Модели коммуникации

В современной литературе коммуникации рассматриваются либо как действие (односторонний процесс передачи сигналов без осуществления обратной связи), либо как взаимодействие (двусторонний процесс обмена информацией), либо как коммуникативный процесс, в котором коммуникаторы поочередно и непрерывно выступают в роли источника и получателя информации.

Согласно представленным в научной литературе точкам зрения различные модели коммуникации возникают исходя из разных задач, которые стоят перед исследователем. Исследователи структурируют их по различным основаниям:

• социологические;

• психологические;

• семиотические.

Можно выделить ряд моделей коммуникации (по Г. Г. Почегщову):

• модель коммуникации с точки зрения PR, рекламы и пропаганды;

• социологические и психологические модели коммуникации;

• семиотические модели коммуникации: в психологии и социологии были открыты многие интересные модели коммуникации. Анализ коммуникации активно осуществляется на стыке их современных научных подходов;

• модели психотерапевтической коммуникации;

• модели мифологической коммуникации;

• модели аргументирующей коммуникации;

• модели имиджевой коммуникации;

• модели пропагандистской коммуникации.

Ф. И. Шарков выделяет несколько подходов. Первый методологический подход базируется на классической позитивистской методологии субъектно-объектных диспозиций. Он представлен концепциями структурного функционализма, системного подхода, информационного общества, технологического детерминизма, компьютерной футурологии и др. Онтология социальных коммуникаций в данном подходе основывается на системных связях и функциях. Коммуникативные технологии ставят задачу сконструировать желаемый образ субъекта и определенные социальные связи в системе. Данный подход можно сравнить с принципом классической кибернетики, который предполагает жесткий контроль за поведением системы, при котором исключаются все ненужные взаимосвязи.

Очевидно, что все модели коммуникации можно структурировать по функциям, содержанию, форме целям и задачам. Практическое применение на сегодняшний день в интегративных системах находят следующие модели коммуникации.

1. Авторитарная модель — основана на максимальном ограничении свободы информации и жестком административно-управленческом контроле за деятельностью СМИ. Данная модель описана В. Шрамом и Д. Маккуэйлом.

2. Двусторонняя асимметричная модель — в нее включается обратная связь, сохраняя при этом власть коммуникатора над коммуникацией, что и создает определенную асимметрию. Это одна из четырех моделей, предложенных Дж. Груингом и Т. Хантом, возникшая в 20-е гг. XX в.

3. Двусторонняя симметричная модель — симметрия достигается сбалансированностью отношений между получателем и отправителем сообщений. Возникла в 60—70-е гг. XX в., описана Дж. Груингом и Т. Хантом.

Неклассическая методология основывается на когнитивной модели субъектно-объектных отношений по поводу объекта. Автор этой методологии, немецкий философ Ю. Хабермас (Дюссельдорф, 1929), отдавал предпочтение позитивной науке в изучении социальных субъектов. Инструментом реализации практических интересов людей он рассматривал межличностные "интеракции" (коммуникации), как способ эмансипации, высвобождения от различного рода влияния (политика, экономика и т.д.) и принуждения. Хабермас отличает "истинные" коммуникации от "ложных" коммуникаций, пытается обосновать "техническую рациональность" перенесения технических средств и методов па межличностные коммуникации.

Постнеклассический подход сводит природу социального к субъектно-субъектным отношениям, исключая объектность. Общество рассматривается как сеть коммуникаций, а коммуникации имеют возможность к самоописанию общества и его самовоспроизводству (принципы самореферентности и аутопоэзиса И. Лумана). Коммуникация в данном случае предстает как активная самоорганизующаяся среда, где простейшие социально-коммуникативные системы формируются через взаимное согласование действий и переживаний присутствующих участников общения. Общество же охватывает все действия, достижимые для соотнесения друг с другом в коммуникации. Действие понимается как подлинный элемент социальной системы, которое производится и воспринимается в ней в соотнесении (коммуникации) с другими действиями-событиями.

Не останавливаясь подробно на всех, рассмотрим наиболее известные модели.