Модели массовых коммуникаций

Любая модель есть некоторое упрощение реальности, помогающее понять ее сущность. Модели массовых коммуникаций разрабатываются для того, чтобы лучше попять происходящие процессы, при этом, несомненно, происходит упрощение описываемой реальности коммуникативного процесса и могут опускаться какие-то существенные его моменты.

Я. Жукова и Ю. Ширков[1] выделили три группы моделей: базовые модели коммуникации, описывающие процесс массовых коммуникаций в целом; модели убеждения, описывающие процесс убеждения с помощью массовых коммуникаций; модели распространения информации и влияния. В данном параграфе мы рассмотрим базовые модели, описывающие процесс массовых коммуникаций, на остальных же остановимся позднее.

Линейные модели массовых коммуникаций

Исторически первой моделью массовых коммуникаций является формула Ласуэлла, которая выглядит следующим образом (рис. 1.5).

Рис. 1.5. Модель Г. Ласуэлла

Данная модель использовалась главным образом для структурирования и обобщения различных исследований массовых коммуникаций:

• кто? – исследования коммуникатора;

• что говорит? – исследования сообщения;

• по какому каналу? – исследования каналов, или средств, массовых коммуникаций (СМК);

• кому говорит? – изучение особенностей реципиента, способствующих или препятствующих принятию сообщения массовых коммуникаций;

• с каким эффектом? – исследования факторов эффективности и эффектов массовых коммуникаций.

Данная модель и в настоящее время не теряет своей актуальности и с успехом используется для планирования эмпирических исследований. Позже Р. Брэддок добавил к ней еще два элемента: условия, в которых происходит коммуникация, и цель коммуникатора. Тем не менее, данная формула является ярким примером моделей "медиацентрированной" парадигмы, так как описывает процесс коммуникации как линейный, не учитывая активность реципиента (аудитории) и ее влияния па коммуникатора.

Круговые (циклические) модели

В более поздних моделях массовых коммуникаций вводится обратная связь – информация, посылаемая реципиентом коммуникатору, таким образом признается активность реципиента и наличие воздействия с его стороны на коммуникатора. Примером такой модели является модель Дефлюера, согласно которой в процессе коммуникации происходит смена коммуникативных ролей (рис. 1.6), кроме того, происходит трансформация сообщения при декодировании его реципиентом. "Шум", т.е. различные помехи и дополнительные воздействия при восприятии информации, может значительно исказить исходную информацию, причем как в прямом, так и в обратном направлении. Обратная связь от реципиента дает возможность коммуникатору скорректировать исходное сообщение. Для массовых коммуникаций, как мы говорили, наличие обратной связи является проблематичным, она, как правило, отсроченная, и существует в форме обращений телезрителей в редакцию, специальных исследований мнений аудитории, рейтингов.

Рис. 1.6. Модель М. Л. Дефлюера

Наиболее ярко циклический характер массовых коммуникаций описан в модели Осгуда–Шрамма. Согласно У. Шрамму, коммуникативный процесс бесконечен и непрерывен. Основными задачами коммуникатора и реципиента являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения, ошибки в процессе которых могут приводить к значительным искажениям исходного сообщения (рис. 1.7).

Рис. 1.7. Модель Осгуда–Шрамма