Мода как массовидное психическое явление

О давнем существовании моды в истории человеческой культуры свидетельствуют дошедшие до нас источники, датируемые еще вторым тысячелетием до н. э. Они показывают, что мода как массовидное психическое явление бытовала еще в Древнем Египте. Далее ее существование прослеживается в эпоху Античности, Средневековья, Возрождения, Нового Времени и вплоть до современности.

Факт долговременного существования моды и ее распространения практически во всех странах мира свидетельствует о том, что мода как массовидное явление психики выполняла и продолжает выполнять важные социальные функции. Эти функции действительно существуют, и их немало. Основные из них следующие:

• выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей;

• дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям;

• облегчение поиска себе подобных среди масс людей;

• привлечение к себе внимания со стороны окружающих людей;

• повышение уровня самосознания и удовлетворенности собой;

• обновление и развитие культуры’.

Кратко рассмотрим каждую из названных психологических функций моды в отдельности.

В современном обществе всегда имеется несколько модных объектов в распоряжении людей, и те, как правило, вольны выбирать для себя любые из них. Поэтому первая функция моды — выражение культуры, вкусов населения, их индивидуальных особенностей — заключается в том, что, следуя моде и делая выбор из множества доступных ее вариантов, человек тем самым представляет себя, свою культуру для окружающих его людей. Через моду, которую он предпочитает, человек демонстрирует людям свои вкусы, свои индивидуальные особенности. При этом он сознательно или бессознательно рассчитывает на то, что другие люди, вступая с ним в общение, смогут через демонстрируемую им моду правильно воспринять и оценить его. Это, естественно, может предупредить возникновение многих недоразумений в общении, связанных с неправильным восприятием и оценкой людьми друг друга.

Вторая функция моды — дифференциация и объединение людей в социальные группы по их психологическим особенностям — связана с первой и проявляется в том, что благодаря моде происходит, с одной стороны, объединение психологически похожих друг на друга людей, с другой стороны, их отделение от множества окружающих людей, следствием чего становится появление особых социальных групп.

Третья функция моды — облегчение поиска себе подобных среди масс людей — также является близкой к двум уже названным ее функциям, но обладает и своей спецификой. Она состоит в том, что мода почти всегда имеет внешнюю форму выражения — через одежду, суждения, предметы, которыми пользуется человек. По ним люди могут быстро найти среди множества других людей себе подобных и отличить их от тех, кто психологически на них не похож. Это, естественно, облегчает процесс общения, способствует взаимопониманию и помогает избегать недоразумений и конфликтов. К примеру, одной из разновидностей моды в современном обществе является форменная одежда. По ней люди быстро могут определять профессиональную принадлежность друг друга и решают задачи, связанные с профессией.

Четвертая функция моды — привлечение внимания к человеку со стороны окружающих людей — проявляется в том, что мода — это всегда нечто новое по сравнению с тем, что уже было. По известному из общей психологии закону, все новое и необычное привлекает к себе повышенное внимание. Поэтому некоторые люди, которым недостает внимания со стороны окружающих, стараются с помощью моды вызвать к себе интерес.

Вперед, пятая, функция моды — повышение престижа, уровня самосознания и удовлетворенности собой — состоит в том, что с ее помощью индивид решает сразу три обозначенные выше социально-психологические задачи. Зная о том, что модное — это всегда дорогое, редкое и желательное (привлекательное), человек через моду старается повысить свой статус среди окружающих людей, выделиться на их фоне (на него начинают обращать повышенное внимание, ему завидуют, и это может его радовать). Известно также явление, в соответствии с которым люди склонны относить к себе как личности те вещи, которыми они обладают. Если эти вещи ценные, то соответственно повышается и самооценка человека. Он начинает больше себя уважать, и, как следствие, улучшается его самочувствие и настроение.

Последняя, шестая, функция — это обновление и развитие человеческой культуры. Здесь имеется в виду не столько развитие культуры отдельно взятого человека, сколько общества в целом. Всякая мода — это всегда новое и, как правило, более совершенное, чем старое. Соответственно, переход от одной моды к другой может означать психологическое обновление и совершенствование. Появление новой моды в обществе — это, соответственно, признак его развития.

Мода, как и слухи, непостоянна, имеет циклический характер. В цикле моды можно отметить моменты ее возникновения, признания ее массами населения, распространения и заката. На каждом из этих этапов проявляются определенные закономерности, и в движении моды по указанным этапам ее цикла могут принимать участие различные люди с закрепленными за ними специфическими функциями. Обсудим эти функции и одновременно с этим рассмотрим этапы возникновения и распространения моды.

Цикл движения моды обычно начинается с того, что кто-то предлагает нечто новое, что впоследствии может стать модным, то есть приобрести популярность среди масс населения. Того, кто предлагает новое, называют законодателем моды, или ее автором. Обычно это незаурядный, творчески одаренный человек, который способен создать нечто такое, что может получить высокую оценку со стороны масс людей. Автором моды, к примеру, может стать писатель, художник, дизайнер одежды, ученый, инженер и т. д.

