Модели эдукационных систем

Созданы десятки разнообразных моделей для описания, объяснения, расчета эдукационного процесса и составляющих его процессов – обучения и воспитания.

1. Модель взаимодействия эдукационной системы и общества. Для формирования представлений о социальной функции эдукации используют модель, в которой обучение-воспитание раскрывается как целостное общественное явление. В роли определяющего компонента модели выделяется заказ общества (государства) школе, который затем трансформируется в конкретные задачи учебно-воспитательных заведений. Своими средствами и методами деятельности учебно-воспитательные заведения обеспечивают достижение запроектированных целей.

На основании таких представлений приходим к выводу, что одна из самых мощных движущих сил эдукационного процесса – социальный заказ, потребности общества в подготовке подрастающих поколений к жизни. Социальные цели воплощаются прежде всего в содержании обучения, которое "задает" педагогам конкретные цели обучения-воспитания. В соответствии с этими целями осуществляют свою деятельность и учащиеся. Следствие – усвоение содержания образования, т.е. реализация поставленной обществом цели.

Графическое изображение модели не приводится. Студенты легко изобразят ее сами, представив общество и школу как взаимодействующие системы с прямыми и обратными связями.

2. Информационная модель служит для объяснения циркуляции информационных потоков в эдукационной системе. Выделяется управляющий (педагог) и управляемый (ученик) объекты, рассматриваются прямые и обратные связи между ними в процессе педагогического взаимодействия. Канатом прямой связи (от учителя к ученикам) передается информация, которая содержит знание (когнитивная информация), и сигналы об усвоении этих знаний (управляющая информация). Этим же канатом поступают все явные и скрытые воспитательные воздействия. Канатом обратной связи (от ученика к учителю) поступают сведения о том, как идет усвоение заданного объема знаний, умений, прирост воспитанности (рис. 6).

Рис. 6. Прямые и обратные связи в эдукационной системе

Прямая и обратная связи служат основой для принятия учителем управленческих решений. Чем больше обратной информации поступает по каналу обратной связи от ученика к учителю, чем она полнее и качественнее, тем лучше педагог руководит эдукационным процессом, тем эффективнее развивается сам процесс. В этом сущность одного из основных законов эдукационного процесса – закона обратной связи, справедливого также для отдельных процессов – учебного, воспитательного, развивающего. Эту модель чаще всего используют для решения задач программированного и компьютерного обучения, оптимизации информационных потоков, управления совместной деятельностью учителей и учеников. Она достаточно полно и наглядно объясняет двусторонний характер обучения-воспитания, взаимозависимость процессов преподавания и учения.

3. Модель целостности эдукационной системы. В эдукационной системе одновременно протекают все пять выделенных нами процессов – обучение, воспитание, образование, развитие, формирование. Все они, напомним еще раз, протекают одновременно, неразрывно, в органическом единстве. Мы их разрываем искусственно, единственно с целью более детального рассмотрения того, что же они собой представляют. Дифференциация необходима лишь в теоретической педагогике, практики обычно такой потребности не ощущают.

Выстроена целая серия моделей различной степени детализации, в которых подчеркивается единство и органическая связь этих процессов. Ограничимся лишь их общим описанием.

Воспитание в едином педагогическом процессе представляется сложной динамической системой, каждый компонент которой, в свою очередь, может рассматриваться как подсистема, содержащая свои компоненты. Согласно принципу иерархичности любая система представляет собой лишь один из компонентов более широкой системы. Например, каждый этап воспитательного процесса, являясь по отношению к нему элементом, сам представляет собой систему и в то же время, будучи системным образованием, выступает в роли элемента более широких систем. Любая система не способна существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии с последней. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой. Ранее уже говорилось о необходимости изучения определенного множества элементов системы, но сделать это можно лишь в том случае, когда мы увидим элементы и систему в действии. Это значит, что необходимо зафиксировать их участие в процессе, т.е. в непрерывном изменении во времени. Вот почему процесс воспитания рассматривается как динамическая система. Рассмотреть процесс воспитания в динамике – значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все его подготавливающие этапы.

