Модели коммуникативной личности

В. Б. Кашкин в своей книге "Введение в теорию коммуникации"[1] отмечает, что люди не передают механически информацию друг другу, в своей совместной деятельности они создают последствия (перспективы) коммуникации. Американский специалист по теории коммуникации П. Хани пишет о возможном эффекте нашего обращения к получателю сообщения, что их отношение к нам, и, что более важно, их поведение но отношению к нам определяется в значительной степени нашим отношением к ним. Это находится в полном соответствии с диалогическим, интерактивным принципом коммуникации.

Общение осуществляют индивиды, они используют свою коммуникативную компетенцию, определяют стратегию и тактику коммуникативного поведения, накапливают определенный опыт. Разумеется, каждый из них делает это индивидуально, что и позволяет говорить о коммуникативной личности. Под коммуникативной личностью В. Б. Кашкин[2] предлагает понимать совокупность индивидуальных коммуникативных стратегий и тактик, когнитивных, семиотических, мотивационных предпочтений, сформировавшихся в процессах коммуникации как коммуникативная компетенция индивида, его "коммуникативный паспорт"[3] (И. А. Стернин), "визитная карточка"[3] (И. Н. Горелов). Коммуникативная личность – ОГЛАВЛЕНИЕ, центр и единство коммуникативных актов, направленных на другие коммуникативные личности, коммуникативный деятель. Обмен коммуникативной информацией между представителями отдельных социальных групп и субкультур (заключенные, молодежь и подростки, ученые и пр.), использование ими бранной лексики, жаргонизмов, регионализмов, профессионализмов и прочих стилистических средств служат и фактической контактоустанавливающей функции и сохранению соответствующей среды общения (подтекст: мы с тобой одной крови, ты и я).

Термин "личность" представляет собой перевод латинского слова persona – маска актера. Еще античные философы различали человека как физическое тело, средоточие физиологических процессов, и как совокупность собственно человеческих черт. Таким образом, противопоставлялись душа и тело в человеке. Аристотель писал, что душа есть начало живых существ, в природе одни ее проявления составляют ее собственные состояния, другие же присущи – через посредство души – живым существам. Противопоставление двух начал, материального и духовного, дуализм тела и души, свойственны картезианской парадигме, названной по имени Р. Декарта. Некартезианская парадигма не ставит жесткой границы между духовным и телесным, субъектом и объектом, допускает их диалогическое взаимодействие и взаимовлияние. По определению философского энциклопедического словаря, личность представляет собой ОГЛАВЛЕНИЕ, центр и единство актов, интенционально направленных на другие личности[5]. Многие современные определения личности опираются на понятия диалогической (некартезианской) парадигмы, основы которой связаны с работами нашего соотечественника, литературоведа, языковеда и философа Μ. М. Бахтина. Как каждому субъекту принадлежит объект и каждой личности принадлежит другая личность, всякому "я" принадлежит "ты". Человеческий индивид, наделенный волей и стремлениями, настроениями и оценками, соединен с другими такими же человеческими индивидами, обладающими своей манерой обращения, высказывания, поведения (в том числе и речевого).

Коммуникативная личность неоднородна. Она может включать различные роли (голоса, многоголосие личности), при этом сохраняя свою идентичность. Сейчас говорят, что коммуникативная личность включается в различные дискурсы, например: Чехов как писатель и как врач. Один и тот же человек может быть студентом, продавцом, покупателем, рэкетиром, жертвой, ребенком, родителем и т.д. Но при этом приемы коммуникативной тактики, например, обмана или убеждения, вымогательства или просьбы – будут сходными в разных ролевых контекстах и близких коммуникативных ситуациях. Различаться они станут индивидуальной окрашенностью (студент-троечник и преподаватель-троечник).

Основными параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. В. П. Конецкая базирует на этих трех параметрах свою двухступенчатую модель коммуникативной личности[6]. Аналогичные параметры выделяются и Г. Бертоном и Р. Димблби[7]: потребности, комплекс знания – верования – стереотипы – предположения – ценности – (предшествующий) опыт, обратная связь в процессе коммуникации (восприятие собеседника и его сообщений, самопрезентация, выбор и взаимооценка ролей, эмоциональное состояние).

Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями и занимает центральное место в структуре коммуникативной личности. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация, определяемая, скорее всего, психологической потребностью в процессе коммуникации как таковом, а не в передаче сообщения (одиночество, игровая социализация и т.п.).

