Модели и награды премий по качеству, используемые для оценки эффективности систем управления качеством

Признанными критериями эффективности систем управления качеством являются международные и национальные премии и награды в области качества, среди которых выделяют:

– модель премии им. Э. Деминга;

– модель премии им. М. Бэлдриджа;

– модель оценки Европейской премии по качеству;

– модель оценки Российской премии по качеству;

– Барбадосскую национальную награду за качество Великобритании для промышленности;

– Бразильскую национальную награду за качество;

– награду "Знак Q" Гонконга;

– национальную награду за качество Раджива Ганди (Индия).

Наиболее престижными премиями качества в мире являются:

– приз им. Эдварда Деминга (Deming Application PrizeDAP) в Японии;

– национальная награда за качество Мэлкома Бэлдриджа (Malcom Baldrige National Quality Award – MBNQA) в США;

– Европейская награда за качество (European Quality AwardEQA) для компаний Европы.

Модель премии им. Э. Деминга

Премия качества Деминга была учреждена в 1951 г. японским союзом ученых и инженеров (Union of Japanese Scientists and Engineers – JUSE) в честь выдающегося вклада Эдварда Деминга в развитие качества в японской экономике. Благодаря усилиям Деминга после Второй мировой войны контроль качества стал широко применяться в японской промышленности. В некоторых япоских компаниях эти системы контроля трансформировались в систему Всеобщий контроль качества компании (Company Wide Quality ControlCWQC), базирующуюся на статистическом контроле качества (SQC). Компании, которые награждались премией им. Э. Деминга в области качества, достигали наибольших успехов именно за счет эффективного внедрения CWQC и были признанными лидерами не только японской, но и мировой промышленности. Премия Э. Деминга присуждалась также отдельным лицам или группам, внесшим значительный вклад в развитие и популяризацию контроля качества.

Если характеризовать модель премии им. Э. Деминга, то подача заявлений на получение премии схожа с экзаменом. Претендент выдержит экзамен только в том случае, если спроектированное и примененное им управление качеством в наибольшей степени соответствует именно его типу и размеру бизнеса, давая наибольший эффект в конкретном случае. С 1987 г. премия им. Э. Деминга присуждается и зарубежным компаниям – The Denting Application Prize for Oversea CompaniesDAPOC. О высоких требованиях, предъявляемых этим призом, говорит тот факт, что за период с 1987 по 1994 г. только две зарубежные компании были отмечены призом Деминга. Одной из них стала компания Florida Power & Light в США, которая получила DAPOC в 1989 г. за свою программу качества под названием "Процесс улучшения качества" (Quality Improvement Process). Эта программа практически применялась в компании с 1981 г. Как отмечалось японским Комитетом по присуждению приза Деминга, эта программа представляет собой "никогда не заканчивающееся путешествие в качество, базирующееся на принципах удовлетворения потребителя, цикла Деминга PDCA, управления только на основании фактов и уважении людей".

Вторым лауреатом стала компания Philips Taman со штаб-квартирой в г. Тайней (Тайвань), производящая всевозможную электронную продукцию и насчитывающая около 8200 рабочих. Эта компания была удостоена приза Деминга в 1991 г. за наиболее успешное практическое применение Всеобщего контроля качества среди зарубежных компаний. Программа Всеобщего контроля качества, начатая этой компанией в 1985 г., включала: политику; организацию и ее управление; образование и распространение знаний; сбор, распространение и использование информации о качестве; анализ; стандартизацию; контроль; обеспечение качества; результаты; планирование на будущее. Эта программа, по мнению Комитета по присуждению приза Деминга, в наибольшей степени соответствовала на период начала 1990-х гг. японской идеологии CWQC.

Среди компаний Японии, которые получили приз Деминга, такие всемирно известные компании, как Nippon Electric Со., Kawasaki Steel, Hitachi Ltd., Fugi Photo Film Ltd., Nissan Motor Co., Toyota Limited, Kansai Electric Power Company, Fuji Xerox Co.

В настоящее время японский Комитет по присуждению премий Деминга присуждает пять следующих премий:

– премия Деминга для крупных компаний (The Deming Application Prize), которые достигли значительных успехов за счет применения CWQC с использованием статистических методов;

– премия Деминга для малых предприятий (The Deming Application Prize for Small Enterprise), достигших значительных успехов также за счет применения CWQC с использованием статистических методов;

– премия Деминга для подразделений (The Deming Application Prize for Decision), отличившихся в применении статистических методов и CWQC;

– персональная премия Деминга отдельным лицам или группам (The Deming Prize for Individual Person), внесшим выдающийся вклад в изучение и (или) распространение CWQC, используя статистические методы или изучение и (или) распространение статистических методов для CWQC;

– премия Деминга для зарубежных компаний (The Deming Application Prize for Oversea Companies), внесших выдающийся вклад в развитие и применение CWQC.

Критериями оценки претендентов на приз Деминга являются десять ключевых моментов в их деятельности:

1) политика и цели;

2) организация и ее функционирование;

3) образование и его развитие;

4) сбор, распространение и использование информации;

5) анализ;

6) стандартизация;

7) контроль;

8) обеспечение качества;

9) результаты;

10) дальнейшие планы.

Эти ключевые моменты учитываются в модели оценки соответствующих категорий 1-го уровня. Однако для более детального анализа деятельности компании, претендующей на приз Деминга, модель оценки DAP предусматривает развертывание наиболее важной, с ее точки зрения, категории 1-го уровня на 2-м уровне, как это показано в табл. 3.9.

Таблица 3.9

Модель премии им. Э. Деминга

Категории (1-й уровень)

Элементы (2-й уровень)

1. Политика в области качества

1.1. Соотношение управления и политики качества

2. Организация и управление

1.2. Формирование и проявление политики

3. Уровень образования и распространения

1.3. Составляющие политики

4. Сбор и использование информации о качестве

1.4. Использование методов статистики

5. Анализ работы

1.5. Форма передачи (распространения) политики

6. Стандартизация

1.6. Периодичность пересмотра политики

7. Организация контроля

1.7. Отношение между политикой и планированием

8. Обеспечение качества

9. Полученные результаты

10. Планирование