Как нам уже известно, применив соответствующие критерии выделения (обособления), можно получить различные системы и структуры. Критериев, но которым можно выделять и анализировать системы в воспитательном процессе, множество. Наиболее известны в современной теоретической педагогике модели систем процесса воспитания, построенные по критериям целей и задач, содержания воспитательного процесса, условий протекания процесса, взаимодействия воспитателей и воспитанников, применяемых методов, форм воспитательной деятельности, этапов (стадий) развития процесса во времени и многих других. Рассмотрим некоторые из них.

По целям и задачам (целевому критерию) структура воспитательного процесса представляет собой совокупность (последовательность) задач, на решение которых направлен процесс. Решаемых воспитанием целей и конкретных задач можно выделить очень много, поэтому данный критерий нуждается в дополнении. Следует указать область действительности, где происходит воспитательный процесс, – семья, школа, армия и т.д.

В школе процесс воспитания, по представлению профессора Т. И. Мальковской, направлен:

– на целостное формирование личности с учетом цели всестороннего, гармонического развития личности:

– формирование нравственных качеств личности на основе общечеловеческих ценностей, социально ориентированной мотивации, гармоничности интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер развития личности;

– приобщение школьников к общественным ценностям в области науки, культуры, искусства;

– воспитание жизненной позиции, соответствующей демократическим преобразованиям общества, правам и обязанностям личности;

– развитие склонностей, способностей и интересов личности с учетом ее возможностей и желаний, а также социальных требований;

– организацию познавательной деятельности школьников, развивающей индивидуальное и общественное сознание;

– организацию личностной и социально ценной, многообразной деятельности, стимулирующей формирование обусловленных целью воспитания качеств личности;

– развитие важнейшей социальной функции личности – общения в изменяющихся условиях трудовой деятельности и повышения социальной напряженности.

К целям и задачам воспитания мы будем возвращаться еще не раз, поскольку, во-первых, их нужно учитывать при решении всех конкретных вопросов, а во-вторых, в целях и задачах происходят постоянные изменения.

4. Модель динамики эдукационнного процесса берет начало в работах Я. А. Коменского и В. Гербарта и служит для объяснения развития процесса, динамики наращивания его продуктов. Основу модели составляют этапы (ступени) учебно-воспитательного процесса. В первом варианте данной модели (по В. Гербарту) выделялось четыре этапа – ясность, ассоциация, система, метод. Их мы не рассматриваем из-за устаревшей терминологии, которую нужно долго объяснять.

Со временем в модели появляются и другие компоненты, такие, как сообщение и осознание знаний, их усвоение (запоминание) учеником, обобщение, применение на практике. В соответствии с развитием педагогической теории модель постепенно достраивается и уточняется.

В качестве основных этапов обучения-воспитания процесса выделяются:

– восприятие-осознание, включая понимание и первичное усвоение знаний;

– усвоение знаний, умений, требований, правил, словом, всего, что составляет предмет обучения-воспитания;

– закрепление и усовершенствование предмета обучения-воспитания;

– формирование умений и навыков;

– практическое применение умений и навыков;

– диагностика обученности-воспитанности.

Модель имеет множество модификаций. Больше всего их создано для учебной составляющей эдукационного процесса. Иногда ее интерпретируют, например, так:

– восприятие знаний;

– осмысление воспринятого, образование понятий;

– осознание понятного, усвоение знаний;

– закрепление усвоенного;

– применение приобретенных знаний, умений (М. И. Болдырев, Б. П. Есипов).

Известный исследователь обучения профессор М. А. Данилов выделил следующие структурные компоненты: 1) выдвижение проблемы и осознание учебных задач; 2) восприятие предметов и явлений, формирование понятий, развитие наблюдательности, воображения и мышления учеников; 3) закрепление и усовершенствование знаний, формирования необходимых умений и навыков; 4) применение знаний, умений; 5) анализ достижений учеников, проверка и оценивание их знаний, выявление достигнутого уровня умственного развития1.

