потребительских товаров - это запасы домашних хозяйств; инвестиционных товаров - это могут быть, например, запасы неустановленного оборудования или резервы производственных мощностей).

Таким образом, запас можно рассматривать как материальный поток с нулевой скоростью перемещения, а материальный поток - как транспортный запас. В этом противоречии и заключается единство двух важнейших категорий логистики.

Определим категорию "материального запаса" с позиций логистики.

Материальные запасы - это одна из форм движения материального потока при скорости его перемещения в пространстве, равной нулю, образующаяся в логистических системах (узлах, цепях, звеньях) вследствие несинхронности входного (входящего) и выходного (выходящего) потоков или неравенства их интенсивностей, находящегося в процессе приложения к нему ограниченного состава логистических операций.

Основным видом логистических операций, совершаемых с материальными запасами, будут: хранение, складирование, грузопереработка и др. Поэтому, строго говоря, материальный запас может оставаться запасом и при условии его перемещения внутри логистической системы при выполнении отдельных логистических или производственных операций.

Противоречие, порождаемое единством и противоположностью материального потока и запаса, разрешается путем соблюдения формальных условий построения логистических цепей (систем, узлов, звеньев), которые можно сформулировать так:

- величина запаса не может измениться без наличия входного или выходного материального потока;

- для взаимодействия двух запасов необходимо существование хотя бы одного материального потока между ними;

- для существования материального потока необходимо наличие хотя бы двух запасов;

- изменение всех параметров потока невозможно без взаимодействия его на своем пути хотя бы с одним запасом;

- изменение отдельных параметров материального потока (например, направления, скорости движения и др.) может быть объяснено как пересечение им запаса, величина которого равна нулю.

Представленные условия в практической деятельности могут быть описаны уравнением балансового типа

или более точно:

где: 5Н - размер запаса на начало периода или начальный переходящий запас; 5К - размер запаса на конец периода или выходной переходящий запас; Рнх - интенсивность входного материального потока или количество продукта, поступившего в запас за период; Рвых - интенсивность выходного материального потока или количество продукта, израсходованного (потребленного, выданного, отгруженного, проданного и пр.) из запаса за период; 5|ЮТ - величина потерь запаса от хранения за период.

Переходящие запасы (residual inventory; final stock) -это остатки продукта в запасе на конец планово-отчетного периода (и, соответственно, на начало следующего периода), которые служат для обеспечения непрерывности процесса потребления в следующем за отчетном периоде до очередного пополнения запаса.

Потери от хранения (damage and shrinkage while in storage; storage loss) - это утрата, недостача или повреждение продуктов на складе в период храпения. Потери от хранения запаса могут возникать в силу физико-химических свойств продуктов (естественная убыль в пределах установленных норм), обстоятельств непреодолимой силы (стихийные бедствия, пожары и пр.), умышленных (хищения) или неумышленных действий персонала (ошибки, небрежность, халатность, кражи) и других причин.

Уравнение (3.2) можно представить в виде

где AS - изменение уровня материального запаса за период или AS = SK - 5н; АР - изменение за период интенсивности сквозного материального потока, интегрированного с данным запасом или АР = Р - Р.

Таким образом, уравнения (3.3) и (3.4) подтверждают приведенные выше условия построения логистических цепей (систем, узлов, звеньев) и характеризуют взаимосвязь п взаимообусловленность материальных потоков и запасов, по крайней мере, в части их количественно-временных параметров. Однако эти уравнения справедливы лишь для товаропроводящих систем или отдельных элементов логистической системы. В производственных структурах эти взаимосвязи и соотношения значительно сложнее, и на них следует остановиться отдельно.

Логистическая система любой производственной фирмы состоит из трех основных функциональных подсистем: закупочной (заготовительной, снабженческой), внутрипроизводственной и сбытовой (распределительной). При этом внутрипроизводственная логистическая подсистема не имеет прямых внешних связей, ее входящий материальный поток является выходящим для подсистемы заготовительной логистики. Выходящий из этой подсистемы материальный поток (готовая продукция) выступает в качестве входящего для сбытовой подсистемы. На этой основе может быть выполнено математическое описание потоковых процессов в производственных логистических системах.

Как известно, объектом управления в логистической системе помимо материальных потоков являются также финансовые и информационные потоки, которые и обслуживают движение материального потока. Взаимосвязи и взаимозависимости этих потоков в логистике запасов не рассматриваются. Следует только отметить, что стоимостная оценка интенсивности тех или иных материальных потоков далеко не всегда совпадает с интенсивностью адекватных им финансовых потоков.

