Моделирование эталона идеального спортсмена

Каждому виду деятельности присуща специфика, обусловливающая свойственный ему спектр требований к строению и функциям организма. Эту специфику хорошо передает факторная структура, отражающая удельный вклад различных систем организма, лимитирующих специальную работоспособность высококвалифицированных спортсменов. На се материале составляется эталон-модель идеального спортсмена, включающая все параметры, на которых основывается специальная спортивная работоспособность. Критериями отбора могут быть только признаки, входящие в состав модели. Например, МПК - один из важнейших физиологических показателей, но он не может быть критерием отбора в гимнастике или тяжелой атлетике, поскольку не лимитирует специальной работоспособности спортсмена.

Модель идеального спортсмена складывается из параметров, отражающих способности различного уровня (табл. 4).

Таблица 4

Уровни способностей спортсмена

Уровни способностей

Элементы способностей

1. Общие

Состояние здоровья, особенности физического развития, работоспособности, мотивации

2. Спортивные

Общие

К освоению спортивной техники, к преодолению утомления, восстанавливаемость

Специальные

Специфические для каждого вида спорта


Первые два уровня способностей имеют преимущественное значение на предварительном этапе спортивного отбора, а третий - на всех последующих этапах, когда отбирают к занятиям определенным видом спорта. Этот уровень, который характеризуется уже результатами спортивной деятельности, хотя и специфичен, но тем не менее имеет общие для всех видов спорта характеристики.

Таблица 5

Наследуемость морфометрических признаков (средние данные ряда исследователей, %)

Наследуемость

Морфометрический признак

85-90

Длина тела, длина верхних и нижних конечностей

80 85

Длина туловища, плеч и предплечья, бедра и голени

70-80

Масса тела, ширина таза и бедер, ширина плечевой кости и колена

60-70

Ширина плеч, голени и запястья

60 и менее

Обхват запястья, лодыжки, бедра и голени, плеча и предплечья, обхват шеи, талии и ягодиц

Выбор наиболее стабильных в онтогенезе признаков

Наибольшее значение имеют и заслуживают использования в качестве критериев отбора на его ранних этапах те из них, которые обладают стабильностью, то сеть устойчивостью индивидуальных особенностей в онтогенезе. Например, ребенок, выделяющийся среди 8-летних сверстников большой длиной тела, чаще всего остается высоким и в более зрелом возрасте. Параметры, обладающие стабильностью, характеризуются большой степенью генетической обусловленности. Приведем в качестве примера наследуемость некоторых морфометрических признаков у человека (табл. 5).


Из физиологических параметров в значительной степени генетически детерминированы показатели аэробной и анаэробной производительности и гипоксической устойчивости организма.

Из физических качеств наиболее подвержены генетическому контролю быстрота и взрывная сила, анаэробная и аэробная выносливость.

Нестабильные параметры, в значительной степени подверженные средовым воздействиям (например, статическая сила, реакции ЧСС на нагрузку), не следует использовать в качестве критериев отбора на ранних его этапах, так как они поддаются целенаправленному изменению в процессе многолетних тренировок.

Степень стабильности признака, обусловленная жесткостью генетической детерминации, может быть определена различными путями. Наиболее надежны два метода: близнецовый и лонгитудинальных (то есть длительных наблюдений) обследований.

При лонгитудинальных (динамических или продольных) обследованиях выраженность признака ежегодно, на протяжении многих лет (желательно в течение всей прогрессивной стадии онтогенеза) проверяется у одной достаточно представительной группы детей. Показателем стабильности служит коэффициент корреляции между значениями признака: ювенильными (каждого из детских лет) и дефинитивными (зрелого возраста).

Близнецовым методом определяется степень генетической обусловленности признаков.

При проведении отбора важное значение имеет также правильная оценка полученных при обследовании показателей. В этом отношении наибольшего внимания заслуживает учет двух факторов: предварительной обученности и темпов биологического созревания.

Снятие предварительной обученности. Вследствие различий двигательного режима, предварительного упражнения (неупражнения) обследуемые, обладающие равноценными задатками, могут сильно различаться по уровню обусловленных этими задатками способностей. Избежать ошибок, порождаемых предварительной обученностью, можно двумя путями. Один из них - использование в качестве критериев отбора показателей, которые не подвержены предварительной обученности (например, критическая частота световых мельканий - КЧСМ - как показатель лабильности нервной системы). Второй путь - повторные обследования после достаточных по объему стандартных тренировочных занятий. Например, определяются темпы прироста через 0,5-2 года.

Учет темпов биологического созревания. Выявляемый при обследовании уровень показателей - критериев отбора - в любом возрасте (наиболее сильно - в пубертатном) зависит от темпов биологического созревания. Акселераты, раньше вступающие в период "пубертатного скачка", получают временные преимущества по размерам тела и производительности основных физиологических систем организма (сравнительно с ретардантами), которые затем убывают до нуля к началу зрелого возраста. Поэтому значения критериев отбора надо оценивать по нормам не календарного, а биологического возраста. Темпы биологического созревания, кроме того, могут играть роль самостоятельного критерия отбора.

Общие положения по построению методики спортивного отбора

При разработке системы организации отбора в каком-либо виде спорта рекомендуется исходить из следующих положений:

1. Прогноз спортивной одаренности возможен с 10-12 лет, некоторых се элементов - с 6-8 лет; надежность прогноза снижается в сенситивные периоды.

2. Отбор - длительный, многоэтапный процесс.

3. Каждому виду спорта присуща специфическая система отбора. Технология составления системы отбора складывается из целого ряда действий, выполняемых в определенной последовательности.

4. Разработка или подбор модели спортсмена - перспективной и этапной.

5. Группировка критериев отбора по диапазонам отдаленности прогноза.

6. Отбор критериев для данного этапа.

7. Обследование и оценка показателей с учетом биологического возраста и обученности (предварительной) ребенка.

8. Установление величин необходимых прибавок по ведущим критериям и реальности их получения за срок планируемого этапа подготовки.

9. Принятие решения о спортивной пригодности.