Этапы учебного процесса иногда называются звеньями. Профессор М. А. Сорокин к звеньям учебного процесса относит: постановку перед учениками и осознание ими учебных задач, создание необходимых условий и стимулов для обучения; восприятие учениками нового материала в разнообразных формах и из разных источников; осмысление воспринятого материала, образование обобщений; формирование научных понятий, усвоение законов; закрепление и усовершенствование приобретенных учениками знаний, формирование умений и навыков; применение знаний, умений и навыков; анализ результатов обучения, проверку усвоения учениками знаний, умений и навыков.

Несколько иная модификация структуры представлена профессором М. К. Жерносековым. К звеньям учебного процесса он относит элементы, с которыми связано формирование потребностей и интересов в обучении. (Заметим, что потребности, интересы обычно относятся к воспитательной составляющей эдукационного процесса.) Выделяются следующие звенья: 1) формирование у школьников потребностей, интересов, мотивов обучения; 2) выделение соответствующих и создание опережающих основ, которые характеризуют переход учеников на более высокую ступень обученности; 3) выдвижение и постановка перед учениками проблем, задач, вопросов, которые стимулируют необходимость нахождения неизвестного; 4) ориентирование и самоориентирование учеников в способах решения задач, проблем; 5) осуществление деятельности учеников под руководством учителя; 6) выявление и проверка результатов деятельности учеников, формирование навыков самопроверки и самоконтроля.

Как видим, все подходы в основе своей совпадают, что свидетельствует о жестко регламентированном течении эдукационного процесса.

Как развивается процесс обучения-воспитания по современным представлениям? Через какие этапы он проходит? Что делают его участники на каждом этапе? Обучение и воспитание, как нам известно, осуществляется в виде отдельных отрезков (циклов), последовательность которых составляет эдукационный процесс. Обычно законченный отрезок обучения-воспитания занимает один урок, поэтому и рассматриваем мы эту модель эдукационного процесса применительно к системе его осуществления – уроку.

Современная педагогика в центре учебно-воспитательного процесса ставит деятельность ученика. Руководителем эдукационного процесса остается педагог, управляющая роль которого состоит в том, что он, учитывая сложность предмета, конкретные условия, возможности, возраст учеников, оказывает им необходимую помощь, поднимается вместе с ними ступенями познания, все больше опираясь на их собственную активность и самостоятельность.

В совместной деятельности выделяются такие основные этапы:

– мотивация обучения школьников;

– актуализация известных знаний, умений и опыта учеников;

– организация изучения нового материала;

– совершенствование изученного;

– определение результативности процесса.

На каждом этапе у учителя и учеников свои задачи, своя особая деятельность, но цель и деятельность общие. Сущность деятельности учителя – управление, а учеников – учение. В процессе идет усвоение знаний, умений, способов деятельности, опыта поведения, применение усвоенных знаний, умений, опыта поведения и деятельности на практике.

На рис. 7 представлена современная интерпретация модели развития эдукационного процесса, выделены главные этапы общей деятельности учителя и учеников.

Рассмотрим последовательность и ОГЛАВЛЕНИЕ действий участников эдукационного процесса.

Задана цель. Ее достижение начинается с мотивации. Мотивация – это чистой воды воспитание. Это не обучение. Мотивация необходима для того, чтобы вызвать интерес учеников к тому, что будет изучаться на уроке, добиться положительного отношения к учебному труду, собственному совершенствованию. Если надлежащая мотивация отсутствует, обучение-воспитание не будет успешным. Традиционная педагогика обычно относит мотивацию к обучению, но не дает ответа на вопрос: чему же на этапе мотивации обучают? Когда мы говорим, что это воспитательный компонент, все становится на свои места.

Рис. 7. Динамика эдукационного процесса

Уже на стадии мотивации формируются начальные продукты – отношения, представления, формируются и принимаются решения – нужно мне то, к чему зовет учитель, или нет.