В целом же количественные параметры каждого из материальных потоков находятся в зависимости от параметров ряда сопряженных с ним потоков. Эти параметрические зависимости можно представить в виде следующей системы балансовых уравнений:

где Рпр - объем производственного потребления материальных ресурсов за период; Р - интенсивность входного материального потока или объем поставок материальных ресурсов за период; О - объем производства товарной продукции за период; Рвых - интенсивность выходного материального или объем отгрузки готовой продукции за период; С7ДС - размер добавленной стоимости за период; А5пр и Д5|(Ш - изменение величины производственного и товарного запаса за период; А5||М - изменение остатков (запасов) незавершенного производства за период.

Изменение величин запасов Д5ир, Д5|Ш, Д£|(Ж определяется традиционным способом как разность размера соответствующих видов запасов на конец и па начало периода.

Балансовые уравнения (3.5) для многономенклатурных систем справедливы только при использовании стоимостных измерителей интенсивности материальных потоков и запасов. В то же время первое и третье уравнения этой системы справедливы для каждой отдельной номенклатурной (ассортиментной) позиции и при использовании физических измерителей.

Управление материальными потоками в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться различными способами, из которых выделяют два основных, принципиально отличающихся друг от друга.

Материальные запасы, как уже было сказано, образуются в логистических системах в основном из-за несовпадения интенсивностей входного и выходного потоков или их асинхронности. Поскольку выходной поток является, как правило, заданным для логистической системы (производственный спрос или сформированный "портфель" заказов производственных предприятий и оптовых посредников) или его интенсивность определяется внешними факторами (спрос в розничной торговле), уровень запаса регулируется путем изменения параметров входного материального потока. Поэтому, строго говоря, объектом управления в теории запасов являются не сами запасы, а параметры входного потока (главным образом его интенсивность - размер заказа и интервал между поставками), а уровень запаса служит лишь в качестве контролируемого параметра (своего рода измерителя). В этом и заключается основная суть логистики запасов в системах логистического менеджмента, научной основой которой является теория запасов - один из важнейших прикладных разделов математической теории исследования операций.

Запасы, так же как и взаимодействующие с ними потоки, в логистических системах подразделяются на материальные, информационные, финансовые, трудовые и др. Все виды запасов, кроме материальных, принято называть резервами. Однако в бизнес-практике наиболее часто встречается понятие управления именно товарно-материальными запасами.

Материальные запасы являются экономической категорией и представляют собой находящиеся на различных стадиях производства и обращения продукцию производственно-технического назначения, предметы потребления и др. товарно-материальные ценности, ожидающие вступления в процесс производственного потребления, транспортировки (отгрузки) или продажи.

Так же как и в случае с материальными потоками, разнообразие и различие функций запасов требует их классификации. Система классификации материальных запасов по основным признакам с позиций теории запасов приведена в табл. 3.2.

Таблица 3.2 Классификация материальных запасов

Классификационный признак

Наименование классификационной группировки

Выделяемые группы запасов

По предназначению в производственной или коммерческой деятельности

Формы запаса

1) сырье и материалы;

2) промежуточный продукт;

3) готовая продукция;

4) изделия для ремонта и содержания;

5) товары для перепродажи;

6) отходы производства

и вторичные материальные ресурсы;

7) сельскохозяйственные материалы

По экономическим функциям в воспроизводственном процессе

Виды запасов

1) производственные;

2) запасы незавершенного производства;

3) товарные запасы;

4) транспортные запасы;

5) государственные материальные резервы;

6) запасы домашних хозяйств

По причинам образования и функциям в логистическом процессе

Части запаса

1) текущие;

2) страховые;

3) подготовительные;

4) сезонные

Рассмотрим подробнее приведенную в табл. 3.2 классификацию по предназначению в производственной или коммерческой деятельности, где материальные запасы классифицируют по их формам. Общепризнанными формами материального запаса являются:

1) сырье и материалы - собственно сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, горюче-смазочные материалы, тара и упаковка;

2) промежуточный продукт - полуфабрикаты собственного изготовления. Эта форма запаса полностью эквивалентна такому его виду, как запасы незавершенного производства;

3) готовая продукция конечная продукция для данного предприятия и предназначенная для реализации (продажи) на сторону;

4) изделия для ремонта и содержания оборудования, зданий, сооружений и т.д. Сюда также относят хозяйственный инвентарь, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы (МБП);

5) товары для перепродажи - промежуточные и конечные продукты в сферах распределения и обращения;

6) отходы производства, подразделяемые на возвратные и безвозвратные (чистые потери). Сюда же относят и вторичные материальные ресурсы (металлолом, макулатура и пр.);

7) сельскохозяйственные материалы, в составе которых выделяют: семена и посадочные материалы; корма и фураж; животные на откорме и молодняк животных.

