Модели эдукационных систем

Педагогика существенно продвинулась в своих поисках, овладев методом системного моделирования. Моделирование, напомним, – способ замены реального объекта (процесса) другими средствами или способами (компьютерными, математическими, графическими и т.д.), сохраняющими реальность оригинала, позволяющими выделить и исследовать только те объекты и связи между ними, которые нас интересуют. Моделирование, в качестве мощного познавательного метода, используется как для общего представления явлений и процессов, так и для детального рассмотрения отдельных частей. Немало моделей учебно-воспитательного процесса создано специально для анализа связей, проявляющихся между компонентами системы. Особое значение имеют информационные, организационные, коммуникативные связи, проявляющиеся в процессе педагогического взаимодействия. Важное место занимают связи управления и самоуправления (регуляции и саморегуляции). Во многих случаях полезно учитывать причинно-следственные связи, выделяя среди них наиболее существенные. Например, анализ причин недостаточной эффективности эдукационного процесса позволяет обоснованно проектировать будущие изменения, избегать повторения допущенных ошибок. Небесполезным оказывается учет глубинных связей, например генезисного характера, выявление исторических тенденций, традиций в обучении и воспитании.

Последние десятилетия развития педагогической теории характеризуются стремлением выделять функциональные связи между объектами эдукационных систем, использовать для их анализа и описания формализованные средства. Ощутимые результаты это приносит пока лишь при изучении простейших актов обучения и воспитания, характеризующихся взаимодействием минимального числа факторов. При попытках функционального моделирования более сложных, приближающихся к реальным многофакторных педагогических процессов очевидна чрезмерная схематизация действительности, не приносящая заметной пользы познанию. Этот недостаток упорно преодолевается: используются более тонкие и точные формализованные описания процесса, в педагогические исследования внедряются новые разделы современной математики, осуществляется моделирование процессов с помощью современной вычислительной техники.

Чтобы яснее представить себе процесс, протекающий в эдукационнной системе, необходимо выяснить слагаемые системы народного образования в целом. В этом отношении все еще заметную роль играет подход, предложенный американским педагогом Ф. Кумбсом в книге "Кризис образования. Системный анализ" в 1970-х гг. Основными компонентами системы образования автор называет: 1) цели и первоочередные задачи, определяющие деятельность систем; 2) учеников, обучение которых – основная задача системы; 3) управление, осуществляющее координацию, руководство и оценку деятельности системы; 4) структуру и распределение учебного времени и потоков учеников в соответствии с различными задачами; 5) ОГЛАВЛЕНИЕ – основное, что школьники должны получить от образования; 6) преподавателей; 7) учебные пособия: книги, классные доски, карты, фильмы, лаборатории и т.д.; 8) помещения, необходимые для учебного процесса; 9) технологию – все приемы и методы, используемые в обучении; 10) контроль и оценку знаний: правила приема, оценку, экзамены, качество подготовки; 11) исследовательскую работу для повышения знаний и усовершенствования системы; 12) затраты показателей эффективности системы.

Мало чем отличается от приведенного выше наполнение системы образования, сложившейся в нашей стране. Профессор И. П. Раченко выделил в ней следующие компоненты.

1. Цели и задачи, определяющие деятельность системы.

2. ОГЛАВЛЕНИЕ обучения и воспитания.

3. Педагогические кадры, обеспечивающие реализацию целей и задач содержания обучения и воспитания.

4. Научные кадры, обеспечивающие научно обоснованное функционирование системы, непрерывное совершенствование содержания и методов организации обучения и воспитания на уровне современных требований.

5. Ученики, обучение и воспитание которых – главная задача системы.

6. Материально-техническое обеспечение (помещения, оборудование, технические средства, учебные пособия и др.).

7. Финансовое обеспечение системы и показателей ее эффективности.

8. Условия (психофизиологические, санитарно-гигиенические, эстетические и социальные).

9. Организация и управление.

Каждый из выделенных компонентов может быть разложен на более простые элементы. Аналитики рассматривают место и роль каждого, а также изучают межкомпонентные взаимосвязи каждого элемента со всеми остальными. Эдукационная система тем и коварна, что в ней все зависит от всего. Если добавить, что компоненты выделяются не очень четко, проступают неявно, не имеют определенных границ, то понятно, как трудно получить объективную картину процесса. Даже учитель и ученик только на первый взгляд стоят по разные стороны баррикады; на самом деле они участвуют в общем процессе, дополняют и взаимообусловливают деятельность друг друга. Ученик учится так, как его учит учитель, а учитель учит так, как позволяет ему учить себя его ученик. Все, как видим, очень непросто.

Разовьем эту важную особенность и вернемся к целостности эдукационного процесса, которая, как уже отмечалось, является одной из его основных и общих характеристик. Эдукационный процесс – внутренне связанная совокупность многих текущих во взаимосвязи друг с другом процессов. Данный процесс представляет собой не механическое соединение процессов воспитания, обучения, развития, формирования в новое качественное образование, подчиняющееся своим особым закономерностям, а их глубокую органическую внутреннюю связь и взаимозависимость. Целостность, общность, единство – главные характеристики процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри эдукационного процесса заключается: 1) в единстве и самостоятельности процессов, его образующих; 2) целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем; 3) наличии общего и сохранении специфического.

В чем же специфика процессов, образующих целостный эдукационный процесс? Она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, а воспитания – воспитание и т.д. Однако каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, по и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, ОГЛАВЛЕНИЕ, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентаций, установок, мотивов и другого, но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная работа, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, носильный труд. Различаются и единые в своей основе методы достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную, эмоциональную, волевую сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики.

Все, о чем мы говорили, – это более-менее видимые контуры и атрибуты эдукационной системы. Однако самого главного глазами не увидишь. Педагогам приходится прилагать немало труда, чтобы соединить все в плавном, согласованном процессе. Мало выстроить абстрактную схему. Надо понять ее внутреннее развитие – определить по составляющим элементам и уходящее прошлое, и настоящее, и наступающее будущее, увидеть систему в ее диалектическом развитии. Здесь уже на смену неуклюжей, грубо сколоченной теории приходит интуиция, нежное прикосновение сердец. Если это случится, процесс пойдет, результат будет. Если же нет – останется только бездушная, казенная схема.