Чтобы знать, как ему действовать дальше, учитель осуществляет актуализацию чувственного опыта, знаний школьников. Сделать актуальными, т.е. действенными, уже известные ученикам знания, вспомнить именно те, которые понадобятся на данном уроке, – главное назначение этого этапа. С помощью целенаправленных вопросов учитель будет пытаться выяснить, что школьники уже знают о предмете изучения, что они умеют. Эффективный педагог будет искать ассоциативные связи для "сцепления" нового с уже известным. Еще при подготовке к уроку он попытается выяснить следующее:

– что из ранее изученного, знакомого может служить опорой для введения новых знаний, формирования нового опыта;

– какие из уже сформированных умений и навыков станут основанием для формирования новых;

– как их вызвать в памяти учеников, какие вопросы следует поставить;

– какой наглядный материал подобрать для наблюдений, какие упражнения предложить ученикам;

– как эмоционально подготовить учеников, чтобы вызвать их интерес.

С актуализацией сливается этап первичного восприятия предмета обучения-воспитания. Посмотрим, что и как на этом этапе делают ученики. Главная их цель – усвоить знания, умения, идеи, опыт, способы деятельности и поведения и другое, т.е. сделать их своими. Усвоение невозможно без принятия учебной задачи. Это, в свою очередь, зависит от готовности школьника. Если он не видит смысла в новом знании или умении лично для себя и сейчас, если его ум не созрел для понимания важности и необходимости изучаемых знаний, то усвоение их сразу же ставится под угрозу. Скорее всего, знания, умения будут пройдены формально, принудительно. Пусть школьник еще не знает, что ему нужно, не умеет этого высказать, но подсознательно он прежде, чем вникнуть в материал, принимает или отвергает его или принимает частично. На этот важный момент учитель будет обращать пристальное внимание.

Восприятие создает отражение в сознании ученика предмета обучения-воспитания. Оно может быть непосредственным, с помощью органов чувств, или опосредствованным, с помощью слов учителя. Восприятие предполагает такие действия ученика, как наблюдение за процессами или предметами, слушание, чтение. Восприятие – активный процесс. Однако активным этот процесс будет только тогда, когда педагог его надлежащим образом направит: даст установку, скажет, на что обратить внимание, спросит мнение учеников.

Ключевую роль играет понимание (осознание). Именно оно обеспечивает переход от восприятия к мышлению и усвоению. Ученик может многое запомнить, не понимая, и принять, не осознавая. В этом случае перехода на новую ступень обучения-воспитания работы мысли нет. Не будет, соответственно, осознанного учения.

Понимание (осознание) требует выполнения следующих действий:

– анализ (деление объекта изучения на части) и синтез (соединение целого из частей);

– выделение главного, для чего требуется умение выделить главную мысль, найти ключевые слова, сформулировать заголовки, составить план и т.д.;

– сравнение, сопоставление, т.е. установление схожести или различия между предметами, отдельными элементами по определенным признакам;

– абстрагирование (отвлечение от несущественных признаков и выделение лишь того, что необходимо в данной ситуации) и конкретизация (подчеркивание определенного признака);

– аргументация, доказательность, сущность которых заключается в обосновании отдельных положений, установлении причинно-следственных связей;

– обобщение, т.е. объединение элементов в целое, определение обобщающих признаков.

Используются разнообразные формы организации восприятия новых знаний. Это могут быть устное изложение знаний, подкрепленное наглядностью, самостоятельные наблюдения учеников, выполнение поисковых задач.

Теперь воспринятые и осознанные знания должны "сцепиться" в сознании ученика с уже имеющимися там представлениями. Результат усвоения – образование понятий, отражающих собственные представления ученика о сущности предметов, явлений, процессов, которые изучались на уроке или самостоятельно. Первоначально понятия эти не всегда четкие и правильные, поэтому работа над ними продолжается на следующих этапах. Развиваясь, процесс усвоения нового материала, формирования новых знаний и умений ведет к увеличению и развитию результатов в количественном и качественном отношении. Постепенно у учеников образуются полноценные суждения, понятия, знания.

На этапе первичного закрепления осуществляется дальнейшее совершенствование новообразованных понятий, представлений. Происходит это преимущественно в процессе применения изученных знаний, умений на практике. В арсенале средств, используемых учителем, разнообразные упражнения, проблемные и поисковые задачи, работа с опорными конспектами и т.д. На этом этапе значительная часть знаний запоминается.