Выделение первых пяти форм запаса является общепринятым в зарубежной литературе. Эти формы иногда называют еще типами запаса, ограничиваясь лишь тремя основными: сырье и материалы (raw materials), промежуточные продукты (work-in-process) и готовая продукция (finished goods). В отечественной экономической науке и хозяйственной практике при предметном рассмотрении материальных запасов в составе их форм сельскохозяйственные материалы выделяли отдельно. Такой подход к выделению форм запасов вполне обоснован, так как сельскохозяйственному производству присуща существенная специфика, что отражается на закономерностях формирования, хранения и потребления запасов. Значительная специфика наблюдается при образовании и утилизации запасов отходов производства и вторичных ресурсов, которую также надо учитывать.

Сырье, материалы, комплектующие, топливо и т.д. - для производственных фирм это материальный запас, необходимый для организации производственного процесса. По мере вложения в этот процесс других материалов и труда они превращаются в запасы незавершенного производства или запасы в форме промежуточного продукта. Когда производство завершено, то запас приобретает форму готовой продукции для данного производителя. В целом формы запаса классифицируются в зависимости от объема вложенного в них труда, сырья и материалов. Такая классификация является относительной в том смысле, что конечная продукция одного производителя (поставщика) может являться лишь исходным материалом или полуфабрикатом для другого, т.е. быть готовой только к дальнейшему производственному потреблению.

Структура материального запаса фирмы по формам во многом определяется ее отраслевой принадлежностью, типом производства, уровнем ее специализации и кооперирования. В промышленности, как правило, наибольший удельный вес в структуре запаса составляют материалы и готовая продукция. В отдельных отраслях обрабатывающей промышленности с длительным производственным циклом преобладают запасы незавершенного производства (судостроение, авиастроение и т.п.). Для ряда отраслей сферы материального производства, в частности производителей потребительских товаров (например, предприятий пищевой промышленности) - упаковка может представлять существенную составляющую материального запаса. Для отдельных отраслей экономики, например сферы услуг и добывающих отраслей промышленности, значительная часть материального запаса может приходиться на изделия для ремонта и содержания помещений, зданий, оборудования и других основных средств.

В дистрибьюторских фирмах и торговых компаниях основная форма запаса - это товары для перепродажи и в незначительной степени инвентарь, изделия для поддержания в исправном состоянии оборудования и помещений.

Сочетание форм запаса, выполняемых ими функций в процессе общественного воспроизводства, а также их местонахождения позволяет разделить совокупные материальные запасы на шесть видов, из которых только первые четыре вида рассматриваются в теории запасов.

Производственные запасы (manufacturing inventory) формируются в производственных и сервисных системах и предназначены для производственного потребления. Их основная функция - бесперебойное и надежное материально-техническое обеспечение производственного процесса, т.е. удовлетворение производственного спроса, который, как правило, является заданным. К производственным запасам относят предметы труда, поступившие к предприятию-потребителю, но еще не использованные и не подвергнутые переработке.

Запасы или заделы незавершенного производства (work-in-process inventory) - это промежуточные продукты, находящиеся на различных стадиях производственного процесса. Их основная задача - обеспечение непрерывности, равномерности и ритмичности производственных процессов. Среди них различают технологические, оборотные, транспортные и страховые. При управлении запасами незавершенного производства, определяющими факторами являются особенности технологических процессов. Поэтому они являются одним из объектов управления в производственном менеджменте, хотя в нем и используются отдельные элементы теории запасов.

Товарные запасы включают в себя запасы готовой продукции на складах фирм-производителей, т.е. сбытовые запасы (merchandise inventory), и часть запасов, находящихся в каналах сферы обращения. Последние в свою очередь подразделяются на запасы предприятий оптовой торговли (distribution inventory) и запасы организаций розничной торговли (trade inventory). Основная экономическая функция товарных запасов - обеспечение нормального хода процесса продаж путем компенсации колебаний в уровне спроса, который в данном случае является, как правило, стохастической величиной.