Для того чтобы созданное автором моды произведение получило широкое признание и высокую оценку со стороны людей, его необходимо довести до определенного уровня совершенства. Это обычно делают не менее талантливые люди, чем автор моды, но в другой области, связанной с производством. Создавая придуманное автором произведение, они могут его улучшить, довести до требуемого уровня совершенства.

Например, высококвалифицированный редактор рукописи писателя, как правило, улучшает качество текста; мастер по изготовлению модной одежды делает ее такой, чтобы она стала привлекательной для потенциальных покупателей; высококвалифицированный рабочий изготавливает устройство или машину, изобретенную инженером, и вместе с ним доводит ее до определенного уровня совершенства. Все эти люди по праву выступают в качестве соавторов моды.

Далее, чтобы созданная вещь стала популярной, ее необходимо продемонстрировать массам людей. Это обычно делают те, кого называют демонстраторами, или первичными распространителями, моды. Их роль заключается в том, чтобы привлечь внимание масс людей к вновь созданной вещи и публично продемонстрировать ее достоинства.

Демонстраторами и первичными распространителями моды становятся, как правило, известные люди, которые часто появляются на публике, например на экранах телевизоров или в кино. Их популярность и личная привлекательность способствуют признанию соответствующей вещи и ее превращению в модную. Известно, что многие люди склонны подражать своим кумирам, и им кажется* что если они обладают такой же вещью, которая имеется в распоряжении их кумира, то это приближает их к нему, повышает их собственный статус и престиж. Так, например, многие молодые люди, подражая популярным артистам или спортсменам, стараются следовать демонстрируемой ими моде.

После того как модная вещь продемонстрирована широкой публике, оценена и получила признание, возрастает спрос на нее среди масс населения. Для того чтобы удовлетворить этот спрос и сделать ставшую модной вещь доступной, такой, которую в свое распоряжение могут получить массы населения, необходимо наладить ее массовое производство и удешевить.

На данном этапе цикла движения моды в действие вступают промышленники (предприниматели). Они быстро налаживают производство модной вещи, выпускают ее в массовом порядке. Одновременно распространение новой моды стимулируется рекламой, поскольку в обществе имеется конкуренция между разными производителями модных товаров, а "реклама — двигатель торговли".

Население после этого приобретает модную вещь в личное пользование, и на данном этапе эта вещь становится по-настоящему модной. Здесь мода достигает вершины своего существования, но после этого, как это ни парадоксально, начинается естественный и постепенный ее закат. Он связан с тем фактом, что, во-первых, то, чем уже владеют массы людей, модным не является; во-вторых, люди быстро привыкают к модному и у них вновь появляется стремление к обновлению. С этого момента обычно начинается цикл новой моды,

В заключение обсудим влияние моды на психологию масс. Прежде всего отметим, что в большинстве случаев это влияние является положительным. Именно поэтому, наверное, мода возникла давно и продолжает существовать в наше время. Конкретно влияние моды на психологию масс людей может проявляться в следующем:

• улучшение массового настроения;

• повышение удовлетворенности масс людей;

• возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются;

• облегчение общения людей;

• предупреждение и устранение возможных межличностных конфликтов.

Улучшение настроения масс людей под влиянием моды происходит по той причине, что, приобщаясь к моде, люди начинают физически и психологически чувствовать себя лучше. Известно, что всякая новая, модная вещь приносит определенную пользу людям, поскольку всякая новая вещь обладает качествами, способными более полно, чем старые вещи, удовлетворить потребности людей. Отсюда и повышение настроения тех людей, которые приобщаются к моде.

Повышение удовлетворенности масс людей происходит по той же самой причине. Кроме того, люди осознают, что приобщение к моде или следование ей свидетельствуют о росте их личного благополучия. Действительно, тот, кто приобрел в индивидуальное пользование модную вещь, становится богаче в материальном отношении.

Возникновение в сознании масс людей представления о том, что они развиваются, следуя моде, объясняется тем, что среди модного есть немало такого, что действительно обогащает людей как интеллектуально, так и нравственно. Это, к примеру, касается чтения новых литературных произведений или научных трудов, знакомства с новыми произведениями искусства.

Облегчение общения благодаря моде происходит по той причине, что, следуя моде, люди легко находят единомышленников и получают удовлетворение не только от взаимопонимания, но и от того, что другие люди переживают и думают то же самое, что и они.

Мода способствует предупреждению и устранению межличностных недоразумений и конфликтов по той причине, что люди, следующие различной моде, стараются не вступать друг с другом в личные взаимоотношения. Они знают, что могут не найти друг с другом взаимопонимания.

Так, например, взрослые люди обычно избегают компаний молодежи, которые одеты не так, как, по мнению взрослых, следует одеваться, и которые, соответственно, ведут себя не так, как бы им хотелось. Справедливо и обратное: молодые люди, чья мода отличается от моды, характерной для консервативно настроенных взрослых людей, стараются меньше контактировать с ними. В итоге уменьшается общее количество межличностных конфликтов в обществе.