Часто первичным закреплением учитель не ограничивается и организует специальные упражнения по укреплению (упрочению) изученного. Ученики учатся применять знания, умения во взаимосвязи с уже известными им знаниями, умениями, способами деятельности. Лучшие педагоги ищут возможности организовать закрепление и упрочение материала на уроке несколько раз.

Учитель проявляет заботу о сохранении в памяти основных элементов знаний. Без прочных знаний не может быть и речи о развитии ребенка: мышление и память тесно взаимодействуют между собой. В связи с этим на каждом уроке в разнообразных формах организуется повторение, которое не только препятствует забыванию, но помогает связать новый материал со старым, обеспечивает возможность уточнить, углубить, расширить усвоенное, систематизировать изученное. Повторение – мать ученья. Активное, интересное, опирающееся на мышление школьника, а не на его механическую память повторение – мощное средство упрочения изученного. Видный педагог-практик В. Ф. Шаталов, например, применяет многоразовое повторение материала в различных вариантах, постепенно сжимая его в объеме и достигая таким способом прочного усвоения главных понятий.

Этап обобщения изученного основывается на включении приобретенных знаний, умений в общую систему имеющихся у учеников понятий и представлений. Применяется система обобщающих действий, которые постепенно усложняются в зависимости от цели. Сначала используются частичные обобщения, потом понятийные, далее следуют поурочные, тематические и междутематические.

Завершающий этап – определение результативности (продуктивности) процесса. Данный этап распадается на две части – анализ преподавания и анализ учения. Цель первой – обнаружить недостатки и выявить резервы в деятельности педагога, а второй – самоконтроль и самооценка своих знаний, умений, уровня обученности самими учениками. На этом этапе учитель или сами ученики под его руководством осуществляют диагностику обученности, т.е. устанавливают, на каком уровне сформированы знания, умения. Полученные результаты диагностики (самодиагностики) становятся ориентиром для дальнейшей работы: возвратиться назад и повторить материал еще раз, изучать заново, обратить внимание на отдельные пробелы, переходить к новому материалу и т.д.

После повторения и закрепления изученного, установления связей с тем, что школьники уже знают, умеют и могут, результаты обучения-воспитания постепенно возрастают и достигают почти максимально возможного на данном уроке уровня. Цели эдукационного процесса достигаются, если результаты (продукты) отвечают запроектированному уровню. Таким образом, обучение-воспитание представляет собой постепенный, управляемый педагогом переход учащихся с низшей ступени обученности и воспитанности на более высокую.

Последовательность этапов (ступеней) эдукационного процесса называют логикой его развития, поскольку она жестко определена природой человека и закономерностями его умственной деятельности. Изменить тут ничего нельзя, можно лишь приспосабливаться.

5. Модель воспитания в эдукационном процессе основана на выделении главных стадий воспитательной составляющей эдукационного процесса. Критерием здесь является последовательность этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направленный на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности эдукационного процесса.

Главные стадии, через которые проходит любой процесс воспитания, следующие:

– формирование сознания (осуществляется через обучение);

– формирование убеждений (происходит через обучение, развитие):

– формирование чувств (осуществляется через обучение и развитие):

– выработка навыков и привычек поведения (осуществляется через упражнения, деятельность).

Эту модель мы наложим на систему "воспитательное дело". Если эдукационный процесс, главная задача которого обучение, протекает в системе "урок", то эдукационный процесс, главная задача которого воспитание, протекает в системе "воспитательное дело" (есть и другие названия, например воспитательное мероприятие, классный час и др.).

Графическая интерпретация модели представлена на рис. 8.