Транспортные запасы (in-transit inventory; transportation stock; pipeline stock) или товары в пути - это часть товарных запасов, находящихся в процессе доставки от поставщика к грузополучателю. С логистических позиций транспортные запасы представляют собой материальный поток в классической трактовке этого понятия.

Государственные материальные резервы (strategic reserves of the state) или стратегические запасы (strategic storage; security reserves) - это совокупность запасов средств производства и предметов потребления, создаваемых и поддерживаемых (обновляемых и пополняемых) для использования в непредвиденных и чрезвычайных обстоятельствах. Федеральный закон от 29.12.1994 № 79-ФЗ "О государственном материальном резерве" определяет госрезерв как особый федеральный запас материальных ценностей. Запасы госрезерва стратегических материалов и товаров предназначены для мобилизационных нужд, первоочередных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, а также могут быть использованы для оказания гуманитарной помощи, оказания регулирующего воздействия на рынок, государственной поддержки отдельных отраслей, предприятий и пр.

Государственные материальные резервы и запасы домашних хозяйств (house-hold stock) не являются объектами исследования в теории запасов и далее рассматриваться не будут.

Основную часть совокупных материальных запасов составляют производственные и товарные запасы. Именно на управление этими видами запасов ориентированы теория запасов и логистика запасов.

По причинам образования и выполняемым функциям производственные и товарные запасы можно условно разделить на четыре части: текущую, подготовительную, страховую и сезонную. Иногда еще выделяют спекулятивную часть, но такой подход не является общепризнанным.

Текущие (циклические или регулярные) запасы (base stock; cycle stock; lot-size stock) обеспечивают непрерывность снабжения производственного процесса между двумя очередными поставками или бесперебойность процесса реализации (продаж). Текущие запасы образуются по двум причинам:

1) из-за несоответствия объемов поставки объемам разового производственного потребления или объемов закупки - объемам продаж;

2) из-за разрыва во времени между моментом поступления материального ресурса и началом его производственного потребления или реализации.

Текущие запасы составляют основную часть производственных и товарных запасов. Они находятся, как правило, в динамике, т.е. их уровень является переменной величиной.

Подготовительные запасы (preparatory inventory) выделяются из производственных запасов при необходимости дополнительной их подготовки перед использованием в производстве (например, сушка леса) или из-за проведения дополнительного контроля их качества (например, входной лабораторный контроль в химической, пищевой промышленности и ряде других отраслей). Подготовительная часть может выделяться и в товарных запасах в случае, когда необходимо дополнительно подготовить материальные ресурсы к отпуску потребителям или товары к продаже (например, расфасовка и т.д.).

Страховые (гарантийные или буферные) запасы (stabilisation stock; safety stock; buffer stock; fluctuation stock) необходимы для обеспечения непрерывного хода логистического процесса в случае непредвиденных обстоятельств: отклонений в периодичности и в объеме партии поставки от запланированной, изменения интенсивности потребления материального ресурса или при резких колебаниях величины спроса. Страховые запасы обеспечивают надежность соответствующих логистических процессов. В отличие от текущей части размер страховых запасов - величина постоянная. При нормальных условиях работы эти запасы являются неприкосновенными.

Сезонные запасы (seasonal inventory) образуются при сезонном характере производства продуктов, их потреблении или вызваны действием транспортного фактора. Они призваны обеспечить нормальную работу в период сезонных перерывов в производстве или транспортировке, а также сгладить сезонные колебания величины спроса.

Выделяют еще отдельные разновидности материальных запасов в зависимости от их уровня, возможностей дальнейшего использования и др.

Переходящие запасы (final stock; residual inventory) - под ними понимают остатки материальных ресурсов на конец отчетного периода. Они предназначены для обеспечения непрерывности производства и потребления в следующем за отчетным периодом до момента поступления очередной партии поставки.

Наличные запасы (inventory on hand) - все виды запасов, хранящиеся на момент учета в логистической системе.

Неликвидные запасы (dead stock; unsellable inventory) - товарные запасы, нереализуемые в течение длительного времени.

Излишние (или неиспользуемые) запасы (unneeded stock) - производственные или товарные запасы, потребность в которых отсутствует.

Сверхнормативные запасы (surplus stock; excess inventory) - запасы, уровень которых превышает установленные нормы запасов. В планово-распределительной экономике нормирование запасов носило директивный характер и было одним из инструментов централизованного управления. В рыночной экономике необходимость нормирования запасов определяется конкурентными условиями внешней среды с целью снижения логистических издержек.