На основе коммуникативной потребности формируется коммуникативная установка, которая преследуется коммуникативной личностью на протяжении определенного отрезка коммуникативной деятельности (варьируются средства коммуникации и тактика).

Когнитивный параметр включает в себя ряд характеристик, формирующих в процессе накопления познавательного опыта индивида его внутренний мир: знание коммуникативных кодов, умение осуществлять интроспекцию и ауторефлексию, т.е. самонаблюдение и самоосознание, мета-коммуникативные навыки, способность адекватной оценки когнитивного и коммуникативного уровня партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. Эффективность коммуникации в большой степени зависит от совместимости когнитивных характеристик партнеров по общению.

Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида:

• практическое владение вербальными и невербальными средствами для осуществления коммуникативных функций;

• умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации и условий общения;

• построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета.

Когнитивный параметр в этой модели является связующим звеном между познавательным опытом и компетенцией коммуникативной личности, его коммуникативной потребностью и конкретной коммуникативной ситуацией.

В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала индивид может быть отнесен к тому или иному типу. Мы всегда невольно "подстраиваемся" под собеседника в процессе коммуникации, т.е. осуществляем метакоммуникативную функцию. Опытный коммуникант-манипулятор должен постоянно сознательно осуществлять эту функцию (направление внимания на код и процесс общения, коррекция его хода). Каковы же характеристики основных типов коммуникантов?

Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Для противодействия такому коммуниканту бесполезно пользовать его же приемами, лучше принять стратегию "речевого изматывания" (вступать в речь через паузу, быстро формулировать свою позицию, вопросы, просьбы, использовать "накопительную" тактику).

Мобильный коммуникант: легко входит в речевой контакт, перескакивает с одной темы на другую, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Следует иногда – в собственных интересах – возвращать его к нужной теме.

Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. Рекомендуется, общаясь с ним, использовать стратегию "разогревания" партнера (вступительная часть "о погоде и природе"; фатическое общение).

Интровертный коммуникант: не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. В общении с ним следует постоянно осуществлять фатическую функцию в вербальной и невербальной форме, не перебивать.

Эффективная классификация типов общения в социальной группе предлагается теорией трансактного анализа американского психолога Эрика Берна. Состояния Я, или ego-состояния, представлены поведенческими "программами": Родитель, Взрослый и Ребенок. По Берну, люди в процессе общения постоянно переходят из одного состояния в другое с различной степенью легкости[8].

Коммуникативная личность – самая главная составляющая личности вообще, ведь коммуникация занимает 80% всего человеческого существования (аудирование – 45%, говорение – 30%, чтение – 16%, письмо – 9%).

Коммуникатор как профессия. Среди наиболее распространенных типов профессионалов-коммуникаторов можно выделить следующие:

• специалист по связям с общественностью;

• имиджмейкер;

• пресс-секретарь и т.д.

Основная задача менеджера/специалиста по связям с общественностью – ответить на три основных вопроса: Кто? Что? Как? Другими словами, цель менеджера/специалиста по связям с общественностью можно определить как:

• выделить целевую аудиторию (кому мы интересны?);

• создать ключевое сообщение (т.е. ответить на вопрос: что привлекает целевую аудиторию?);

• выбрать канал коммуникации (как передать в ключевом сообщении нужные нам характеристики?).

Имиджмейкер путем воздействия на механизмы социального восприятия создает тот или иной образ коммуникатора, тем самым, влияя на ценностные установки получателей информации и в целом на поведение аудитории.

Имидж – это целенаправленно сформированный образ, выделяющий определенные ценностные характеристики, призванные оказывать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо в целях популяризации, рекламы и т.п. Имидж является знаково-символическим заменителем коммуникатора, это сложившийся в массовом сознании и имеющий характер стереотипа образ[9]. Обычно объекту приписываются такие социально-психологические символические свойства, которые свидетельствуют о его привлекательности и престижности. В коммуникации имидж выполняет определенные функции:

идентификации (узнавания); в процессе идентификации объект становится узнаваемым;

идеализации – попытка выдать желаемое за действительное;

противопоставления – на контрасте выявляются достоинства и нивелируются недостатки объекта.

Пресс-секретарь – лицо, выражающее официальную позицию и мнение по тому или иному вопросу и ответственное за связь фирмы или должностного лица со средствами массовой информации посредством проведения пресс-конференций, подготовки и распространения пресс-релизов. Опытные пресс-секретари могут предвидеть большинство задаваемых вопросов и заранее подготовить на них ответы[10].