Развитие сознания (называют еще осознанием воспитанниками требуемых норм и правил поведения) – важный, по современным представлениям, этап процесса. Без осознания воспитанником личной выгоды, понимания того, что от него требуется, формирование заданного типа поведения не может быть успешным. В связи с этим сначала следует разъяснять, зачем необходимо то или иное поведение. Однако так думают не все, не везде и не всегда. Многие воспитательные системы, среди которых и паша дореволюционная, данному этапу почти не уделяли внимания, полагая, что особенно разъяснять воспитанникам, что, зачем и почему, не следует. Подрастут – поймут сами, а не поймут – тоже ничего не случится. Главное – научиться вести себя как следует. Необходимо без промедления приступать к действию – формированию заданного поведения. И чем больше ошибок допускают воспитанники, тем даже лучше. Своевременная коррекция поведения (часто с применением телесных наказаний) быстро исправит положение и приведет к желаемым результатам. Советская школа, наоборот, склонялась к гиперболизации данного этапа, отдавала предпочтение словесным методам воспитания в ущерб следующим этапам, требующим действия.

Рис. 8. Стадии воспитательного процесса

Воспитание убеждений требует, чтобы знания переходили в убеждения – глубокое осознание именно такого, а не иного типа поведения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах и мировоззрении взгляды, позиции, которые служат опорой и руководством в жизни. Без убеждений нет целостной личности. Убеждения – результат длительного воспитания, но и на первых этапах последнего они играют заметную роль. Школьник должен не только понять, но и убедиться (сначала на примерах), в чем преимущества (или вред) определенного поведения. Если ему этого не показывают, а лишь бесконечно объясняют, призывают, то процесс воспитания будет развиваться вяло, медленно и не всегда достигнет положительного результата. Приведем простой пример. Уже в детском саду, а тем более в школе все дети знают, что с учителями нужно здороваться. Почему же не все делают это? Не убеждены. Не было приведено достаточных доказательств того, что так нужно поступать. Воспитание остановилось на первом этапе (знание), не достигнув следующего – убеждения.

Воспитание чувств – еще один непременный и очень важный компонент воспитательного процесса. Без человеческих эмоций, как утверждали древние, нет и не может быть человеческого искания истины. Все нужно пережить, особенно важное и значительное. Безразличного человека подвигнуть даже на собственное воспитание, особенно, если оно сопряжено с трудностями и лишениями, невозможно. Нужно сначала его зажечь. Только обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требуемых норм и правил.

Однако, конечно, главный этап воспитательного процесса – деятельность. Обособленно мы выделяем этот этап только в теоретически очищенных моделях. В практике воспитания он всегда сливается с воспитанием взглядов, убеждений, чувств. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. Это один из общих законов воспитания.

6. Модель эффективности воспитательной деятельности также основана на выделении последовательных этапов процесса, но уже по другому критерию – связи и зависимости между компонентами, обеспечивающими эффективность протекания процесса. Здесь выделяются следующие этапы:

– проектирование процесса, включающее в себя определение цели и конкретных задач воспитания;

– организация материальной (трудовой, природоохранной), общественной (коллективной, организационно-управленческой, коммуникативной), духовной (эмоционально-чувственной, познавательной, ценностно-ориентированной) деятельности;

– регулирование межличностного общения и его коррекция в процессе основных видов деятельности воспитанников;

– контроль и подведение итогов, установление соотношения между полученными и запланированными результатами, анализ достижений и неудач.

В качестве критерия для выделения этапов воспитательного процесса можно применить и последовательность педагогических действий. Тогда в структуре появляются следующие компоненты:

– ознакомление с общими нормами и требованиями;

– формирование отношений;

– формирование взглядов и убеждений;

– формирование общей направленности личности.

На начальном этапе, как и в предыдущих моделях, школьники уясняют требуемые понятия, нормы и правила. Затем формируется отношение школьников к предлагаемым им нормам и правилам поведения. В основе формирования отношения находится осознание необходимости и неизбежности овладения нормами и правилами, всестороннее осмысление которых ведет к выработке суждений типа "справедливо – несправедливо", "хорошо – плохо", "полезно – бесполезно". Более высокая форма их развития – убеждение. Наиболее верный путь формирования убеждений и укрепления их – создание ситуаций, в которых нужно проявить свою позицию. Наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, – это выработка устойчивой привычки поведения, которая становится нормой. Система привычных действий, поступков постепенно переходит в черту характера, свойства личности.